Мотор для карлсона

Глядя на данный необыкновенный аэродвижитель, нечайно думаешь, что именно он вдохновил известную шведскую писательницу Астрид Линдгрен на создание прекрасно всем привычной детской повести «Карлсон, что живет на крыше». Дети полюбили малыша Карлсона, и не последнюю роль в этом сыграло «техническое оснащение» любителя малинового варенья — его известный мотор с кнопкой на животе…

Издание «Моделист-конструктор» уже неоднократно писал о работах студенческого конструкторского бюро Марийского политехнического университета имени М. Горького (СКБ МПИ). Одна из них — ранцевый аэродвижитель — особенно заинтересовала читателей. Сейчас мы публикуем его подробное описание.

Первый пример этого аппарата, взявший индекс МПИ-4, был сконструирован и выстроен еще во второй половине 60-ых годов XX века. МПИ-4 был спроектирован на базе двигателя бензопилы «Дружба» мощностью 5 л. с. (диаметр воздушного винта равен 700 мм).

Экспертная группа ВДНХ СССР признала его одной из лучших студенческих работ и советовала к широкому внедрению в народное хозяйство для обеспечения такими аппаратами геологов, егерей лесоохраиы, другими словами тех, кому по долгу работы приходится зимний период преодолевать в условиях распутья большие расстояния.

Совсем сравнительно не так давно на НТТМ-78 экспонировалась последняя разработка СКБ МПИ (начальник С. Ф. Киркин) — модернизированный ранцевый аэродвижитель МПЙ-5.

Базой для него послужил более замечательный двигатель бензопилы «Урал», а крепление винтомоторной установки к пояснице лыжника существенно эргономичнее, чем в первом варианте.

Рис. 1.Мотор для карлсона Ранцевый аэродвижитель МПИ-4:

1 — трос и ручка стартера, 2 — кольцо, 3 — воздушный винт, 4 — рычаг и ручка управления, 5 — выхлопная труба, 6 — горизонтальная дуга кольца, 7 — хомут крепления выхлопной трубы, 8 — бобышка, 9 — глушитель, 10 — винтовые стяжки, 11 — проставка, 12 — опорная плита, 13, 14 — плечевые ремни, 15 — топливный кран, 16 — бак, 17 — горловина бака, 18 — хомут крепления бака, 19 — бензопровод, 20 — свеча, 21—двигатель, 22 — карбюратор, 23 — фланцевая муфта, 24 — фланец, 25 — болт с гайкой, 26 — вертикальная дуга кольца, 27 — болт с гайкой, 28 — защитная сетка.

Рис.

2. Конструктивная схема ранцевого аэродвижителя МПИ-5:

1 — вертикальная дуга кольца, 2 — обечайка кольца, 3 — горизонтальная дуга кольца, 4 — кронштейн поясного ремня, 5 — поясной ремень, 6 — опорная плита, 7 — проставка, 8 — верхний ремень, 9 — плечевой кронштейн, 10 — мягкая подкладка плечевой дуги, 11 — левая плечевая дуга, 12 — ручка стартера, 13 — правая плечевая дуга, 14 — трос, 15 — направляющий ролик троса стартера, 16 — бак, 17 — бензопровод, 18 — провод большого напряжения, 19 — воздушный винт, 20 — кольцо ограждения винта, 21 — двигатель бензопилы «Урал», 22 — карбюратор, 23 — фланец крепления винта, 24 — кок винта, 25 — защитная сетка, 26 — ручка управления двигателем, 27 — кнопка «стоп».

Конструктивно аэродвижитель (как МПИ-4, так и МПИ-5) несложен. Не нужно лишь забывать, что агрегат находится на пояснице человека; следовательно, любая подробность установки должна быть шепетильно проработана с учетом ее веса — очевидно, не в прочности и ущерб надёжности.

Как уже упоминалось, в аэродвижителе МПИ-4 употребляется двигатель от бензопилы «Дружба». Он легкий, компактный и одновременно с этим достаточно замечательный.

Крепится, как и все узлы и прочие детали, к вырезанной из фанеры толщиной 10 мм опорной плите. Возможно применять и другие листовые материалы — текстолит, дюралюминий, винипласт. Два последних предпочтительнее, поскольку они разрешают выгнуть плиту по форме поясницы.

