Сначала вело, потом и мото

С тем, что веломобиль нужен для здоровья, думаю, спорить никто не будет. Ну а для любителей технического творчества он нужен вдвойне, поскольку разрешает купить неоценимый опыт перед созданием более важных конструкций. Веломобиль, о котором отправится обращение, был спроектирован и изготовлен в мастерской станции юных техников (СЮТ) отечественного города, вместе с ребятами-кружковцами.

Нужно заявить, что мысль его создания у меня появилась значительно раньше, а потому большинство и материалы запчастей (в частности, колеса) заготовил сам, на собственные средства. Действительно, и колеса, и материалы большей частью подобрал от кинутых велосипедов, так что затраты были не столь уж громадны.

Веломобиль — двухместный, четырехколесный.

Передние колеса — рулевые, задние — ведущие. Экипаж имеет два педальных привода — любой на собственный колесо.

Рама веломобиля — сварная, двухлонжеронной схемы. Но оба лонжерона и передняя поперечина выполнены как одна подробность — выгнуты из трубы наружным диаметром 40 мм — от поручня списанного городского автобуса.

Финиши лонжеронов загнуты вверх и вместе с приваренными к ним траверсами являются опорами спинок сидений.

Между опорами спинок сидений вварена задняя поперечина — она помогает верхней опорой подвесных узлов (пружин и гидроамортизатора) заднего моста.

Передней опорой самих сидений помогает низкий портал, опертый собственными стойками на оба лонжерона и также соединяющий их.

В его середине смонтирована рукоятка ручного тормоза, а на финишах перекладины — рычажки переключения скоростей.

Задний мост достаточно необыкновенной конструкции. Его базу образовывает замкнутый подрамник, сваренный из дужек спинок железных кроватей. По его сторонам закреплены в подшипниках полуоси ведущих колес с трехскоростным блоком приводных звездочек.

Сначала вело, потом и мото

Двухместный, четырехколесный, двухприводной веломобиль с мягкой подвеской всех колес (подробности поз. 7, 12, 14, 29, 30 выполнены из трубы диаметром 40 от автобусных поручней):

1 — переднее колесо (от велосипеда «Кама» доработанное); 2 — поворотный кулак; 3 — рулевой вал (дюралюминиевая труба O20); 4 — опорная стойка с втулкой рулевого вала; 5 — педальный узел (от дорожного велосипеда, 2 шт.); 6 — рулевое колесо; 7 — портал (металлическая труба O40); 8 — пружины задней подвески (ог мопеда «Карпаты», 2 шт.); 9 — заднее колесо (от велосипеда «Урал», 2 шт.); 10 — суппорт ручного тормоза; 11 — диск ручного тормоза; 12 — рама; 13 — поворотный кулак; 14 — балка переднего моста; 15 — поперечная рулевая тяга; 16 — межколесная рулевая тяга; 17 — рулевой механизм (шестерня рейка); 18 — сиденье; 19 — рукоятка ручного тормоза; 20 — приводная цепь (от дорожного велосипеда, удлиненная, 2 шт.); 21 — рычажок переключения скоростей (от туристического велосипеда, 2 шт.); 22 — продольные тяги подрамника заднего моста (уголок 35×35, 2 шт.); 23 — поперечина продольных тяг (сталь, круг 10); 24 — косынка (2 шт.); 25 — привод заднего колеса (2 шт.); 26 — подрамник заднего моста; 27 — полка подшипника полуоси (уголок 35×35, 2 шт.); 28 — стойка суппорта ручного тормоза; 29 — траверсы спинок сидений (2 шт.); 30 — задняя поперечина; 31 — ось качения подрамника; 32 — гидроамортизатор (от мопеда «Верховина»); 33 — база сиденья (дюралюминий, лист s 1,5, 2 шт.); 34 — подкладка сиденья (поролон, лист s30, 2 шт.); 35 — чехол (капроновая ткань, 2 шт.); 36 — кронштейн крепления базы сиденья (сталь, лист s1, 4 шт.); 37 — крепление базы сиденья (болт М6, 4 шт.); 38 — втулка-ступица с фланцами заднего колеса; 39 — винт М12×30 с шайбой крепления заднего колеса; 40 — резьбовая втулка М10 (2 шт.); 41 — наконечник оси (болт М10, 2 шт.); 42 — шайба (капрон s3, 4 шт.)

Привод заднего колеса:

1 — втулка-ступица заднего колеса; 2 — подрамник заднего моста; 3 — подшипник №203; 4 — корпус подшипника № 203; 5 — полуось; 6 — корпус подшипника №202; 7 — подшипник №202; 8 — блок звездочек; 9 — подшипник № до 201; 10 — противопыльная шайба; 11 — храповик; 12 — корпус блока звездочек; 13 — распорное дистанционное кольцо; 14 — стопорное кольцо; 15 — стопорная втулка; 16 — гайка М12; 17 — собачка; 18 — возвратная пружина; 19 — штифт; 20 — полки подшипников; 21 — крышка; 22 — отбойник

На левой полуоси смонтирован (приварен) диск стояночного тормоза.

Рабочие тормоза клещевые и действуют на передние колеса. Подрамник соединен с рамой (а правильнее с порталом) при помощи качающейся оси и двух косых рычагов, выполненных из равнополочного уголка № 2,5.

Подвеска передних колес — свободная на пружинах. Пружины помещены во втулки осей поворотных кулаков.

Движение подвески маленькой, и амортизирует она лишь небольшие неровности дороги. Исходя из этого для смягчения удара от более больших неровностей на оси с обеих сторон втулок установлены еще отбойники из мягкой резины (толстые шайбы).

