Аэросани из лесного края

Уникальные древесные аэросани сконструировали школьники Гена Воронцов, Жора Кочесов, Светлана Сыркова, Борис Насонов, Коля Утакин и учитель О. Д. Сырков, что уже пара лет командует школьным техническим кружком в селе Лампожня Архангельской, области. Вот что говорят они о собственных автомобилях.

Первая отечественная машина, выстроенная из дерева, стала называться «Старт» (рис. 1). Это были одноместные аэросани трехлыжной схемы.

Продольная балка корпуса и поперечная для навески задних лыж, и подмоторная рама изготовлялись из сосновых брусков сечением 35X40 мм, с креплением на болтах М6 (рис. 1). В стыковочных узлах устанавливались шайбы и металлические угольники громадного диаметра, предотвращающие смятие древесины. В местах установки поворотной стойки передней лыжи, подвески и крепления двигателя задних лыж предусмотрены железные пластины, скобы и угольники.

Лыжи кроме этого древесные. Передняя часть корпуса закапотирована. На боковинах капота размещены железные скобы-подножки, на верхней его части — велосипедная фара. Сиденье водителя — из фанеры толщиной 8 мм — передней частью опирается на две пружины от велосипедного седла.

Поперечные бруски, на которых крепится двигатель, имеют различную длину: задний — долгий, он подкреплен трубчатыми стойками и является ограждением воздушного винта. На его финишах закреплены выгнутые по радиусу винта пластины, окрашенные в красный цвет.

Древесные аэросани «Старт»

Аэросани «Комета-70»

Задние лыжи имеют скобы-кабанчики из полосовой стали размером 5X30 мм.Аэросани из лесного края С их помощью лыжи крепятся на болтах М10 к уголкам, соединяющим бруски поперечной балки. Лыжи собираются на казеиновом клее из трех пластин фанеры толщиной 4 мм, а по краям усиливаются фасонными дубовыми брусками. Подошвы лыж снизу окованы листовым железом и имеют продольные подрезы.

Дабы лыжи не зарывались в снег при зависании, на них ставятся оттягивающие тросы с пружинами.

Управление аэросанями осуществляется поворотом передней лыжи. Передача от рулевой колонки — тросовая. Для управления двигателем имеются рычаги газа и опережения зажигания, а проводка заимствована от мотоцикла — трос либо проволока в эластичной оболочке.

Двигателем помогает тракторный пускач ПД-10, на котором установлен цилиндр воздушного охлаждения от мотоцикла ИЖ-56.

Топливный бачок помещается над двигателем. Подача горючего — самотеком.

Рис.

1. Конструкция аэросаней «Старт»:

1 — передняя лыжа, 2 — кабанчик лыжи, 3 — боковина корпуса, 4 — подножка, 5 — рулевое колесо, 6 — продольный брусок корпуса, 7 — пружина сиденья, 8 — сиденье водителя, 9 — подкос моторамы, 10 — магнето, 11 — топливный бак, 12 — цилиндр ИЖ-56, 13 — картер ПД-10, 14 —воздушный винт, 15 — стойки моторамы, 16 — задняя лыжа, 17 — ограничители поворота, 18 — вилка, 19 — поворотная ось, 20 — крепление пластины поворотной оси, 21— передняя крышка, 22 — рулевая колонка, 23 — ограждение воздушного винта, 24 — болты крепления двигателя, 25 — угольник, 26 — бруски, 27 — угольники, 28 — подошва лыжи, 29 — подкладка под рулевую колонку, 30 — скоба.

Рис. 2. Конструкция аэросаней «Комета-70»:

1 — передняя лыжа, 2 — основание стойки передней лыжи, 3 — поворотный рычаг, 4 — боковина корпуса, 5 — подножка, 6 — стойка ветрового стекла, 7 — руль, 8 — топливный бачок, 9 — двигатель, 10 — воздушный винт, 11 — спинка сиденья водителя, 12 — передняя крышка, 13, 20 — бампер, 14, 19 — балка подвески передних лыж, 15, 17 — поперечная, рулевая тяга, 16 — хомут троса, 18 — рулевой трос, 21 — бобышки, 22 — угольник, 23 — пол передней части, 24 — болты,25 — стойка средняя, 26 — барабан рулевой, 27 — вал рулевой, 28 — поперечина, 29 — стойки ветрового стекла, 30 — сиденье водителя, 31—спинка сиденья, 32 — пластина крепления подкоса, 33 — стойки моторамы, 34 — подкосы, 35 — тормоз скребковый, 36 — угольники, 37 —балка подвески задних лыж, 38 — угольники крепления задних лыж, 39 — обшивка лыжи, 40 — боковина лыжи, 41—подошва лыжи, 42 — скоба поворотная, 43 — рычаг поворотный, 44 — резьбовой наконечник рулевой тяги.

«Комета-70» (рис.

2), как и «Старт», одноместная машина, но выполненная по четырехлыжной схеме. При создании «Кометы» выдерживался фундаментальной принцип конструирования: применение минимума дефицитных и дорогостоящий материалов при большой простоте изготовления. Особенное внимание было обращено на понижение веса автомобили.

