Все началось довольно давно, с одной из публикаций в издании Моделист-конструктор № 5 за 1981 год, подшивки которого мы храним и иногда просматриваем. В статье обращение шла о переделке подвесного лодочного мотора Привет-22 с водяного охлаждения на воздушное. Эта модернизация натолкнула нас на идея применять подобный двигатель для аэросаней, потому, что таковой мотор, не смотря на то, что и не новый, у нас имелся, а необходимость в таковой машине была большой.
Хорошим ассистентом издание стал и при разработке конструкции аэросаней.
Два года усердного труда в свободное от работы время (по выходным и вечерам) ушли на создание конструкции, расчеты и разработку чертежей. В итоге мы сделали хорошую машину для передвижения по крепкому амурскому льду со снежными барханами.
Рама аэросаней легкая и несложная, складывается из двух лонжеронов и четырех поперечин. И те и другие сделаны из еловой древесины: лонжероныиз бруса сечением 100×50, а поперечиныиз досок 140×30 мм. Лонжероны снизу и с наружной стороны окантованы дюралюминиевым уголком 50×50 мм Все подробности рамы скреплены между собой металлическими болтами М10 длиной 130150 мм. Под головки болтов подложены металлические шайбы диаметром 50×10,5 мм и толщиной 3 мм.
Сверху рама обшита водостойкой фанерой толщиной 5 мм, которая помогает полом.
Подмоторная рамапространственная (каркасная), сварена из дюралюминиевых труб диаметром 22 мм от ветхих раскладушек вместе с ограждениями воздушного винта. Прикреплена к раме аэросаней в задней их части теми же болтами, которыми скреплены поперечины и лонжероны.
Неспециализированный вид аэросаней:
1 обтекатель (алюминий, лист s0,3); 2ветровое стекло (оргстекло); 3руль (от дорожного велосипеда); 4 рама; 5подмоторная рама (алюминиевая труба 22×3); 6двигатель; 7редуктор (і = 3); 8 воздушный винт (бакелизированная фанера, s70); 9сцепление (от мотоцикла Восход); 10правый (зеленый) габаритный фонарь; 11ограждение воздушного винта (дюралюминиевая труба 22×1,5; 12левый (красный) габаритный фонарь; 13фара; 14подвеска передней лыжи; 15рулевая тяга (дюралюминиевая труба 020); 16подвеска задней лыжи; 17подкос подвески задней лыжи (дюралюминиевая труба 22×1,5); 18 лыжа (алюминий, лист s4, пластик s5); 19шахта воздуховода (дюралюминий, лист s0,5); 20 сиденье-багажник; 21 подкос подвески передней лыжи; 22 тросик и пружина.
Рама:
1 лонжероны (ель, брус 100×50); 2 поперечины (ель, доска 140×30, 4 шт.); 3 усилители лонжеронов (дюралюминий, уголок 50×50); 4 стяжные болты М10 с двумя шайбами (8 шт.)
Продольный разрез модернизированного двигателя:
1,16,17,24,25 части картера; 2шарикоподшипник 205 (3 шт.); 3уплотнительная манжета (2 шт.); 4фланец (дюралюминий); 5 коленчатый вал; 6комплект прокладок; 7шатун; 8гильза цилиндра; 9асбестовая прокладка; 10поршень с двумя кольцами; 11головка цилиндра; 12ребра воздушного охлаждения; 13 шарикоподшипник 36205; 14маховик магнето; 15 основание магнето; 18стяжной болт разъемных частей коленвала; 19сегментная шпонка (2 шт.); 20золотник из пружинной стали (2 шт.); 21гайка крепления золотника (2 шт.); 22втулка золотника (2 шт.); 23резиновое уплотнительное кольцо (2 шт.)
Передний капот-обтекатель и задняя воздушная шахта выполнены из листового алюминия толщиной 0,3 мм. На обтекателе смонтировано ветровое стекло, под шахтойрешетчатые отбойники, защищающие винт от засасывающихся кусков льда, поднимающихся в атмосферу из-под передних лыж.
В срединной части рамы установлен грузовой ящик с каркасом из алюминиевых уголков, обшитых 4-мм фанерой. Крышка багажника обшита дерматином и поролоном и является сиденьем для пассажира и водителя. На правой стенке багажника закреплена рукоятка выжима сцепления.
Часть груза размещается в первых рядах, под капотом, канистра с запасом топливасзади под моторной рамой.
Силовой агрегат. Двигатель от подвесного лодочного мотора Привет-22 переделан по чертежам и описанию, приведенным в упомянутой публикации издания. Но потому, что статья давнишняя и ознакомиться с ней читателям не всегда представляется вероятным кроме того в библиотеках, думаем, не будет лишним опубликовать еще раз чертеж продольного разреза переделанного двигателя. Дело в том, что подобная модернизация имеет, как нам думается, практический суть и сейчас.