Подвеска задних колес — «полунезависимая». Подрамник подвешен на пружинах (от мопеда «Карпаты») с гидравлическим амортизатором от мопеда «Верховина». Колеса автомобили различные.

Передние — от велосипеда «Кама», задние — от велосипеда «Урал». Но те и другие — переделанные: у них были заменены втулки-ступицы более долгими (вдвое).

Нужно подчернуть, что сборка колеса —дело непростое, и для облегчения данной операции был изготовлен кондуктор. Из страницы фанеры вырезали круг диаметром, равным ободу колеса, а по его окружности закрепили четыре стойки-упора высотой, равной поддерживающейпределы обода части втулки.

После этого новую (удлиненную) втулку закрепили болтом с проставкой в центре фанерного круга и колесо укомплектовали спицами — сперва спица вставлялась в отверстие во фланце ступицы, а после этого ее финиш — в отверстие в ободе и наживлялся с легкой натяжкой. По окончании установки всех спиц колесо снималось с кондуктора и спицы натягивались совсем с проверкой на отсутствие в колесе «восьмерки».

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Передние колеса — поворотные.

Рулевое управление самодельное. Оно складывается из «баранки», трубчатого вала и рулевого механизма реечного типа с поперечной рулевой тягой. наконечник и Рейка тяги соединены посредством шарового шарнира.

Второй финиш тяги соединен с рычагом поворотного кулака правого колеса, а от него к левому колесу идет еще одна — межколесная рулевая тяга. На передних колесах смонтированы и клещевые рабочие (ходовые) тормоза.

Привод веломобиля — педальный.

У пассажира и водителя — у каждого собственный, трехскоростной, свободный. Трех скоростей передач вполне достаточно для передвижения по любой пересеченной местности. Но направляться признать, что при массе порожнего веломобиля в 55 кг одному человеку при перемещении на подъем крутить педали кроме того на самой низшей скорости тяжеловато.

Педальные узлы вырезаны в сборе из рам ветхих дорожных велосипедов и приварены на эргономичном расстоянии от сидений к лонжеронам.

Трехскоростные блоки звездочек задних полуосей — самодельные, и лишь сами звездочки использованы от туристического велосипеда. Самодельный и натяжитель-тумблер приводной цепи.

Рулевой реечный механизм:

1 — рейка; 2 — втулка (латунь); 3 — корпус механизма; 4 — шестерня; 5 — гайка М6; 6 — крышка; 7 — шаровой палец; 8 — болт М4 (4 шт.); 9 — контргайка М12; 10 — резьбовой наконечник; 11 — тяга (труба O16)

Поворотный кулак переднего колеса:

1 — спица колеса; 2 — ступица-втулка; 3 — подшипник № до 201 (2 шт.); 4 — гайка M10 с шайбой; 5 —ось; 6 — подшипник № до 202; 7 — гайка М12; 8 — втулка (латунь, 2 шт.); 9 — втулка балки переднего моста; 10 — пружина; 11 — балка переднего моста; 12 — отбойник (резиновая шайба, s5); 13 — ось; 14 — скоба; 15 — шайбы

Кондуктор для сборки колеса:

1 — основание (фанера s10); 2 — дистанционная втулка (4 шт.); 3 — обод колеса; 4 — спида колеса; 5 — втулка; 6 — фланец втулки (2 шт.); 7 — болт М10; 8 — шайба (2 шт.); 9 — гайка М10

Сиденья экипажа самодельные. Их база, прикрепленная в четырех точках к элементам рамы, выполнена из дюралюминиевого страницы толщиной 1,5 мм.

На базу уложена подкладка — поролоновый коврик, что покрыт чехлом из яркой капроновой ткани.

В дальнюю дорогу в большинстве случаев брал полиэтиленовую накидку, которой укрывал другие нужные вещи, уложенные в багажник. Багажник воображал собой сетку, натянутую между балкой и лонжеронами переднего моста в носовой части экипажа (на чертеже не продемонстрирован, но прекрасно виден на фотографии).

Еще отмечу, что для соединения разных подвесок и элементов рамы в единую конструкцию пользовался бытовым сварочным аппаратом, а большая часть небольших подробностей вращения (оси, втулки и т.п.) выточены на мелком школьном токарном станке.

Соглашусь, что не считая поездок по служебным делам, применял веломобиль в течение двух сезонов (в теплое время года) для поездок на работу и обратно к себе. К тому же в выходные совершал на нем с женой либо братом набега на природу.

По окончании двух лет эксплуатации на веломобиль, а конкретно на его заднее левое колесо был установлен двигатель Д-4 и началась его вторая «жизнь» в качестве «мотомобиля». Этот вариант веломобиля переоборудованный в мотоэкипаж, изображен на фото.

А.

МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск, Тюменская обл.

Рандомные статьи:

Электрический мотоцикл с педалями? Велосипед с мотором?


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Мото — рюкзак

    Данный маленький прицеп был сконструирован и изготовлен, в то время, когда отечественная семья взяла надел земли под сад-огород в пригороде Чебоксар….

  • Веломототандем

    Двухместный веломотомобиль Тандеммоя последняя самодельная конструкция с комбинированным приводом: от пассажира и педалей водителя (в этом случае он…

  • Веломобиль для прогулок и дела

    На данный момент автомобильные «пробки» и смог стали главной проблемой не только мегаполисов, но и маленьких провинциальных городов. Развитие…

  • Веломобиль в футляре

    в один раз внимание грибников привлёк турист из подошедшей электрички в яркой велоформе, шлеме и с виолончелью в футляре за плечами. Сняв футляр и…