В последние десятилетия отравление и загрязнение вод Мирового океана достигло невиданных размеров и возросло так, что появилась острая необходимость в создании особых технических средств для сбора нефтепродуктов с поверхности воды.
В Советском Альянсе на начальной стадии борьбы за охрану чистоты моря в Черноморском ЦП КБ Министерства флота был создан первый в стране портовый, а после этого и рейдовый нефтемусоросборщик (рис. 1, А).
на данный момент в отечественных портах трудится уже более ста нефтемусоросборщиков этого типа. Полоса траления у них около трех метров. В портах Балтики удачно трудятся особые боты (рис. 1, Б), предназначенные для очистки акваторий портов от мусора и нефтепродуктов, с полосой траления до 15 м и производительностью в четыре раза выше, чем у других подобных ботов.
Работа существующих нефтемусоросборщиков основана на всасывании слоя воды с плавающей на ее поверхности пленкой нефти.
Она закачивается в сепарационное устройство на судне насосом. Наряду с этим вместе с пленкой подается слой воды, толщина которого равна диаметру подающего винта либо всасывающего сопла. КПД таких нефтесборщиков очень низок, а область применения ограничена.
не сильный место в конструкции этих механизмов — траловое устройство, выполненное в виде «усов» из железных пластин. Повышение длины «усов» ведет к возрастанию гидродинамического сопротивления и утрата маневренности.
Рис.
1. Схема нефтесборщика:
1 — распорный буй, 2 — трос, 3 — рукав трала, 4 — поплавок с соплом, 5, 7 — всасывающее устройство, 6 — насос, 8 — нефтезаборник, 9 — компрессор; А, Б — схемы существующих нефтемусоросборщиков, В — вероятный вариант их модернизации.
Однако существующие нефтемусоросборщики снабжают поддержание нужной чистоты акваторий портов СССР.
Но сейчас очередным этапом охраны внешней среды делается очистка не только прибрежной территории, но океанов и всей акватории морей от плавающих по воле ветров и течений многомильных нефтяных ковров. Они портят рыбу, водоросли, морских животных, нарушают обмен теплом, газами и влагой между атмосферой и океаном.
Каждый год на морскую поверхность выливается до 5 млн. т масла, причем рассеивание таковой пленки происходит весьма медлительно.
Загрязнение Мирового океана зафиксировано кроме того аппаратурой космических спутников.
последствия и Опасность отравления вод стали причиной тому, что с прошлого года получила юридическую силу Интернациональная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.
Сейчас судам запрещен вход в выход и морские порты из них, независимо от ведомственной принадлежности флота, если они перевозят в качестве груза более 200 т нефти и не имеют средств обеспечения безопасности от загрязнения, как того требует конвенция.
Мной предлагается навесное устройство (см. рис. 1), которое возможно использовано как в закрытых громадных водоемах, так и в открытом море либо океане.
Фактически любое морское либо речное судно, и лихтер либо нефтеналивная баржа смогут быть вооружены таким «нефтяным тралом».
Его главный рабочий орган — эластичный рукав с поплавками, дугой уходящий в обе стороны от кормы судка. В рукав под давлением подается воздушное пространство, производимый соплами (рис.
2), установленными под углом к водной поверхности. Одним финишем рукав соединен с заборником-накопителем, а вторым — с буксирным тросом и распорным буем, закрепленным в носовой части судна.
Рис. 2. Разрез поплавка с регулируемым соплом:
1, 2 — половины корпуса поплавка из пенопласта, 3 — балласт (для остойчивости), 4 — прокладка, 5 — регулируемое сопло, 6, 7 — винт и гайка для регулировки сопла, 8 — рукав.
У для того чтобы навесного устройства имеется собственные преимущества и отличительные особенности. И в первую очередь его «плавучесть», и гидродинамическое раскрытие тралового устройства: другими словами приведение его в рабочее положение легко под действием встречного потока воды при перемещении. Это снабжает полосу траления от 1 до 1,5 длины корпуса судна (см. рис.