Тем более, что промышленность таких гибридных моторов не производит, а спрос на них точно бы был, потому, что двигатель весьма компактный и одновременно с этим достаточно замечательный (до 30 л.с. при 58006000 об/мин).
Для монтажа восходовских цилиндров на приветовском картере в его подробностях (он имеет несколько частей) были заглушены дюралюминиевыми резьбовыми пробками прошлые отверстия под шпильки М8 и рядом, в соответствии с чертежом (рис.4) по отверстиям в цилиндрах выполнены отверстия глубиной 25 мм под те же шпильки.
В издании был упомянут и второй метод крепления цилиндров к картерус помощью особых шпилек, любая из которых складывается из двух стержней с резьбой М8 на финишах, сваренных внахлест между собой. Может, кому-то таковой метод крепления будет более приемлем, исходя из этого приводим и чертеж особой шпильки. Лишь наряду с этим в нижних ребрах цилиндров выполняются на высоте 35 мм круглые отверстия под сдвоенные части шпилек.
Для установки в ряд двух цилиндров с межосевым расстоянием 142 мм ребра охлаждения их головок с встречных сторон были укорочены на 10 мм. В местах подсоединения выхлопных патрубков перемычки между ребрами пропилены для сквозного прохода воздуха.
Гильзы цилиндров укорочены снизу на 5 мм, а вырезы в них увеличены до 35 мм в ширину и до 25 мм в высоту (до совпадения с кромками продувочных каналов в картере).
Установочные размеры для шпилек М8 на картере мотора Привет-22 под цилиндры двигателя Восход:
1 оси заделываемых отверстий в картере Привета; 2контур продувочного канала Восхода; 3контур продувочного канала Привета; 4дополнительный продувочный канал Привета; 5новые отверстия в картере (по отверстиям в цилиндрах Восхода)
Особая шпилька крепления цилиндров Восхода к картеру Привета
Переходная прокладка крепления карбюратора к двигателю
Дюралюминиевый фланец картера
Сальник коленчатого вала на подвеснике расположен не в картере, а на подмоторной плите дейдвуда. Потому, что необходимость в плите отпала, отверстие в картере закрыли новым дюралюминиевым фланцем, в который установили манжетное уплотнение под диаметр коренной опоры коленвала (25 мм).
В нашем случае переделке подвергся еще и выходной концевик (квадратного сечения) коленчатого вала. Он был попросту отрезан, а в торце вала выполнено осевое резьбовое отверстие М18х1 глубиной 20 мм.
При установке на мотор Привет-22 цилиндров от двигателя Восход между их головками и цилиндрами установили прокладки, каковые находились на Привете, в противном случае мотор перегревался бы кроме того зимний период, поскольку количество камеры сгорания мелок.
У нас в наличии имелся компактный редуктор с передаточным отношением i = 3 от двигателя внутреннего сгорания Д-300, что мы применяли в трансмиссии силового агрегата для уменьшения числа оборотов воздушного винта. Но прежде кое-какие подробности редуктора также переделали. Так, вал малой шестерни заменили на более долгий, а на удлиненном, Уступающем из редуктора финише нареза-пи резьбу М18х1 длиной 20 мм и соединили его с коленвалом двигателя.
Вал громадной шестерни также выточили другойпод сцепление от мотоцикла Восход. Барабан же сцепления с пружинами и дисками смонтировали в ступице воздушного винта. Выжим сцеплениярукояткой через боуденовский тросик с места водителя. Двигатель сейчас прогревается без вращения винта, что особенно комфортно в сильные морозы.
К тому же повысилась и безопасность.
Шайба выжима сцепления вращается наряду с этим вместе с валом редуктора и коленвалом. Мы сделали из шайбы эксцентрик и подсоединили к нему рычаг бензонасоса. Карбюратор от мотоцикла Иж-Ю-3 подсоединили к двигателю через дюралюминиевую переходную проставку. Потому, что аэросанизимний вид транспорта, карбюратор обеспечили подогревом, направив на него поток воздуха через алюминиевую трубку диаметром 40 мм от цилиндров.
Это снабжает хорошее смесеобразование, и карбюратор не покрывается инеем кроме того в сильный холод.
Силовой агрегат установлен на под-моторной раме. Выхлопные трубы опущены через шахту охлаждения двигателя под пол рамы, где установлен несложный плоский глушитель.
Бензобак обычный, от лодочного мотора, съемный. На заправку его возможно перенести, не перегоняя в том направлении аэросани, а после этого установить на место, подсоединив шланг бензопровода. Бензонасос от лодочного мотора Нептун, трудится через рычаг от эксцентрика на валу редуктора.
