катеров и Тысячи мотолодок, выстроенных любителями по проектам ОКБ «М-К», бороздят водные просторы рек, озер а также морей отечественной необъятной Отчизны. Это завоевавшие широкую популярность «Москвички», «Волжанки», «Стрелки», «Русалки», «Русланы» и «Тайфуны». Умелый глаз эксперта сходу выяснит их по посадке и характерному профилю на воде, разрешающей практически на всем диапазоне скоростей ходить без волны.
Но сейчас все чаще и чаще появляются «гибриды» катеров и мотолодок, появившихся в ОКБ «М-К». Это итог творческой самодеятельности, попытки собственными силами приспособить те либо иные проекты к эксплуатации в местных условиях, технологии новых и поиска материалов, снабжающих высокий уровень качества изделия.
Одна из увлекательных новинок — мотолодка «Лада» конструкции отечественного читателя В. И. Кокорева из Куйбышева.
Она создана на базе уже апробированных и прекрасно себя зарекомендовавших мотолодок с лыжей в килевой плоскости и обводами типа «морской нож» американского конструктора Питера Пейна. Как мы знаем, Пейн сконструировал быстроходное судно с очень сильно удлиненным и заостренным носом (отчего оно и было названо), талантливое преодолевать встречные волны, медлено их разрезая.
Приблизительно такую же форму имеют современные сверхзвуковые самолеты: заостренный шнобель облегчает преодоление звукового барьера.
В конструкции мотолодки «Лада» очень сильно заостренная носовая часть переходит в широкую килевую лыжу (440 мм по транцевой раме) и в сочетании со скошенными бортовыми ветвями шпангоутных рамок образует корпус в полной мере современной формы, талантливый прекрасно глиссировать при различном состоянии и различных нагрузках водной поверхности.
Так, с минимальной нагрузкой (один шофер) мотолодка «Лада» может глиссировать на одной лыже, воображающей собою плоскую пластинку; с повышением нагрузки в работу включаются скошенные участки дна. Наряду с этим глиссирующие качества корпуса понижаются намного медленнее, чем у простых лодок с обводами «глубокое V».
Непременно, работа В. И. Кокорева владеет преимуществами, каковые может оценить любой любитель водно-моторного спорта.
Рис.
1. Неспециализированный вид мотолодки:
1 — подмоторный ящик, 2 —- бимс шпангоута № 8, 3 — фальшборт, 4 — планшир, 5 — бортовые косынки шпангоута № 6, 6 — бортовой стрингер, 7 — скуловой стрингер, 8 — флортимберс шпангоута № 5, 9 — донный стрингер, 10 — стрингер каркаса лыжи, 11— обшивка дна (фанера толщиной 4 мм), 12 — соединение киля со стрингерами каркаса лыжи, 13 — расширенный бимс шпангоута № 4, 14 — задний финиш «лезвия» форштевня, 15 — топовый пламя, 16 — центральная стойка ветрового стекла, 17 — ветровое стекло, 18 — палуба (фанера толщиной 3 мм), 19 — боковая стойка ветрового стекла, 20 — бимс шпангоута № 2, 21 — шпангоут № 1, 22 — носовая бобышка, 23 — «лезвие» форштевня, 24 — бортовой стрингер, 25 — скуловой стрингер, 26 — угловой бортовой стрингер, 27 — заднее сиденье, 28 — обшивка транца (фанера толщиной 10 мм), 29 — скуловой продольный редан, 30 — донный продольный редан.
На теоретическом шпангоутном замысле «лезвие» форштевня не продемонстрировано.
По собственному назначению «Лада-75» — разъездная мотолодка повышенной мореходности, рассчитанная на один подвесной мотор мощностью не меньше 25— 30 л. с. Комбинация обводов типа «глубокое V» с широкой профилированной лыжей на протяжении киля и носовой частью, выполненной в виде «лезвия», обязана снабжать хорошую всхожесть на мягкий ход и волну на беспокойстве до 0,75 м без заметного понижения скорости.
Клиновидная глиссирующая площадка (лыжа) имеет длину 2,5 м при ширине у транца 0,44 м, что разрешает лодке с одним водителем глиссировать, фактически не касаясь воды бортами (с минимальным сопротивлением), и буксировать воднолыжника весом до 80 кг.
Рис. 2. Проекции «полуширота» и «бок».
Рис. 3. Рабочие чертежи шпангоутов.
Рис.
4. Рабочие чертежи лыжи, пайола, «сидений» и лезвия форштевня.
Древесный каркас лодки планирует по простой схеме из шпангоутных рамок, соединенных продольными врезными элементами (стрингерами). Обшивка дна и бортов — из водостойкой фанеры толщиной 3 мм, лыжа — из фанеры толщиной 6 мм либо 4 мм с последующей оклейкой стеклотканью толщиной 1—1,5 мм.
Шпангоутные рамки планируют из сосновых брусков 40X20 мм, в соответствии с конструктивными чертежами, продемонстрированными на рисунке 1. Косынки из фанеры толщиной 4 мм направляться ставить с двух сторон на эпоксидном клее и крепить шурупами 15X2 вперемежку с гвоздями для лучшего прилегания косынок к шпангоутам. Пустоты между брусками нужно заполнить пенопластом марки ПС-1.
Транцевая доска из брусков 40X20 мм обшивается с одной стороны фанерой толщиной 10—12 мм, кроме этого на эпоксидном клее, гвоздях и шурупах. В случае если таковой фанеры нет, транцевую раму возможно обшить более узкой (3—4 мм), но с обеих сторон, заполнив пустоты между брусками пенопластом. Форштевнем помогает «лезвие», вырезанное из 12-мм фанеры (см. конструктивный чертеж).
Для сопряжения «лезвия» с обводами корпуса пространство с обеих сторон заполняется пенопластом и оклеивается кусочками стеклоткани, выкроенными по месту.
Сборка корпуса ведется по простой схеме, вверх килем на рамном стапеле. По окончании обшивки фанерой лодка оклеивается стеклотканью АСТТ (б) на эпоксидной либо полиэфирной смоле: планширы, палуба в носовой части и борта — в один слой, днище (до скул) — в два слоя.
По окончании полной полимеризации смолы лодку окрашивают нитроглифталевыми эмалями.
ГЛАВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Протяженность громаднейшая, м…………………………………………..4,37
Ширина габаритная, м………………………………………….1,5
Высота борта, м…………………………………………………..0,65
Пассажировместимость………………………………………..до 4 чел.
Вес (древесный вариант), кг……………………………….120
Мощность подвесного мотора, л. с………………………..30
Скорость большая с одним водителем, км/ч…..45
Рандомные статьи:
Российская подводная лодка «Лада» повергла в ужас США
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Среди советских спортсменов имеется много семей, каковые вписали золотые страницы в историю отечественного и мирового спорта. Достаточно назвать…
-
«Южанка»: мотолодка под… парусом
Из года в год все больше водоемов делается «закрытыми» для моторных судов. Что же в этом случае делать любителям водномоторного туризма? Ставить…
-
Среди лодок, выстроенных любителями по собственным проектам, особенное место занимают, как сейчас принято сказать, «мини-конструкции». К ним, без…
-
— Смотрите, смотрите — марсиане! — с большим удивлением и восторженно закричали встречавшие нас мальчишки, в то время, когда «Руслан», ощетинившийся…