«Малышам» — зеленую улицу!

Сейчас на дорогах и улицах нашей страны все чаще появляются миниатюрные автомобили, по внешнему виду что-то среднее между детским самокатом, мотороллером и мопедом. Их водители страно умело маневрируют в муниципальном потоке, «не путаясь в ногах» у громадных, «мотоциклов» и настоящих автомобилей и однако нисколько не уступая им в скорости.

Увидим, что в мире подобные «малыши» очень востребованы и из года в год становятся все более популярными.

Последовательность ведущих зарубежных мотоциклетных компаний производит «миниатюризированные» автомобили большими сериями, и ассортимент их растет существенно стремительнее, чем у моделей громадной мощности. Тут учтена и платежеспособность потребителя (маленькая машина дешевле), и металлоемкость (меньше вес — меньше себестоимость), и топливные кризисы, и возрастающая теснота на улицах, как в потоке, так и — что особенно ощутимо — на стояночных площадках.

Отечественная индустрия еще не приступила к выпуску микромотоциклов и мотороллеров. Не будем доискиваться обстоятельств: сейчас, на отечественный взор, нужнее систематизировать опыт конструкторов-любителей, каковые создали и будут создавать, потому что это посоветовано судьбой, огромное количество разнообразных двух- и трехколесных микромашин, среди которых много образцов, воображающих громадный практический интерес.

Рис.

1. А — главные пропорции микромотороллера для человека среднего роста. Б — неустойчивая передняя вилка: при повышении расстояния S устойчивость ухудшается, В и Г — образцы устойчивых передних вилок.

А ведь это также весьма симптоматично: из игрушки микромотоцикл практически на отечественных глазах преобразовывается в современное транспортное средство!

На всех выставках научного творчества молодежи мелкие автомобили неизменно присутствуют много и становятся из года в год все увлекательнее и идеальнее.

Но в основном по причине того, что их создатели трудятся в кустарных условиях, разобщенно, не имея возможности обширно обмениваться опытом, эта техника не свободна от многих «детских заболеваний», задерживающих ее распространение и совершенствование.

Первая и основная беда — отсутствие особых шин и невозможность полноценно применять имеющийся очень скудный ассортимент. Вторая — неудовлетворительное уровень качества двигателей. По собственной удельной мощности и весу они современным требованиям никак не удовлетворяют. Равно как и коробки передач, по большей части двухступенчатые. (Многие уже давно используют четырех- и пятиступенчатые коробки, снабжающие наилучшее применение мощности на различных режимах перемещения.)

Рис. 2. Параметры малогабаритных шин отечественного производства.

Не обращая внимания на это, умельцы продолжают продуктивно трудиться, создавая собственными силами не только жизнеспособные модели трансмиссий и двигателей, но кроме того… шины! (С этими занимательными работами мы знакомили читателей в № 2—3 за 1971 год и в № 3—5 за 1972 год.) С проблемной статьей о маши-пах-«малышах» выступила в № 3 отечественного издания за 1971 год заслуженный мастер спорта Ирина Озолина — узнаваемый тренер, рекордсменка и неоднократная чемпионка СССР.

Ее статья привела к широкому отклику: со всех финишей страпы в редакцию пришло множество писем с предложениями и пожеланиями, и описаниями выстроенных читателями микромашин самого разнообразного назначения: для обучения детей и подростков правилам и практической езде дорожного перемещения, для внутризаводского транспорта, для книгонош и почтальонов, туристов, охотников и рыбаков, спасательных и поисковых работ и многого другого.

Знакомясь с ними, возможно сделать кое-какие сопоставления и выводы, разрешающие дать объективную оценку их техническим ответам — прежде всего выбору неспециализированных параметров автомобили, мощности и типа двигателя.

Возможно смело сообщить: отечественными конструкторами-любителями заложены фундамент методики расчета и конструирования микромашин. Не каждый университет либо машиностроительный завод имел возможность бы совершить подобную исследовательскую работу — так много конструкций и направлений опробовано, установлено повседневной эксплуатацией и временем!