И не обращая внимания на то, что «Комета» имеет не три, как «Старт», а четыре лыжи, она легче на 21 кг (вес «Кометы» — 84 кг, «Старта» — 105 кг).

Корпус «Кометы» изготовлен из брусков и цельных еловых досок толщиной 18 мм. Его конструкция продемонстрирована на рисунке 2. Лыжи крепятся симметрично к двум поперечным доскам. Передние лыжи управляемые.

Собственными кронштейнами они входят в поворотную скобу, в которой крепятся болтом М10, являющимся осью и снабжающим свободное покачивание лыжи. Рычаг управления совмещен с вилкой. Метод соединения рычагов управления правой и левой лыжами и троса управления — твёрдая хомуты и поперечная тяга. Трос идет через ролики на барабан рулевой колонки, где фиксируется болтом М6. Поперечная тяга имеет с обоих финишей резьбовые наконечники для регулировки параллельности лыж.

Ось поворотной скобы на передней доске проходит через бруски сечением 30X30 мм. Задние лыжи посредством болта М10 крепятся к уголкам, установленным на поперечной доске. Конструкция лыж — коробчатая, как продемонстрировано на рисунке. Ходовая подошва изготовлена из оцинкованного кровельного железа толщиной 1,2 мм. На подошве установлено два подреза из металлического уголка размером 8X20 мм (по краям лыжи).

С каркасом лыжи они связаны шурупами с потайными головками. Как и на санях «Старт», лыжи имеют тросовые оттяжки с пружинами.

Аэросани «Комета» оборудованы тормозным устройством скребкового типа (рис.

3). Зубчатый металлический скребок, установленный на древесном рычаге, соединяется тягой с тормозной педалью. При нажатии на нее рычаг опускается, и зубчатый скребок, врезаясь в снег, осуществляет торможение автомобили. В исходное положение тормоз возвращается под действием возвратной пружины.

Рис. 3. Тормозное приспособление:

1 — металлической зубчатый скребок, 2 — ограничитель, 3 — ось, 4 — бруски каркаса корпуса, 5 — возвратная пружина, 6 — тяга, 7 — угольники навески педали, 8 — педаль, 9 — шарнир.

Рис. 4. Узел установки магнето:

1 — хвостовик коленчатого вала двигателя, 2 — хомут, 3 — эластичная муфта, 4 — гайка крепления муфты, 5 — кронштейн, 6 — стойка, 7 — магнето, 8 — уголок моторной рамы.

Рис.

5. Установка воздушного винта:

1 — хвостовик вала двигателя, 2 — маховик, 3 — шпильки, 4 — шкив, 5 — воздушный винт, 6 — фланец, 7 — гайки, 8 — контровочная проволока.

Рис.

6. Воздушный винт аэросаней «Комета».

Двигатель подобен установленному на «Старте», но размещен в противном случае; для увеличения центра устойчивости и снижения тяжести автомобили он поставлен цилиндром вниз. Подмоторные стойки изготовлены из полосовой стали размером 8X30 мм; передние опираются на спинку сиденья водителя. Бензобак расположен над двигателем, подача горючего самотеком.

Зажигание от агрегатного магнето КАТЭК, приводимого во вращение конкретно от хвостовика коленчатого вала через эластичную муфту (рис. 4), изготовленную из комплекта резиновых пластин. Регулировка опережения зажигания осуществляется поворотом кронштейна магнето.

На карбюраторе имеется воздухозаборник, изготовленный из консервной банки. Его входное отверстие закрыто фильтром, собранным из десяти слоев небольшой железной сетки, благодаря чему двигатель совсем не опасается забрызгивания и попадания снега.

Воздушный винт — древесный, диаметром 1,2 м. Крепится к маховику четырьмя шпильками (рис. 5).

Между винтом и маховиком на эти же шпильки ставится шкив от автомобильного вентилятора. Он помогает для намотки пускового троса при заводке двигателя. Сверху на втулке винта установлен фланец из стали толщиной 5 мм, что затягивается гайками.

Убедившись, что нет биения лопастей, равномерно затягивают гайки и в обязательном порядке контрят их вкруговую мягкой вязальной проволокой.

Винтомоторная несколько аэросаней имеет ограждение, выполненное в виде трубчатой фермы. Ограждение окрашено красной краской для предупреждения окружающих об опасности.

О. СЫРКОВ

Рандомные статьи:

Щенки бордер терьера из Лесного Края — border terrier puppy


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Аэросани «боловик»

    Конструкторы аэросаней, трудящиеся в сельской местности, — а таких большая часть — частенько используют подробности списанного тракторного пускача ПД-10…

  • Аэросани зеленого патруля

    Аэросани зеленого патруля — незаменимый транспорт для школьных лесничеств. Машина сконструирована и выстроена в лаборатории автоконструирования…

  • Асп-3: аэросани из уфы

    «Я в прошлом летчик, — написал нам директор станции юных техников Уфимского нефтехимического завода С. П. Асташкин, — и по в полной мере понятным…

  • Аэросани: идеи и конструкции

    Интерес к аэросаням как личному средству передвижения по спортивному типу и зимнему бездорожью моторной техники проявлялся в далеком прошлом. Но столь…