Какими легкими и красивыми выглядят парусники на воде! Гоночные «Драконы и» Летучие «голландцы», прогулочные Нефриты «и» туристские «Ассоли». А вот на берегу они как будто бы теряют эти собственные привлекательные качества: кроме того стремительный виндсерфер — самый небольшой из них — преобразовывается в тяжелую доску, которую тяжело переносить, некомфортно перевозить, и, основное, неизвестно, где хранить по окончании окончания летнего сезона.
Что же касается их постройки, то кроме того несложный серфер изготовить самостоятельно не каждому под силу.
А мне хотелось сделать парусник, что был бы лишен таких недочётов. Нежданно все поиски схемы судна, решения его конструкции, кроме того выбор материалов завершились в… магазине игрушек «Кроха», где на прилавке лежали детские надувные «бревна» для купания. Размеры их: протяженность 1,2, O 0,25 м, а вес всего 0,8 кг. Потом дело обстояло легко. Из клеенки выкроил полотнище 800×3700 мм. Разметив его, как продемонстрировано на рисунке 1, прострочил на швейной машинке по краям — оказались соответствующие «карманы».
В два долгих засунул дюралюминиевые трубы O35 мм и длиной 4 м, а в маленькие продел тесьму. Уложил посредине клеенки три «бревна», одно за вторым — в кильватер, завернул их в полотнище, болтами М6 соединил между собой финиши труб и после этого затянул тесьму по торцам. Оказался поплавок: надувной, разборный, с оболочкой из обычной клеенки и рамой из стрингеров-труб, весом около пяти килограмм, а грузоподъемностью за 90.
Два таких поплавка образовали корпус серфера-катамарана.
Соединил их прямоугольной палубой (800X1000 мм) из бакелизированной фанеры толщиной 5 мм, причем крепил ее к стрингерам хомутами на болтах М4. Парусное воорушение установил простое для виндсерферов — площадью 5 м2. Позади на палубе на отрезок трубы насадил поворотный шверт размером 15x300x800 мм, выпилив для него узкий паз. Вес собранного корпуса составил 13 кг.
Но позднее я уменьшил его на 2—3 кг за счет замены бакелитовой фанеры на авиационную, толщиной 10 мм.
Серфер-катамаран владеет громадной ‘грузоподъемностью, поскольку он составлен из шести «бревен», исходя из этого выяснилось вероятным установить на него две палубы и две мачты с парусами также по 5 м2 — оказался двухместный вариант. Наряду с этим в конструкцию не было внесено значительных трансформаций.
Лишь палубы стали квадратными — 1000х X1000 мм, любая взяла по шверту. Помимо этого, я решил в одноместном катамаране уменьшить количество одного из корпусов, завернув в клеенку только одно «бревно». Так показался вариант серфера-«проа» с аутригером. На нем палуба находится на главном поплавке, но смещена вовнутрь — для сохранения равновесия.
Корпуса соединены дюралюминиевой трубой O22 и длиной 1100 мм, с опорой из дюралюминиевых прокладок толщиной 4 мм. Стрингерами аутригера стали две лыжные палки, пара изогнутые по его профилю (O18 мм). Значительное новшество варианта: лыжа, подложенная под аутригер и делающая роль его плоского дна. Делается она из фанеры, имеет размеры 300×1200 мм, передняя ее часть загнута вверх — притянута спереди к стрингерам. Добавлен еще один шверт.
Рис. 1. Заготовки надувного корпуса:
1 — полотнище для главного поплавка. 2 — швы карманов для труб каркаса и тссыаы, 3 — труба-стрингер, 4 — пневмобаллоны, 5 — тесьма для затяжки полотнища. А — полотнище для запасного поплавка.
И наконец тримаран. Его возможно собрать по аналогичной схеме «проа», но с аутригерами с двух сторон. Соединение поплавков в один корпус выполняется у него посредством поперечной балки. Все крепления к ней — на хомутах.
Так, забрав за базу модуль «бревно», удается выстроить сходу пара вариантов парусника.
Конструкция испытывалась в разных водоемах Ленинградской области: на больших озёрах и малых, на Ладоге и в Финском заливе при ветрах от одного до пяти баллов и довольно часто при сильном беспокойстве. Оказалось, что «проа» самое быстроходное и легкое на ходу судно, да и постройка его обходится дешевле вторых, не смотря на то, что она и чуть сложнее.
Действительно, для уверенного управления им нужны кое-какие навыки. Нужно обучиться балансировать так, дабы по возможности разгружать аутригер впредь до выхода его из воды, не смотря на то, что он и глиссирует на своем фанерном дне практически при всех направлениях и на всех скоростях. Установленный первоначально поплавок водоизмещающего типа образовывал на ходу большой бурун и заметно тормозил парусник.
Аутригер выяснилось лучше поставить так, дабы его шнобель был пара немного поднят над поверхностью воды; в случае если на акватории крутая волна, попытайтесь еще больше расширить угол его подъема.
Тримаран более устойчив, и на нем ощущаешь себя спокойнее, в особенности на малых, закрытых водоемах. А вот при беспокойстве повороты выполнять тяжелее, чем на «проа».
Дело в том, что поплавки его будут над поверхностью воды, при смене же галса один из них практически в любое время подхватывается волной и, в большинстве случаев, зарывается в нее. Более низкое их размещение усиливает остойчивость, но увеличивает их сопротивление и снижает исходя из этого скорость.
Рис.
2. Серфер с центральным вспомогательным поплавком и надувным корпусом:
1, 10 — труба-стрингер, 2 — клеенчатый чехол, 3 — шверц, 4 — «палуба», 5 — хомут балки аутригера, 6, 11 — пневмобаллоны, 7 — чехол аутригера, 8 — балка, 9 — опорная площадка балки. На виде спереди шверцы условно не продемонстрированы, А и Б элементы крепления поплавков.
Катамаран несложнее всего в изготовлении, он устойчив, идет в любую волну, маневрен, скоро переходит на другой галс и поворачивает. Наконец, он надежен, поскольку владеет громадным запасом плавучести. Единственный его недочёт — относительно маленькая скорость.
Тут стоит упомянуть о еще одном опыте: на катамаране и тримаране испытывались подводные ромбовидные крылья размахом оноло 1300 мм каждое.
На первом было поставлено одно крыло, на втором — сходу три: два под палубой и третье в носовой части. С их помощью парусники заметно увеличивали скорость.
Соглашусь все же: мои симпатии принадлежат «проа».
Так как на нем, кан ни на каком втором, мне легче всего получалось уходить от виндсерферов.
М. ЯКОВЛЕВ, Ленинград
Рандомные статьи:
ВОТ ЭТО ПОВОРОТ | ТРОЛЛЬ В ЧАТРУЛЕТКЕ
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Сейчас на дорогах и улицах нашей страны все чаще появляются миниатюрные автомобили, по внешнему виду что-то среднее между детским самокатом, мотороллером…
-
Послушания от новорожденного не требует никто, но стоит крохе мало подрасти и показать хоть какое-то рвение к самостоятельности, как взрослые тут же…
-
Утром, выглянув в окно, я внезапно заметила снег на опавших страницах, крышах и скамейках домов. Набравшись воздуха, отправилась одевать дочечку на…
-
Полезные аксессуары для кроватки малыша
Индустрия детских товаров предлагает богатый выбор аксессуаров и игрушек для самых мелких. В них входят многофункциональные бамперы-бортики для кроватки,…