Движительвоздушный винт. Он сделан из фанерной заготовки размерами 2000x100x70 мм. Заготовка, со своей стороны, склеена под прессом из 4-мм полос судовой бакелизированной фанеры. Винт рассчитывали самостоятельно по публикации в издании Моделист-конструктор № 8 за 1979 г. Но было бы хорошо, в случае если помощь в этом вопросе оказал эксперт. Достаточно заявить, что мы сделали пять воздушных винтов, перед тем как взяли удовлетворяющий нас движитель по оптимальной массе и с хорошей тягой.
Его параметры и приводим: диаметр 1860 мм, Н = 900 мм на R = 600 мм.
Подвеска лыж аэросаней (апередней лыжи, бзадней лыжи):
1плита-накладка (Ст3, лист s6); 2проушина (Ст3, лист s4,6 шт.); 3фторопластовая шайба (s3, 10 шт.); 4амортизатор с пружиной (от мотороллера); 5болт М10; 6нижний и верхний маятники; 7стойка с хомутами (сталь, труба 22×3); 8шкворень (сталь 45, пруток d16); 9подшипник скольжения (фторопласт s5, 2 шт.); 10кронштейн (Ст3, лист s4); 11поворотный рычаг (Ст3, лист s4); 12ось лыжи (болт М16); 13кабанчик (Ст3, лист s4); 14лыжа; 15подрез передней лыжи;
подробности 8,9,11 у подвески задней лыжи отсутствуют
Конструкция лыжи:
1подошва (пластик, лист s5); 2база (алюминий, лист s4); 3ребро жесткости (дерево, брус 30×30, 2 шт.); 4кронштейны крепления кабанчика (сталь, уголок 50×50, 2 шт.); 5заклепка
Возможно, излишне обрисовывать тщательность изготовления винтаобработку и доводку профиля лопастей и каждого размера, их окраску и полировку, балансировку. Финиши лопастей окованы листовой медью толщиной 0,5 мм.
подвеска и Ходовая часть. Для аэросаней мы выбрали четырехлыжную схему. Она снабжает лучшую устойчивость автомобили на поворотах, если сравнивать с трехлыжной, и имеет лишь две колеи, причем задние лыжи идут по колее, уже проложенной передними, что важно при езде по заснеженной целине.
Лыжи сделаны из листового алюминия толщиной 4 мм и подшиты пластиком. Прочность лыжи обеспечивается кронштейнами крепления кабанчика и двумя древесными брусками 30×30 мм. Все лыжи соразмерные: протяженность 1400 мм, а средняя ширина210 мм (в первых рядах на 10 мм шире, чем позади). Подвеска каждой лыжи свободная, а их поворот на оси в вертикальной плоскости ограничивается тросиками, прикрепленными к раме, и пружинами обратного хода.
Амортизаторы на передних лыжахот мотороллера, а на задних, учитывая, что на них нагрузка намного больше, от мотоцикла Иж с пружинами от мотоцикла Урал. Любая лыжа с подробностями подвески смонтирована на вертикальной плите-накладке, а накладки прикреплены к лонжеронам рамы. Передние лыжи рулевые.
Стойки лыж имеют возможность поворачиваться в кронштейнах, соединяющих их с накладкой.
Управление передними лыжами осуществляется рулем мотоциклетного типа. Рулевая тяга, соединяющая поворотные кронштейны лыж, сделана из алюминиевой трубы диаметром 20 мм. Аэросани снабжены рычажным тормозом.
Электрооборудование лишь самое нужное: впередимотоциклетная фара, слевакрасный, справазеленый отличительные огни (установлены на финишах труб ограждения воздушного винта). Их питаниеот маховичного магнето мощностью 40 Вт, которой оказывается достаточно. На щитке устройств находятся: звукового остановки сигнала и кнопки двигателя; включатель габаритных огней и фары; дистанционный термометр со шкалой от 0 до 120 С (подводящий капиллярный провод к немудлиной 4 м).
Главные технические данные аэросаней
Протяженность с лыжами, мм 3300
Высота
с воздушным винтом, мм 2200
Ширина колеи, мм 1450
Дорожный просвет, мм 280
База, мм 1800
Масса сухая, кг 170
Масса полная, кг 360
Неспециализированная опорная площадь лыж, см2 12 712
Большая скорость, км/ч 60
Преодолеваемый подъем, град 20
Н.ПАХОМОВ-отец, Н.ПАХОМОВ-сын, г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край
Рандомные статьи:
аэросани иж планета
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Аэросани зеленого патруля — незаменимый транспорт для школьных лесничеств. Машина сконструирована и выстроена в лаборатории автоконструирования…
-
Интерес к аэросаням как личному средству передвижения по спортивному типу и зимнему бездорожью моторной техники проявлялся в далеком прошлом. Но столь…
-
Воздушный винт как движитель давно привлекал моё внимание. Когда в Моделисте-конструкторе появились публикации об аэромобилях, это…
-
Уникальные древесные аэросани сконструировали школьники Гена Воронцов, Жора Кочесов, Светлана Сыркова, Борис Насонов, Коля Утакин и учитель О. Д. Сырков,…