В течение многих лет с момента вступления в силу «Технических условий» на постройку самодельных мотоколясок и микроавтомобилей создатели этих автомобилей в собственных конструкциях значительно чаще применяли основную передачу, качалки заднего моста и трансмиссию от инвалидных мотоколясок разных модификаций. Все недочёты перечисленных механизмов стереотипно повторялись практически в каждой самоделке, заметно ухудшая их эксплуатационные качества.
Прослеживалось рвение максимально утилитарно выполнить эту часть конструкции, практически ничего либо совсем ничего не изменяя в заводских деталях и агрегатах и замаскировав все это мало переделанным (если сравнивать с инвалидным) кузовом, другими декорациями и «брызговиками».
К сожалению, при появлении нового класса спортивных микроавтомобилей «багги» классические ответы стали применяться и тут.
Открытые цепи, не сильный коробка передач (в большинстве случаев, мотоциклетная), тяжелые потери в основной передаче, обилие перекосов в сопряжениях вращающихся элементов трансмиссии, нехорошие подходы для ремонта и регулировки, неудобство переключения передач (особенно в условиях гонок) — все это совместно забранное ощутимо снижало надежность микроавтомобилей «Багги-350» и замедляло процесс их предстоящего совершенствования. Иные возможности раскрывались перед конструкторами при применения коробки передач от автомобиля «Запорожец»: ее установка разрешила бы применять разные двигатели независимо от схемы размещения цилиндров и всецело высвободила бы от ухода за цепями, приводом сцепления, основной передачей и т. д.
Но коробка передач «Запорожца» не стыковалась не только с двигателями типа «Иж» разных модификаций, имеющих поперечное размещение коленчатого вала, но и с двигателями оппозитного типа. Требовалось какое-то переходное устройство, разрешающее при мельчайших утратах мощности и с минимальными затратами соединить двигатель с коробкой передач «Запорожца».
Одним из первых эту задачу удачно решил В. Л. Тарануха.
Его «Багги-350» с таковой коробкой передач, показавшись в первый раз на гоночной автостраде, сходу привлек к себе внимание. Казалось, что установленный на нем двигатель «Иж-Планета-кросс» не только превосходно трудится, но кроме того звук издает особенный — ровный и уверенный на всех диапазонах, без провалов и заеданий при переключении передач. Машина, управляемая гонщиком Николаем Титовым, вошла в число призеров.
По просьбе редакции В. Тарануха отправил фото и чертежи «стыковочного узла», с которым мы и знакомим сейчас отечественных читателей — энтузиастов микроавтостроения.
Рис. 1. Неспециализированный вид двигателя «Иж-Планета» в блоке с коробкой от автомобиля «Запорожец».
Думается, что предлагаемая схема возможно с успехом использована отнюдь не только в конструкциях спортивных машин.
Предлагаемая конструкция стыковки двигателя от мотоцикла «Иж-Планета» выполняется с применением картера пожарной мотопомпы МП-800, что имеет последовательность преимуществ по сравнению со штатным картером ижевского двигателя и не требует значительных переделок. Крепление его на раме микроавтомобиля не воображает трудностей (оно осуществляется так же, как на машинах ЗАЗ 965—966). целый агрегат получается весьма компактным и эргономичным в обслуживании (рис. 1).
Для работы потребуются следующие детали двигателя ЗАЗ-965—966; выбракованный картер (задняя стенка], из которой изготовляется переходный фланец, маховик, храповик, коренной сальник, штифты крепления маховика, уплотнительная шайба, механизм крепления сцепления и болт маховика.
Подробности, каковые нужно изготовить, изображены на рисунке 2. Это проставка между картером и фланцем ЗАЗ, втулка крепления маховика к коленчатому валу, втулка крепления вентилятора привода и шкива генератора, стягивающая шкив и втулка привода, и болт М10Х1,5 с внутренним шестигранником.
Все они под силу токарю средней квалификации.
Подшипники, сальники, прокладки применены из широкораспространенного ассортимента автомотозапчастей.
