Микролитражный автомобиль «Дуэт» был задуман как транспортное средство, пригодное для перевозки четырех пассажиров либо малогабаритных грузов массой до 500 кг. В ходе изготовления появлялось пара разных вариантов ответа тех либо иных узлов, очень многое переделывалось и передумывалось не одни раз. В конечном счете оказался, в общем, хороший автомобиль.
Проектирование его велось с учетом имевшихся в отечественном распоряжении механизмов и узлов. В следствии обозначилась такая компоновка: передний мост от мотоколяски СЗД в сочетании с рамой от грузового мотороллера ТГ-200 «Муравей». Соединяются они между собой трубами O 42 мм и швеллерами 40X50 мм. Помимо этого, центральная часть рамы (в том месте, где находится двигатель) пара видоизменена если сравнивать с мотороллерной в соответствии с габаритами более замечательного мотора от мотоколяски СЗД.
Он, кстати, закреплен в кронштейнах (переднем и заднем), сваренных из уголков 30X30 мм и листовой стали толщиной 3 мм. Кронштейны, со своей стороны, установлены на резиновых амортизационных подушках, а те — на приваренных к раме амортизационных площадках из швеллера 50X60 мм, согнутого из стали толщиной 3 мм.
Слева от двигателя (по ходу автомобиля) крепится бензобак.
Он опирается на уголки и прижимается металлической лентой через втулку гайкой с резьбой М5.
В задней части рамы вместо штатных амортизаторов установлены гидравлические — от спортивного мотоцикла. Для крепления их верхних ушек к поперечине из уголка 20X30 мм приварены резьбовые стержни. Колеса микроавтобуса — от мотоколяски СЗД, но их диски расширены: между ними установлено кольцо шириной 60 мм. Двигатель, как уже отмечалось, кроме этого от мотоколяски совместно со штатным воздухофильтром.
Заменен карбюратор, установлен К62С, вместо штатной совокупности зажигания — магнето М27Б (расположено с правой стороны). Патрубки выброса выведены в одну неспециализированную трубу и в глушитель, сваренный из листовой нержавейки.
Дифференциал на автомобиле — от грузового мотороллера, ведомая звездочка от мотоколяски.
Подрамник помогает для монтажа органов управления (педалей), установки рулевого кузова и картера механизма. Лонжероны подрамника изготовлены из гнутого швеллера сечением 50X45 мм и соединены уголком сечением 15Х15 мм. Передняя его часть — прямоугольная труба сечением 20X40 мм, вваренная в лонжероны.
Место сварки усилено двумя уголками.
В передней части подрамника установлены основание под картер механизма рулевого управления, стойки из уголка 20X20 мм со втулками под оси педалей и кронштейн крепления главного тормозного цилиндра. В задней части подрамника приварены пластины, к каким подсоединяется рычаг стояночного тормоза.
Привязка к раме осуществляется при помощи двух фланцев и двух стоек (уголки 20X20 мм).
Механизм рулевого управления — от автомобиля ЗАЗ-968А. В рулевой привод входит продольная тяга, две рулевой и поперечные тяги «треугольник».
Продольная тяга поворачивает конкретно левое колесо, на поворотном рычаге которого приварена дополнительная втулка с конусным отверстием для установки рулевого пальца тяги.
Потом упрочнение передается левой поперечной тягой на рулевой треугольник, что, со своей стороны, поворачивается и приводит в перемещение поперечную тягу правого колеса.
направляться еще сообщить о том, что рулевой треугольник поворачивается на металлическом пальце, что вварен в скобу, а та, со своей стороны, приварена посредине верхней трубы переднего моста.
Управление самим автомобилем и работой двигателя осуществляется по общепринятой схеме.
Тросы управления муфты и привода сцепления дроссельной заслонкой связаны с качалкой, а та — с педалями твёрдыми регулируемыми тягами.
Привод тормозов пара сложнее. Так как тут перед нами стояла задача связать «гидравлику» переднего моста с «механикой» задних тормозных механизмов. В следствии показался еще один рабочий тормозной цилиндр (от ГАЗ-24), связанный своим поршнем с уравнителем и рычагом привода тормозных сил тяг механических тормозов задних колес.
Целый данный механизм закреплен на пластине толщиной 7 мм, которая приварена к хребту рамы, в задней ее части.
Остается добавить, что основной тормозной цилиндр использован от автомобиля «Москвич-412».
Управление реверсом дифференциала и коробкой передач осуществляется рычагами.
Привод реверса более сложный, включает две регулируемые тяги, соединенные через промежуточную качалку с плечами 55 и 40 мм. На раме рычаги шарнирно закреплены на неспециализированной оси.