Мы начинаем публикацию материалов отечественных «правофланговых» конструкторов транспортной микротехники, уже накопивших громадный практический стаж работы, — известных читателям лауреатов смотров НТТМ В. Петровского (Уфа), В. Быковского (Москва), и описания уникальных учебных автомобилей, созданных в автоконструкторской лаборатории клуба юных техников Сибирского отделения Академии наук СССР.

МЕЛОК, ДА УДАЛ

Постройкой микромотоциклов и микромотороллеров на данный момент увлекаются многие конструкторы-любители. Любой из них пытается создать самая совершенную, эргономичную и прекрасную машину. Но все ли ставят перед собой настоящие задачи, все ли знают, что именно нужно учитывать при разработке конструкции, дабы машина была эргономичной в эксплуатации, владела хорошими ходовыми качествами и радовала глаз элегантным внешним видом?

Как показывает опыт, это не редкость далеко не всегда.

Большинство конструкторов-любителей допускают одинаковые «типовые» погрешности. Цель отечественной статьи — предотвратить от вероятных неточностей всех тех, кто сооружает либо планирует конструировать микромашины.

В большинстве случаев конструктор стремится прежде всего уменьшить габариты и снизить вес.

Но спрашивается, до каких пределов? Само собой разумеется, прекрасно бы иметь мотороллер, с которым возможно сесть в пригородную электричку либо автобус; но так как провоз автомобилей с заправленным баком запрещен! Значит, выехать с мотороллером за город возможно или на нем самом, или загрузив его на автомобиль, катер либо мотолодку.

Об этом направляться не забывать, выбирая габариты автомобили. направляться кроме этого помнить, что при чрезмерном их уменьшении ухудшается ее устойчивость и центровка машины на ходу. Рисунок 1 дает неспециализированное представление о пропорциях микромотороллера для человека среднего роста.

а на рисунке 5 продемонстрированы образцы рациональной и нерациональной конструкции.

К сожалению, размеры микромашины на данный момент частенько диктуются не планом конструктора, а имеющимися в его распоряжении шинами!

Неприятность «ОБУВИ»

Самый распространенные на данный момент шины и колеса маленького размера, годные на первый взгляд для микромашин, заимствуются от детских самокатов. Но практика продемонстрировала, что обычная эксплуатация их неосуществима.

Дело в том, что покрышки от самокатов не вычислены на громадные нагрузки и весьма скоро выходят из строя (время от времени через 20—30 км!) по обстоятельству так именуемого саморазбортовывания, другими словами разрушения бортовых проволочных колец и, как следствие, соскакивания шины с обода. Представьте, чем угрожает таковой «сюрприз», особенно на поворотах!

Следовательно, в случае если нет особых износоустойчивых покрышек размера 12 1/2Х2 1/4 (в КЮТе Уфимского моторостроительного завода мы изготовляем их сами), в распоряжении конструктора остаются шины трех типов (см. рисунок 2 с таблицей): мотороллерные размера 4×10; картинговые размера 280×85; от мотоколясок (ветхий тип 4,5X9, новый 5Х10).

Проанализируем возможность применения для микромотороллера шин, имеющихся в продаже.

Мотороллерная резина надежна и долговечна, но тяжела для мелких автомобилей и к тому же очень сильно «раздувает» их габариты. Преимущество же ее содержится в возможности применения готовых дисков, ступиц и барабанов, передних и задних вилок от серийных мотороллеров. Это событие завлекает многих, не обращая внимания на повышение габаритов и веса конструкции.

Профиль беговой дорожки, равно как и рисунок протектора мотороллерных шин, снабжает уверенную езду на дорогах с любым покрытием.

Картинговая резина больше подходит для микромотороллеров по весу и размерам, но использование ее сопряжено с лишними хлопотами — изготовлением особых дисков, тормозных устройств и вилок.

