Море будет чистым

В последние десятилетия отравление и загрязнение вод Мирового океана достигло невиданных размеров и возросло так, что появилась острая необходимость в создании особых технических средств для сбора нефтепродуктов с поверхности воды.

В Советском Альянсе на начальной стадии борьбы за охрану чистоты моря в Черноморском ЦП КБ Министерства флота был создан первый в стране портовый, а после этого и рейдовый нефтемусоросборщик (рис. 1, А).

на данный момент в отечественных портах трудится уже более ста нефтемусоросборщиков этого типа. Полоса траления у них около трех метров. В портах Балтики удачно трудятся особые боты (рис. 1, Б), предназначенные для очистки акваторий портов от мусора и нефтепродуктов, с полосой траления до 15 м и производительностью в четыре раза выше, чем у других подобных ботов.

Работа существующих нефтемусоросборщиков основана на всасывании слоя воды с плавающей на ее поверхности пленкой нефти.

Она закачивается в сепарационное устройство на судне насосом. Наряду с этим вместе с пленкой подается слой воды, толщина которого равна диаметру подающего винта либо всасывающего сопла. КПД таких нефтесборщиков очень низок, а область применения ограничена.

не сильный место в конструкции этих механизмов — траловое устройство, выполненное в виде «усов» из железных пластин. Повышение длины «усов» ведет к возрастанию гидродинамического сопротивления и утрата маневренности.

Рис.

1. Схема нефтесборщика:

1 — распорный буй, 2 — трос, 3 — рукав трала, 4 — поплавок с соплом, 5, 7 — всасывающее устройство, 6 — насос, 8 — нефтезаборник, 9 — компрессор; А, Б — схемы существующих нефтемусоросборщиков, В — вероятный вариант их модернизации.Море будет чистым

Однако существующие нефтемусоросборщики снабжают поддержание нужной чистоты акваторий портов СССР.

Но сейчас очередным этапом охраны внешней среды делается очистка не только прибрежной территории, но океанов и всей акватории морей от плавающих по воле ветров и течений многомильных нефтяных ковров. Они портят рыбу, водоросли, морских животных, нарушают обмен теплом, газами и влагой между атмосферой и океаном.

Каждый год на морскую поверхность выливается до 5 млн. т масла, причем рассеивание таковой пленки происходит весьма медлительно.

Загрязнение Мирового океана зафиксировано кроме того аппаратурой космических спутников.

последствия и Опасность отравления вод стали причиной тому, что с прошлого года получила юридическую силу Интернациональная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.

Сейчас судам запрещен вход в выход и морские порты из них, независимо от ведомственной принадлежности флота, если они перевозят в качестве груза более 200 т нефти и не имеют средств обеспечения безопасности от загрязнения, как того требует конвенция.

Мной предлагается навесное устройство (см. рис. 1), которое возможно использовано как в закрытых громадных водоемах, так и в открытом море либо океане.

Фактически любое морское либо речное судно, и лихтер либо нефтеналивная баржа смогут быть вооружены таким «нефтяным тралом».

Его главный рабочий орган — эластичный рукав с поплавками, дугой уходящий в обе стороны от кормы судка. В рукав под давлением подается воздушное пространство, производимый соплами (рис.

2), установленными под углом к водной поверхности. Одним финишем рукав соединен с заборником-накопителем, а вторым — с буксирным тросом и распорным буем, закрепленным в носовой части судна.

Рис. 2. Разрез поплавка с регулируемым соплом:

1, 2 — половины корпуса поплавка из пенопласта, 3 — балласт (для остойчивости), 4 — прокладка, 5 — регулируемое сопло, 6, 7 — винт и гайка для регулировки сопла, 8 — рукав.

У для того чтобы навесного устройства имеется собственные преимущества и отличительные особенности. И в первую очередь его «плавучесть», и гидродинамическое раскрытие тралового устройства: другими словами приведение его в рабочее положение легко под действием встречного потока воды при перемещении. Это снабжает полосу траления от 1 до 1,5 длины корпуса судна (см. рис.