1).
сбор и Перемещение нефтепродуктов на водной поверхности осуществляются благодаря действию на них воздушной (либо гидравлической) завесы (рис. 3), а «буксировка» — в особом накопителе за бортом судна либо в его танках.
Так как трал движется по поверхности воды, он имеет относительно маленькое гидродинамическое сопротивление — 150—250 кгс при скорости до трех узлов, снабжает повышенную скорость рабочего хода — до шести узлов, и свойство выдерживать беспокойство моря до четырех баллов.
Как же трудится морской «дворник»? При перемещении судна встречный поток воды отводит от бортов распорные буи — происходит гидродинамическое раскрытие трала.
Воздушное пространство, подаваемый от нагнетателя, поступает по эластичному рукаву в сопла. Истекая из них, струи образуют завесу, которая оттесняет слой нефтепродукта в заборник-накопитель. Из этого его возможно откачивать насосом в танки.
Современный танкер с корпусом длиной 150—200 м, вооруженный навесным устройством очистки, может иметь полосу траления в 200—300 м. Существующие портовые и рейдовые нефтемусоросборщики с полосой всего 3,5 и 15 м благодаря пневматическому тралу смогут расширить ширину захвата до двадцати метров и более (см. рис. 1, В).
Рис. 3. Три вида рабочего положения сопла:
А — при создании воздушной завесы перед тралом.
Б — образование «пузырькового» водовоздушного барьера, В — распыливание химпрепаратов над поверхностью нефти.
Расширение полосы траления возможно достигнуто следующим образом: в носовой части судна устанавливается убирающийся выстрел — необычный бушприт, равный приблизительно длине корпуса. К выстрелу крепятся буксирные тросы с гибким рукавом и распорными пластинами. Для внутренних акваторий установка сопел, возможно, не потребуется.
Повышение полосы траления с 3,5 до 20—25 м обеспечит позышеиие производительности сбора нефти в 5—6 раз, что эквивалентно вводу в строй дополнительно как минимум нескольких сот новых нефтесборщиков, подобных существующим.
На данный момент подобный морской «дворник» еще нигде не внедрен. Изготовленная автором действующая модель трала-нефтесборщика с полосой захвата 2 м остается неиспытанной.
По имеющимся сведениям, подобные устройства в СССР никем не выпускаются. Одновременно с этим угроза последствий загрязнения океана и отечественных внутренних бассейнов остается актуальной и сейчас.
В. САВИЦКИЙ
От редакции: Мы обращаемся к комитетам ВЛКСМ портов и заинтересованных организаций, ко всем новаторам, ко всем, у кого в душе горит творческий огонек: необходимо оказать помощь изобретателю.
В. А. Савицкий сделал первые шаги. Сейчас дело за молодыми новаторами, участниками перемещения НТТМ: включайтесь в операцию «Внедрение»!
Рекомендуем изобретение В А. Савицкого для показа на ВДНХ СССР в павильоне «Природоохрана».
Рандомные статьи:
АНАПА 22.06.2017 САМОЕ ЧИСТОЕ МОРЕ ПОГОДА И ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
15 Способов сделать ваш дом чище быстро и экономно
Дабы ваш дом был чистым, возможно применять различные дорогие средства, но они не всегда помогают. В отличие от них простые народные средства существенно…
-
Чистый бассейн – легко и просто
Купание в бассейне – огромное наслаждение и для детей, и для взрослых. Но надлежащие содержание резервуара с водой подразумевает не только уборку мусора…
-
Лучшие гаджеты для уборки: в помощь хозяйке
FashionTime.ru подготовил для вас рейтинг умной техники, с которой уборка преобразовывается в настоящее наслаждение. Домашнее хозяйство – это настоящее…
-
По противоположному склону оврага, оттуда, где высятся уходящие вверх золоченные под ярким зимним солнцем стволы сосен, спускается лыжник….