Кузов представляет собой пространственную конструкцию. Днище ее вырезано из фанеры толщиной 10 мм. На шурупах к нему крепится железный каркас из труб O 21 мм, металлических профилей «уголок» сечением 40X20 мм.
Для обшивки каркаса мы создали очень действенную разработку в расчете на пенопласт.
Да, простой упаковочный крупнозернистый пенопласт толщиной 50 мм.
Сперва нужно поделить кабину на отдельные панели, к примеру, такие, как крыша, задняя стена, боковые стены, задний нижний пояс (то, что находится ниже уровня дна), капот, передняя стена, передние боковые стены и без того потом. Для изготовления всех этих элементов нужно сделать по два шаблона из ДВП на любой.
Потом шаблоны накладываются на страницу пенопласта (с двух сторон), и по ним эта панель кабины бережно вырезается.
Микроавтомобиль «Дуэт».
Рама микроавтомобиля «Дуэт»:
1 — подрамник, 2 — скоба крепления рулевого треугольника, 3 — кронштейн крепления тормозных шлангов, 4 — пластина крепления реверса переключения и рычагов передач, 5 — стойка (труба O 20 мм с фланцем для крепления подрамника), 6 — узел крепления топливного бака, 7 — площадка крепления амортизационных подушек, 8 — опоры крепления кузова, 9 — ушко крепления возвратной пружины рычага привода тормозов задних колес, 10 — пластина крепления рабочего рычага и тормозного цилиндра, 11 — топливный бак, 12 — пластина крепления распределителя тормозных магистралей, 13 — оси крепления гидравлических амортизаторов.
Передний (1) и задний (2) кронштейны крепления двигателя.
Схема рулевого управления микроавтомобиля:
1 — картер рулевого управления, 2 — продольная регулируемая тяга, 3 — левый тормозной барабан с цапфой, 4 — поперечная рулевая тяга, 5 — рулевой треугольник, 6 — дополнительная втулка крепления пальца продольной тяги.
Рулевой треугольник:
1 — медный вкладыш, 2 — конусная втулка, 3 — цилиндрическая втулка.
Подрамник:
1 — лонжерон (швеллер 45X50 мм), 2 — пластины крепления рычага стояночного тормоза (металлической лист толщиной 2,5 мм), 3 — поперечина (уголок 15Х15 мм), 4 — стойка (уголок 20X20 мм), 5 — пластина крепления подрамника (металлической лист толщиной 3 мм), 6 — косынка усиливающая (металлический лист толщиной 3 мм), 7 — поперечина (прямоугольная металлическая труба сечением 20X40 мм), 8 — упор для оболочки троса привода дроссельной заслонки, 9 — короб для установки рулевого механизма, 10 — ось качалки (резьбовая шпилька М8), 11 — упор оболочки троса сцепления, 12 — стойка (уголок 20X20 мм), 13 — втулки крепления оси педалей (O 26 мм), 14 — фланец крепления главного тормозного цилиндра (сталь толщиной 4 мм).
Блок-схема электрооборудования:
1 — передние световые устройства 2 — блок задних световых устройств, 3 — переключатель и стеклоочиститель режима работы, 4 — блок тумблеров, 5 — электрооборудование двигателя, 6 — приборный щиток.
Резка пенопласта производится приспособлением, напоминающим лучковую пилу, у которой вместо полотна закреплена нихромовая проволока.
С первого взора такая разработка весьма несложна, но она разрешает делать только поверхности одинарной кривизны, тогда как крыша, задняя стена, другие элементы и капот представляют собой поверхности двойной кривизны. Но и такую форму сделать не через чур сложно. Нужно лишь криволинейную поверхность, вырезанную по шаблонам, согнуть еще и в второй плоскости, для чего с внутренней стороны заготовки нужно сделать надрезы (на всей протяженности) на глубину приблизительно 2/3 толщины.
После этого надрезы заполняются эпоксидным клеем, панель изгибается и в таком положении оставляется до полного отверждения смолы.
При изготовлении панелей нужно кроме этого заблаговременно разметить территории, где будут размешаться фары (у нас от СЗД), мигалки указателя поворота (от мотоцикла «Днепр») и повторителя (от ВАЗ-2101), номерной заднее стекло и знак.
Тут необходимо вклеить в пенопластовые панели с внутренней их стороны фанерные пластины толщиной 10 мм размеров и той формы, каковые нужны для крепления этих элементов.