1).

сбор и Перемещение нефтепродуктов на водной поверхности осуществляются благодаря действию на них воздушной (либо гидравлической) завесы (рис. 3), а «буксировка» — в особом накопителе за бортом судна либо в его танках.

Так как трал движется по поверхности воды, он имеет относительно маленькое гидродинамическое сопротивление — 150—250 кгс при скорости до трех узлов, снабжает повышенную скорость рабочего хода — до шести узлов, и свойство выдерживать беспокойство моря до четырех баллов.

Как же трудится морской «дворник»? При перемещении судна встречный поток воды отводит от бортов распорные буи — происходит гидродинамическое раскрытие трала.

Воздушное пространство, подаваемый от нагнетателя, поступает по эластичному рукаву в сопла. Истекая из них, струи образуют завесу, которая оттесняет слой нефтепродукта в заборник-накопитель. Из этого его возможно откачивать насосом в танки.

Современный танкер с корпусом длиной 150—200 м, вооруженный навесным устройством очистки, может иметь полосу траления в 200—300 м. Существующие портовые и рейдовые нефтемусоросборщики с полосой всего 3,5 и 15 м благодаря пневматическому тралу смогут расширить ширину захвата до двадцати метров и более (см. рис. 1, В).

Рис. 3. Три вида рабочего положения сопла:

А — при создании воздушной завесы перед тралом.

Б — образование «пузырькового» водовоздушного барьера, В — распыливание химпрепаратов над поверхностью нефти.

Расширение полосы траления возможно достигнуто следующим образом: в носовой части судна устанавливается убирающийся выстрел — необычный бушприт, равный приблизительно длине корпуса. К выстрелу крепятся буксирные тросы с гибким рукавом и распорными пластинами. Для внутренних акваторий установка сопел, возможно, не потребуется.

Повышение полосы траления с 3,5 до 20—25 м обеспечит позышеиие производительности сбора нефти в 5—6 раз, что эквивалентно вводу в строй дополнительно как минимум нескольких сот новых нефтесборщиков, подобных существующим.

На данный момент подобный морской «дворник» еще нигде не внедрен. Изготовленная автором действующая модель трала-нефтесборщика с полосой захвата 2 м остается неиспытанной.

По имеющимся сведениям, подобные устройства в СССР никем не выпускаются. Одновременно с этим угроза последствий загрязнения океана и отечественных внутренних бассейнов остается актуальной и сейчас.

В. САВИЦКИЙ

От редакции: Мы обращаемся к комитетам ВЛКСМ портов и заинтересованных организаций, ко всем новаторам, ко всем, у кого в душе горит творческий огонек: необходимо оказать помощь изобретателю.

В. А. Савицкий сделал первые шаги. Сейчас дело за молодыми новаторами, участниками перемещения НТТМ: включайтесь в операцию «Внедрение»!

Рекомендуем изобретение В А. Савицкого для показа на ВДНХ СССР в павильоне «Природоохрана».

Рандомные статьи:

АНАПА 22.06.2017 САМОЕ ЧИСТОЕ МОРЕ ПОГОДА И ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • 15 Способов сделать ваш дом чище быстро и экономно

    Дабы ваш дом был чистым, возможно применять различные дорогие средства, но они не всегда помогают. В отличие от них простые народные средства существенно…

  • Чистый бассейн – легко и просто

    Купание в бассейне – огромное наслаждение и для детей, и для взрослых. Но надлежащие содержание резервуара с водой подразумевает не только уборку мусора…

  • Лучшие гаджеты для уборки: в помощь хозяйке

    FashionTime.ru подготовил для вас рейтинг умной техники, с которой уборка преобразовывается в настоящее наслаждение. Домашнее хозяйство – это настоящее…

  • Серфинг на снегу

    По противоположному склону оврага, оттуда, где высятся уходящие вверх золоченные под ярким зимним солнцем стволы сосен, спускается лыжник….