При сборке нужно весьма шепетильно соблюсти соосность валов с правильной посадкой втулки крепления маховика к коленчатому валу на конусе последнего и минимальных зазорах в шлицевом соединении. Все другое — по чертежам.
Для улучшения наполнения цилиндра топливной смесью был изготовлен особый патрубок для карбюратора, что разрешил установить карбюратор с вертикальной смесительной камерой (так называемый «падающий поток»). Генератор от автомобиля «Москвич-402», стартер ЗАЗ, вентилятор — от мотороллера «Чезета-175», без кожуха. Практика продемонстрировала, что при верном размещении воздухозаборника на кузове и выводных труб для нагретого воздуха кожух делается излишним.
Рис. 2. Узел стыковки картера двигателя и коробки передач:
1 — гайка крепления маховика, 2 — пружинная шайба, 3 — штифты крепления маховика O 6X20, 4 — маховик, 5 — переходной фланец, 6 — проставка, 7 — болт М12Х1 с внутренним шестигранником 25×25, 8 — втулка крепления маховика к коленчатому валу, 9 — подшипник № 209, 10 — сальник O 50X25, 11 — уплотнительное кольцо под сальник O 62 x 52, 12 — картер двигателя, 13 — подшипник № 305, 14 — уплотнительное кольцо под сальник O 62 X 40, 15 — сальник коренной двигателя «Иж-Планета», 16 — гайка крепления звездочки, 17 — звездочка привода магнето, 18 — втулка крепления вентилятора привода и шкива генератора, 19 — стягивающая втулка, 20 — шкив привода, 21 — храповик двигателя, 22 — болты М8Х1 крепления шкива, 23 — коленчатый вал, проточенный до O 148 мм, 24 — переходная шайба крепления цилиндра, 25 — цилиндр, 26 — распорная втулка коленчатого вала, 27 — сальник коренной; двигатель развёрнут на 20° довольно вертикальной оси.
Перед пуском в эксплуатацию направляться выполнить холодную обкатку собранного агрегата или на стенде, или прямо на раме микроавтомобиля и добиться минимального сопротивления вращению, включая последовательно все передачи и задний движение. При холодной обкатке на раме микроавтомобиля ведущие колеса должны быть вывешены, а их подвески обжаты до для того чтобы положения, при котором полуоси находятся на одной прямой линии.
Для этого вся задняя часть микроавтомобиля поднимается и устанавливается на крепкие козелки либо коробки, а подвески стягиваются веревкой либо ремнем.
При обкатке комфортно пользоваться пусковой рукояткой при вывернутой из цилиндра свече зажигания либо клиновидным ремнем через шкив от электромотора мощностью 500—600 Вт.
Само собой очевидно, что в коробку должно быть залито соответствующее масло, а поршневую группу двигателя на протяжении обкатки направляться иногда смазывать моторным маслом через свечное отверстие. Только по окончании завершения данной операции возможно выехать на автостраду и опробовать машину (лучше сперва на буксире, а после этого — своим ходом). Такая последовательность работы даст полную уверенность в том, что все собрано верно и машина в будущем не подведет.
В.
ТАРАНУХА, лауреат НТТМ, г. Харьков
Рандомные статьи:
БАГГИ Иркутск из запорожца
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Важное увлечение техникой пришло ко мне еще в юношеские годы, в то время, когда начал не только самостоятельно ремонтировать мопеды, но и собирать их из…
-
Багги-350 — спортивный автомобиль шестнадцатилетних
Клуб «Романтик» из города Красноярска отечественные читатели знают по недавней публикации («М-К», 1979 г., №4). Редакция взяла большое количество писем с…
-
Горожан Тольятти непросто поразить новым автомобилем. На собственных улицах они первыми встречают перспективные модели Волжского автомобильного завода,…
-
Электровелосипед своими руками
Все началось в прошедшем сезоне, в то время, когда я стал все чаще и чаще ездить на работу на велосипеде, т.к. ожидания в автомобильной толпе, по…