Поверхность нужно оклеить поролоном толщиной 20—30 мм — это защита от вибраций.

Крепление аппарата — на плечевых ремнях (МПИ-4) или на ремнях и плечевых дугах (МПИ-5). Последний вариант лучше, потому, что дуги передают нагрузку более равномерно, чем ремни, и к тому же мешают самопроизвольному смещению конструкции.

Двигатель фиксируется на опорной плите через проставку, согнутую из листового дюралюминия, винтовыми стяжками.

Для установки воздушного винта помогает промежуточная фланцевая муфта.

Собственной втулкой она надевается на хвостовик коленчатого вала, винт же крепится болтами М6 конкретно к фланцу промежуточной муфты.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Воздушный винт левого вращения вырезан из сухого березового бруска и шепетильно сбалансирован. По окончании обработки оклеен тканью и покрыт несколькими слоями нитроэмали.

Защитное кольцо — дюралюминиевая труба с приклепанной к ней железной лентой ограждения шириной 70 мм — соединено с опорной плитой вертикальной и горизонтальной дугами. Ограждение покрывается красной либо оранжевой нитроэмалью. Нижняя часть — до горизонтальной дуги — затянута крупноячеистой железной сеткой.

Горючее подается в карбюратор двигателя самотеком из бачка, расположенного на верхней ветви вертикальной дуги. Для уменьшения издаваемого двигателем шума в выхлопную совокупность включен глушитель.

Управление двигателем осуществляется эластичным тросом в боуденовской оболочке, соединяющим дроссельную заслонку карбюратора с ручкой, которую аэролыжник держит в правой руке. Ручка имеет всего один рычаг — сектор газа.

В торце смонтирована кнопка «стоп» экстренной остановки двигателя, замыкающая на массу первичную обмотку магнето. Пользоваться ею направляться при падении или других непредвиденных событиях. В аэродвижителе МПИ-4 эта кнопка находится на левом плечевом ремне.

Рис. 3. Воздушный винт аэродвижителя под двигатель от бензопилы «Дружба».

Аэродвижитель МПИ-4:

вид сбоку и позади.

Запуск двигателя — шнуровым стартером. В МПИ-4 длины троса хватает для запуска ногой, а в МПИ-5 ручка стартера находится на правой заплечной дуге и двигатель заводится рукой. В последней модели трос машинально возвращается в исходное положение.

Пара слов о методике обучения и мерах безопасности скольжению на лыжах с «моторюкзаком» за плечами.

Запускать двигатель направляться лишь стартером. Ни за что не прибегайте к раскрутке воздушного винта! Не рекомендуется двигаться на аэротяге при громадном скоплении людей.

При перемещении старайтесь держаться прямо, дабы плоскость вращения воздушного винта была перпендикулярна почва — наряду с этим тяга винта употребляется всецело и не создается дополнительное сопротивление перемещению. Избегайте резких поворотов корпусом. При утрата равновесия нужно, не ждя падения, прежде всего надавить на кнопку «стоп» и отключить двигатель.

Падайте (в случае если уж такая неприятность с вами произойдёт) вперед, на грудь либо на бок. Избегайте падения на пояснице — это страшно!

В то время, когда вы овладеете аэродвижителем и сможете совершенно верно направляться всем этим нехитрым правилам, то получите большое наслаждение от стремительного скольжения на собственных ногах со скоростью до 50 км/ч.

И.

ЮВЕНАЛЬЕВ, инженер

Рандомные статьи:

Привидение с мотором


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Автожиру — мотор

    Среди всех летательных аппарата, интересующих самодеятельных конструкторов, наиболее доступны, нааерное, автожиры. Как правило, это простые…

  • Аэросани с лодочным мотором

    Все началось довольно давно, с одной из публикаций в издании Моделист-конструктор № 5 за 1981 год, подшивки которого мы храним и иногда просматриваем. В…

  • Регуляторы хода для бесколлекторных моторов

    Вступление Главные характеристики контроллеров Особенности подключения Настройки Программирование Вероятные неприятности О выключателях Производители…

  • Сноуборд на гусенице и с мотором

    В далеком прошлом являюсь подписчиком журнала и постоянным читателем «Моделист-конструктор». Желаю поделиться одним занимательным результатом…