Подготовив так все панели, возможно приступать к их склейке в единое целое. Сперва лучше собрать всю переднюю нижний пояс и часть кабины, а после этого боковые стены, крышу и заднюю стенку.
Последние элементы наклеиваются на трубы каркаса, исходя из этого в пенопласте нужно прорезать канавки так, дабы трубы размешались заподлицо с внутренней поверхностью панелей. Для жёсткости и придания прочности кабина обтягивается стеклотканью на эпоксидном клее в 2…4 слоя (в зависимости от ее толщины), по окончании чего шпаклюется, грунтуется и окрашивается нитроэмалью.
Заднее стекло кабины произведено из оргстекла толщиной 4 мм. Его размеры 530X1400 мм.
Лобовое стекло плоское. Мы сделали его самостоятельно. Как продемонстрировали бессчётные опыты, по прочностным чертям оно не уступает а также превосходит заводской «триплекс». К тому же отечественная разработка имеет одно преимущество. Стекло возможно изготовить любой тонировки, вводя пигментные красители.
Двери автомобиля сделаны в принципе равно как и сама кабина. Сначала изготовляется железный каркас, служащий для крепления бокового стекла (оргстекло толщиной 4 мм), замка и петель (использован от СЗД). После этого готовый каркас оклеивается пенопластом, пенопласт — снаружи стеклотканью, изнутри пластиком.
Совокупность электрооборудования выполнена по блочной схеме. Нам думается, что такая разбивка существенно упрощает неспециализированную сборку проводки, и нахождение каких-либо неисправностей. Она включает в себя 6 блоков, имеющих собственные выводы, каковые соединяются лишь на панели (последняя имеет 17…20 выводов).
Разбивка на блоки ведется в основном с учетом нахождения рядом отдельных его элементов. Разглядим, к примеру, блок № 6. Это приборный щиток (он использован от ЗАЗ-968А), на котором смонтированы замок зажигания, центральный тумблер света, кнопка звукового сигнала, чуть ниже — сам сигнал, на рулевой колонке тумблер указателей поворота и чуть левее щитка — блок предохранителей.
Завершая описание конструкции автомобиля, добавлю, что за разработку микролитражки «успешное» участие и Дуэт в автопробеге Вологда — Харовск — Вологда в июле 1989 года, автоконструкторская лаборатория ДТИ награждена дипломом II степени и премией Вологодского облсовета ВОИР.
Технические данные микролитражного автомобиля «Дуэт»
Грузоподъемность: 500кг
База, мм: 1870
Колея, мм: 1160
Клиренс, мм: 180
Мельчайший радиус поворота по оси следа внешнего колеса, м: не более 3
Габаритные размеры:
протяженность, мм— 3150
ширина, мм— 1640
высота, мм— 1630
Углы свеса (съезда), град.:
передний— 30°
задний— 20°
Сухая масса автомобиля, кг: 400
Полная масса автомобиля, кг: 600
Большая скорость с полной нагрузкой, км/ч: 80
Двигатель
Тип: бензиновый, карбюраторный 2-тактный, от мотоколяски СЗД
Тип карбюратора: К62С
Подача горючего к карбюратору: диафрагменным насосом
Совокупность зажигания от магнето: М27Б
Совокупность запуска стартером: СТ 366
Электрооборудование
Бортовое напряжение, В: 12
Аккумуляторная батарея: 6СТ55
Свеча зажигания: А17 В
Генератор: Г 108-М
Реле-регулятор: РР24-Г2
Основная передача
Цепная: цепь, тип ПР-15, 875 ГОСТ 10947-64
Ход цепи, мм: 15,875
Количество звеньев, шт.: 118
Передаточное число: 0,714; Z=15; Z=21
Ходовая часть
Передняя подвеска: свободная, торсионная на продольных рычагах от мотоколяски СЗД
Установка передних колес:
схождение, мм — 1,5…2,5
развал, град. — 1…2
Задняя подвеска: свободная, на двух поперечных рычагах и цилиндрических пружинах от грузового мотороллера ТГ-200
Колеса: дисковые, В-19А от мотоколяски СЗД
Размер: 5,00—10
Тормоза
Ножной (рабочий): колодочный, на все колеса
Тип привода: гидромеханический
Ручной (стояночный): колодочный, на два задних колеса
Рулевое управление
Тип рулевого механизма: ролик и глобоидальный червяк от ЗАЗ-968А
Передаточное отношение (среднее): 17,0
Диаметр рулевого колеса, мм: 370, от мотоколяски СЗД
А.
КРЫЛОВ, начальник автоконструкторской лаборатории ДЮТ, г. Вологда