- Вступление
Полгода назад понял, что авиамоделизмвещь летальная и, в случае если когда-то ею заболел, то это на всегда. Еще в школе занимался в авиамодельном кружке, а в то время, когда поступил в университет, то поразмыслил, что распрощался с этим увлечением окончательно. Не тут-то было! Как-то заметил у мелкого племянника игрушку на радиоуправлении (действительно, это был автомобиль) и сходу захотел что-то такое же, но талантливое летать.
Строить модель самому не было никакого жажды, исходя из этого я решил ее приобрести, прибегнув для этого к услугам Интернета.
Первым самолетом стал Calmato 40 от Kyosho, на мой взор, то что нужно для первых полетов. Может, кто-то будет оспаривать данную точку зрения и утверждать, что возможно обучаться летать и на пилотажном самолете, но я с этим не согласен (у меня не было инструктора, исходя из этого было нужно протаптывать дорогу в небо в одиночку). Обучаться, само собой разумеется, возможно, но лучше не переоценивать собственные возможности, это окажет помощь обойтись без лишнего морального и материального ущерба.
Совершив на тренере около полусотни боевых вылетов (на протяжении которых он, как ни необычно, значительно не пострадал), я захотел самолет, возможности которого заведомо превосходили бы мои летные навыки.
Порывшись в сети, я отыскал самолет Imagine 50 ARF от Thunder Tiger, осознал, что это любовь с первого взора и недолго думая, приобрел его.
Что в коробке
Итак, коробка с моделью взята и доставлена к себе. Характеристики гласят следующее: размах крыла1380 мм, протяженность1400 мм. Вес: от 2400 до 2700 грамм (для моей модели он составил 2440 г), площадь крыла35.7 дм 2. Нагрузка на крыло образовывает 68.3 г/дм 2 (в моем случае).
Профиль крыласимметричный.
Все надлежащим образом упаковано, так что за сохранность комплекта при транспортировке возможно не беспокоиться. Небольшие подробности разложены по пластиковым пакетикам. сборки и Качество изготовления хорошеемногие элементы изготовлены с применением лазерной резки, клеевые швы сделаны весьма бережно.
Фюзеляж и крыло обтянуты качественной пленкой фактически без морщин, а те, что имеется, легко расправляются при помощи утюга.
В то время, когда разглаживал морщинки на киле, то допустил одну досадную неточность. Фиолетовая и желтая пленка, ложатся друг на друга с нахлестом где-то 7 мм, натяжку я делал простым утюгом, по стыку пленок прошелся плохо, в следствии данный стык разошелся. Позднее на это место была приклеена полоса тёмного монокота, оказалось кроме того лучше чем было.
Стоит подметить, что нижние поверхности несущих плоскостей покрыты пленкой в красно-белую клетку, так что верх и низ в полете не спутаешь. В набор входит фигурка пилота, мне она не понравилась, исходя из этого применять ее не стал.
Потребуется для сборки
- Двухтактный двигатель 0.46-0.61., или 0.52-0.72 четырехтактный;
- Четырехканальная (как минимум) радиоаппаратура c пятью серво (на газ возможно применять машинку типа мини);
- Эпоксидная смола и циакрин. Эпоксидную смолу нужно иметь двух видовпятиминутную и простую (у меня была отечественная смола с временем полного отверждения 24 ч.);
- Инструменты.
От себя добавлю, что Y-кабель для подключения к одному каналу двух сервомашинок, управляющих элеронами я не применял. Во-первых, моя аппаратура допускает подключение упомянутых выше машинок к различным каналам, а во-вторых, что более значительно, прочтя статью умелого человека, я выяснил, что подключенные к одному каналу машинки смогут заглючить в самый неподходящий момент.
Сборка
Сейчас возможно приступать к сборке. Этот процесс я детально не фотографировал, отмечу лишь пара моментов, что стали причинами у меня кое-какие затруднения.
Во-первых, крыло было нужно делать неразборным, штатный соединитель, на мой взор, не снабжает достаточно прочной стыковки консолей между собой, так что было нужно принести удобство транспортировки в жертву прочности. Потом, компания предлагает крепить крыло к фюзеляжу на саморезах, такое крепление не в противном случае как одноразовым не назовешь, исходя из этого вместо саморезов я применял грибки М4 и железные болты.
