Для горнолыжников и туристов в «громадных» горах со существенным перепадом и сложным рельефом высот в большинстве случаев ставят кресельные канатные дороги. На своем тягово-несущем тросе они имеют особые подвесы с одним либо двумя креслами. Протяженность таких подъемников ограничивается 1,5—2 км: опыт продемонстрировал, что подъем, превышающий по времени 10—15 мин, может зимой привести к проблемам — обморожению незащищенных участков кожи, в особенности лица.
Что касается так называемых «малых» гор, то тут самый рационально использование канатной дороги с бугелями. Такие буксировочные подъемники частенько конструируют и любители, применяя наряду с этим самые несложные механизмы и обычные материалы. Не обращая внимания на неприхотливость и простоту, они смогут поднимать в гору по маленькой автостраде до 500—700 лыжников за час.
Предлагаем описание и схему самодельного переносного подъемника, что прекрасно зарекомендовал себя, трудясь в течение нескольких сезонов на лыжных склонах в Подмосковье.
Освоение лыжниками склонов «малых» гор и оврагов эргономичнее всего затевать с применением компактных канатных «лифтов», изготовленных с применением узкого металлического троса и двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Таковой подъемник легко привезти к месту катания, скажем, в багажнике автомобиля.
Установка его на склоне силами 2—3 человек занимает не более получаса. А работу канатной дороги при длине 150—200 м может обеспечить мотор, имеющий мощность 6—12 л. с.
Самый подходящи для данной цели двигатели от мотороллеров «Вятка» — ВП-150М, «Тула» — Т-200М..
Неоспоримое преимущество их — наличие коробки передач, разрешающей изменять скорость перемещения тягового троса, соответственно, и лыжника, поднимающегося по склону. Нужно лишь иметь в виду, что все двигатели должны быть с совокупностью принудительного охлаждения.
Рис.
1. Мобильный бугельный подъемник для лыжника:
1 — ручка рады-салазок, 2 — бачок-канистра, 3 — ведущий нал, 4 — кикстартер двигателя, 5 — глушитель, 6 — бугель, 7 — обратный блок, 8 — тяговый трос, 9 — двигатель, 10 — золотниковая камера карбюратора, 11 — обшивка дна рамы-салазок, 12 — автомат газа, 13 — ведущий шкив, 14 — рама-салазки подъемника, 15 — трос-расчалка, 16 — штырь.
Рис. 2. Автомат газа:
1 — ведущий вал, 2 — основание приводящего механизма автомата газа, 3 — оболочка тросика золотника, 4 — тросик золотника карбюратора, 5 — рычаг управления, 6 — фиксирующий ролик, 7 — базисный ролик, 8 — перегибающий ролик, 9 — золотниковая камера карбюратора.
Двигатель ВП-150М, к примеру, легко устанавливается на раме-салазках с обшивкой из страницы алюминия по дну (рис.
1), а потому, что он представляет собой так называемый блок «мотор — колесо», то на ось ведущий шкив подъемника вместо снятого колеса. Канистру с горючим располагают выше карбюратора, дабы горючее имело возможность поступать в совокупность питания самотеком. Слив его остатков по окончании завершения работы возможно уменьшить, поставив в бензопроводе краник. Как продемонстрировала эксплуатация, расход двухтактной смеси при оборудовании двигателя автоматом газа не превышает 1 —1,5 л/ч.
Конструкция несложного автомата (рис. 2) следующая: на валу ведущего шкива крепится основание, на котором расположены ролики приводящего механизма. На оси базисного ролика находится рычаг, с одной стороны несущий перегибающий ролик, с другой — соединенный с тросиком золотника карбюратора.
Нагрузка, создаваемая упрочнением перегибания тягового троса, на холосто ж ходу уравновешивается упрочнением намерено подобранной пружины карбюратора. При повышении нагрузки (подъем лыжника) перегибающий ролик поднимается вверх, поворачивает рычаг и вытягивает тросик, поднимая золотник и машинально увеличивая число оборотов двигателя.
Без нагрузки он трудится на минимальных отрегулированных оборотах, что разрешает значительно экономить горючее и, помимо этого, упрощает для лыжника захват троса бугелем.
Рама-салазки крепится тросом-расчалкой к штырю, глубоко забитому в почву, либо к стоящему вблизи дереву; именно поэтому подъемник удерживается на склоне. Таким же образомкрепится и обратный блок. Трос растягивают между ведущим обратным блоком и шкивом.
В большинстве случаев применяют оцинкованный трос O 4—в мм и к нему — съемные эксцентриковые бугели. В нерабочем положении — при транспортировке подъемника — трос обязан наматываться на ручки рамы. При эксплуатации переносного подъемника не требуются какие-либо опоры для поддержания троса. Но нужно пристально смотреть за тем, дабы ветви троса не перепутывались, не терлись о камни, не врезались глубоко в снежный наст.