В то время, когда устанавливал киль, то в инструкции прочёл приблизительно следующее: засуньте его на место и будет вам счастье. Потому, что киль очевидно должен быть утоплен в фюзеляже, вскрываю пленку в этом месте, никакого паза не нахожу, на рисунке в это же время очевидно видно, что он имеется. Оказывается, паз был закрыт бруском бальзы, что необходимо поддеть и вытащить.
Он засунут достаточно хорошо, исходя из этого мне и показалось, что он составлял единое целое с фюзеляжем. Затем киль зашел на собственный место без неприятностей.
Навеску рулевых поверхностей сделал при помощи штырьковых петель диаметром 2,5 мм. На руль направления и на каждую из половинок руля высоты ушло три петли, на элеронычетыре. Практика продемонстрировала, что на элероны лучше было бы поставить штатные петли, входящие в набор, потому, что задняя кромка крыла в сечении имеет форму буквы П и исходя из этого реально она уже, чем думается, но было поздно, штырьковые петли были прочно приклеены.
Из изюминок работы с этими петлями необходимо подчеркнуть, что отверстие под них следует сделать глухое, в противном случае эпоксидная смола будет вытекать и окажется некрасиво и не хорошо. Перед разведением смолы ее лучше разогреть, так она будет лучше затекать в отверстие, а при нанесении возможно применять зубочистку либо канцелярскую скрепку, дабы распределить клей равномерно на всю глубину.
Руль навешивается в два приема: сперва петли вклеиваются в него и выравниваются (возможно для этого применять угольник), после этого, по окончании того как смола остановится, размечаются отверстия под петли в плоскости и руль вклеивается на собственный место. Излишки клея, каковые выдавливаются из отверстия необходимо удалять, поскольку позже они обязательно попадут в шарнир со всеми вытекающими из этого последствиями.
При установке сервомашинок были использованы Hitec HS-322HD на элероны и руль высоты, а на газ и руль направленияHS-325HB. Машинки для управления элеронами было нужно развернуть на 1800, потому, что тяги из набора были маленькими.
В то время, когда дело дошло до установки тяг, было нужно мало повозиться. EZ-коннектор из комплекта для крепления тяги управления газом к качалке сервомашинки я применять не стал. Он крепится при помощи двух гаек М2, что мне показалось ненадежным, мало эйфории будет, если он открутится в полете.
Забрал такой же коннектор с тренера, единственным отличием его от предшественника было то, что крепится он к качалке стопорным кольцом.
Руль направления управляется при помощи совокупности Pull-pull, все следует сделать по инструкции, лишь имеется один момент: по окончании того, как тросик пропущен в отверстие в фюзеляже через обрезок пластиковой трубочки его лучше зафиксировать клейкой лентой , пока он не будет прикреплен к кабанчику. Я очень осложнил себе жизнь, в то время, когда пропустил тросики, извлёк их наружу, в прикрепил к ним тяги с Z-изгибом и затем решил внезапно поставить самолет вверх оперением, так что тросики ушли вовнутрь, причем оба сходу, а обрезки трубочек были уже приклеены. Возвращение тросиков на место заняло большое количество времени, так что позже я их закрепил вышеуказанным методом от греха подальше.
Тягу руля высоты лучше изогнуть так, как продемонстрировано на рисунке ниже, в противном случае она будет упираться в фюзеляж, и создавать дополнительную нагрузку на сервомашинку.
Думаю, будет лучше, в случае если Z-изгиб на тяге руля высоты не делать, а вместо него подобрать велосипедную спицу подходящего диаметра и подпаять к тяге. Этот изгиб все равно следует сделать, в то время, когда тяга уже установлена, а гнуть ее в корпуса угрожает поломкой тяги либо еще чем-нибудь похуже. Отмечать место изгиба, а позже извлекать тягутакже не лучший вариант.
Установка топливной системы и двигателя неприятностей не позвала. Для этого самолета я купил OS-MAX 0.46 AX с глушителем E-3010. Про выкос в инструкции ничего не сообщено, но, по переднему шпангоуту видно, что он (выкос) уже сделан.
Остается прикрутить мотораму, и сделать в ней отверстия под лапки картера (тут все также по инструкции).
То, как установлен двигатель, мне понравилось: для глушителя приходится делать громадный вырез в капоте, но, потому, что он расположен снизу, его не заметно, да и глушитель не торчит наружу. Помимо этого, при таком размещении двигателя целый выброс летит вниз, модель по окончании полета фактически чистая и требует минимального обслуживания, что также важно. Топливный бак планирует и устанавливается без неприятностей.