Серьёзное значение имеет установка глушителя выброса для понижения уровня шума, что, конечно же, сделает отдых более приятным.
Конструирование разных вариантов подъемников продемонстрировало возможности настоящего обеспечения веса его в пределах 60 кг, включая ко мне и рабочий запас горючего — 10 л. Подъемник разрешает в один момент подниматься в гору 10—15 лыжникам.
Сейчас разглядим конструкции бугелей — особых устройств, благодаря которым лыжник захватывает трое и так может встать вверх по склону. Бугели бывают неизменно закрепленные на движущемся тросе либо навесные.
Несложные навесные бугели рычажного типа трудятся по принципу заклинивания либо перегибания движущегося троса (рис. 3).
Смогут быть они и с эксцентриковым механизмом (рис. 4). Рычажные складываются из железной треугольной пластины пара вытянутой формы и пары втулок на болтах. Втулки поставлены на определенном расстоянии друг от друга, в большинстве случаев равном 1,25 диаметра троса, дабы тот мог быть надежно зажат между ними.
Углы пластины скруглены, и к долгому ее финишу на кольце крепится ремень.
Рис. 3. Бугель рычажного типа:
1 — тяговый трос, 2 — пластина бугеля, Д16Т, 3 — втулка, латунь, 4 — болт М6х25, 5 — ремень, 6 — кольцо ремня.
Рис. 4. Бугель эксцентрикового типа:
1 — накладка, текстолит, 4 шт., 2 — заклепка O3 мм, сталь, 4 шт., 3 — рукоятка, сталь, 2 шт., 4— тяговый трос, 5 — серьга, сталь, 6 —заклепка O6 мм, сталь, 2 шт.
Эксцентриковый бугель более сложной конструкции, но им эргономичнее и несложнее захватывать трос при «посадке» на подъемник.
Он складывается из двух железных рукояток с накладками из металлической серьги и текстолита между ними. Внутренние финиши рукояток имеют поверхностную насечку, скруглены и поставлены по отношению к серьге на эксцентрики, роль которых играются металлические заклепки. При изготовлении для того чтобы бугеля нужно не забывать, что расстояние между финишами зажимами выбирается строго определенно в зависимости от диаметра троса.
Перед тем как подняться на гору посредством буксира, обучитесь пользоваться бугелями. Запомните, что недопустимо делать на ремне петлю и продевать в том направлении руку либо наматывать ремень на кисть, запрещено кроме этого брать трос руками кроме того в перчатках либо варежках; места «посадки» на подъемник и схода с него должны быть оборудованы горизонтальными площадками. Сейчас заберите бугель в руку, втулками вниз, в другую положите ремень.
Установите бугель на трос и легко натяните ремень — трос до тех пор пока будет проскальзывать, но в случае если его посильнее потянуть, то бугель заклинит трос и отправится вместе с ним вверх. Данный момент самый важный: если вы ослабите натяжение, бугель может соскочить. Дабы этого не случилось, успевайте отрегулировать натяжение ремня рукой.
Перед тем как начать перемещение вверх, сделайте ход вперед, это смягчит рывок, уменьшит нагрузку на двигатель, и вам легче будет приземлиться.
Подъехав к поворотному блоку подъемника, нужно высвободить трос от бугеля. Для этого достаточно легко ослабить натяжение ремня, подтянувшись сперва на руках чуть вперед, а после этого скоро выпрямив их.
Возможно кроме этого сделать энергичный ход вперед, оттолкнувшись лыжей так, дабы легко обогнать движущийся трос: тогда ремень провиснет и бугель упадет. Не забывайте, что нельзя бросать ремень, не высвободив бугель от захвата, — трос может спружинить, и тогда ремень обмотается около троса. В лучшем случае он будет разрезан в поворотном блоке, в нехорошем — вероятна авария с выходом из строя подъемника.
Ю.
ЗОТОВ, Н. ШЕРШАКОВ
Рандомные статьи:
Совершаем подъем. Канатная дорога в с. Пилипец, гора Гемба. Закарпатье.
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Лыжный спорт у нас из года в год делается все более популярным, им увлекаются и взрослые и дети. Ненужно перечислять все его привлекательные стороны,…
-
Как выбрать коляску для ребенка
Пожалуй, мало у кого появляется сомнение в необходимости коляски как непременной составляющей приданого малыша, существенно облегчающей жизнь своих…
-
Развивающие музыкальные игрушки для детей
Ваше чадо обожает музыку? Тогда барабан, дудочка либо электронное пианино может стать для него лучшим подарком. Дабы совершенно верно предугадать…
-
У вас когда-нибудь случались обстановке, в то время, когда ваш кроха тщетно пробовал растолковать вам, чего он желает, а вы никак не могли его осознать?…