Заправочную фишку я прикрепил прямо к капоту, а для регулировочной иглы проделал отверстие и сделал удлинитель из проволоки. Все вырезы в капоте делал бормашиной.
По поводу главных стоек шасси сперва были сомнения, уж больно большое количество в обзорах различных ARF-моделей нареканий в адрес этого узла, но сомнения развеялись при летных опробованиях. Крепеж шасси делал шурупами 3х12мм (вместо штатных 3х8мм) на эпоксидной смоле. Предварительно углубление под стойки пропитал лаком, дабы дерево не пострадало от горючего.
То место, куда вставляется крыло, да и часть крыла, свободную от пленки также необходимо покрыть лаком. Фонарь на первых порах решил шурупами не крепить, сделал это при помощи белой изоленты, оказалось хорошо.
Вот наподобие и все, самолет фактически готов к полету, осталось проверить центровку и установить затраты рулей. Инструкции я не поверил, начертил крыло, сделал нужные построения, и диапазон центровок в 25-30% САХ отметил на крыле полосами цветной изоленты. Необходимо учитывать, что протяженность корневой нервюры — это расстояние от задней кромки до точки пересечения передних кромок, так что на чертеже их нужно продолжить.
Первая проба продемонстрировала, что центровка задняя, передвинув аккумулятор, а правильнее, запихнув его в отсек над баком, благо он в том месте вольно поместился, привел центровку в приемлемое положение. Затем установил затраты рулей. Углы отклонения измерял при помощи нехитрого приспособления, изготовленного из прищепки и транспортира.
Простые затраты: на руль высоты ±20, на элероны — ±15; зажатые — 70% от этих значений, рулем направления я функционировать очень не планировал, исходя из этого оценил его перемещения на глаз. Экспоненту для начала поставил — 25% на элероны и руль высоты.
Тест-драйв
Для проверки было нужно ехать к себе на родину, потому, что в том месте находится до тех пор пока никем не занятая взлетная полоса, перед этим двигатель был обкатан во дворе собственного дома. Повторю уже неоднократно сообщённую фразу о том, что все настройки следует сделать дома, а в поле ехать лишь чтобы летать. Двигатель съел два бака, холостые обороты были в полной мере приемлемо настроены производителем, так что я сгреб в охапку самолет, стартовое оборудование и отправился брать билет на поезд.
Дома меня ожидал неприятный сюрприз в виде порывистого ветра, было нужно продолжительно сидеть на земле в ожидании приемлемой погоды. За это время один раз съездил на полосу и просто покатался по ней. После этого было нужно свернуться и уехать, поскольку ветер усилился.
Первый полет все же осуществил в ветреный сутки, не утерпел. Самолет стоит на полосе, двигатель урчит на холостых оборотах, необходимо сделать только одно перемещениесамое тяжёлое. Разбег приблизительно такой же, как у тренера, мало руля высоты на себя и модель уже в воздухе.
Триммировать было нужно лишь по крену, да да и то незначительно, а дальшеупоение полетом. Самолет рассекает воздушное пространство как тёплый ножмасло, если сравнивать с тренером значительно более чувствителен к рулям, но я к этому скоро привык. Через некое время я сделал вывод, что с меня на первый раз достаточно и начал делать пробные заходы на посадку.
Методика пара отличается от той, что я использовал на тренере, потому, что посадочная скорость значительно выше. Первая посадка завершилась довольно благополучно: самолет сделал козла, в следствии чего я лишился воздушного винта. Второй полет я осуществил в полный штиль на следующий сутки и совершенно верно так же сломал винт при посадке, меня это огорчило только вследствие того что запасных винтов у меня больше не было, соответственно, не было возможности полетать еще.
Хотелось попытаться приземление с применением флаперонов, думаю, это окажет помощь снизить посадочную скорость.
Резюме
Фигур высшего пилотажа я на этом самолете пока не делал, так что по этому поводу сообщить ничего не могу, но мой наставник, пристально осмотрев его, заявил, что пилотажный комплекс на нем крутить в полной мере возможно. Учитывая его обширный опыт в испытании и постройке летающих моделей, у меня нет оснований ему не верить, да и подсознательно возможности самолета чувствуются.
В минусы могу записать только инструкцию, на мой взор, было бы намного лучше, если бы фотографии в ней заменили несложными картинками. А в остальномхороший самолет.