При известном умении возможно приспособить тормозные барабаны, колодки и опорные диски от мотовелосипеда типа «Львовянка» (направляться не забывать, что в ассортименте запчастей для мопедов и мотовелосипедов довольно много подробностей, каковые практически без переделок смогут быть использованы при постройке микромотоциклов и микромотороллеров).

Шины от инвалидных мотоколясок по весу и габаритам больше всех прошлых. Использование их на мелких автомобилях не нужно.

Но они воображают интерес в том случае, если задумана машина повышенной проходимости. Для нее шины 5Х10 будут лучшими из всех существующих. На резине этого размера возможно выстроить прекрасный «болотоход» — мечту рыболовов и охотников!

На микромашинах возможно использовать и «неоднородную» резину: к примеру, для заднего колеса — мотороллерную, а для переднего — картинговую.

СЕРДЦЕ МИКРОМАШИНЫ

Его выбор определяется целевым назначением автомобили, опытом строителя и материальными возможностями.

На станциях и в клубах юных техников, где микротранспортная техника употребляется в основном в учебно-воспитательных целях, оптимальнееиспользовать веломоторчики типа Д-5, Д-6, «Берва» и т. п. — они недороги, их возможно покупать по безналу, что весьма значительно. А для спортивных целей либо личного пользования более занимательны мопедные и мотоциклетные двигатели типа Ш-51, «Ява-05», «Рысь», «Ява-20», М1-А.

Выбор двигателя сильно зависит от веса водителя микромотороллера: в случае если это человек среднего веса — достаточно мотора количеством до 50 см3, а вдруг шофер «тяжеловат» либо на микромашине предполагают ездить с грузом — нужен двигатель 125 см3 (из меньших кубатур оптимален «Житель Киева», но эти двигатели на данный момент не выпускаются, и добывать их тяжело).

направляться не забывать, что скоростные данные и разгонная динамика создаваемой автомобили должны находиться на уровне современных требований уличного перемещения, в другом случае езда на маленькой машине делается неприятной и страшной.

В автоконструкторской лаборатории отечественного КЮТа было выстроено более чем двух десятков микромоторолле-ров с моторами мощностью от 2 до 12 л. с. (моторы Д-5 и «Восход»-175см3).

Любая машина имела свои недостатки и свои достоинства, каковые возможно охарактеризовать так: возрастает комфорт и мощность — растет вес, теряется транспортабельность. Строить машину весом более 35—40 кг фактически не имеет смысла, потому, что серийно производимый велосипед с мотором весит меньше.

С КОМФОРТОМ Либо БЕЗ!

За комфорт нужно «платить»: подрессоренные вилки, мягкие седла очень сильно удорожают машину.

Самый несложный путь — применять для того чтобы изготовить раму и узлы микромашины подробности детских самокатов, пришедших в негодность велосипедов, детских колясок н кроме того кроватей — словом, любых предметов обихода, изготовленных из тонкостенных, легких и прочных металлических трубок. Лишь в крайнем случае возможно применить водопроводные либо газовые трубы.

В некоторых узлах смогут быть использованы облегченные металлические профили. Соединение подробностей должно выполняться отличной сваркой. Маленькая машина в ходе постройки требует к себе громадного внимания, громадной аккуратности. Лишь наряду с этим условия она будет надежной и надёжной в эксплуатации.

«Малышам» — зеленую улицу!

Рис. 3. Главные размеры трубчатой рамы микромотоцикла.

На рисунке 3 продемонстрирована типовая конструкция трубчатой рамы, которая возможно рекомендована любителям.

Исходный материал — ветхая велосипедная рама, которая разрезается, как продемонстрировано на чертеже, сваривается и улучшается косынками в самые ответственных узлах. К таковой раме легко возможно приспособить передние вилки от отечественных либо мопедов и импортных мотовелосипедов, и элементы подвески заднего колеса.

Маятниковую вилку заднего колеса оптимальнееподрессоривать подвесками типа «Рига-4» либо «Верховина», а из импортных — «Рысь» либо «Берва».

РУЛЬ, СЕДЛО, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

На миниатюрной машине эти элементы конструкции играются очень ключевую роль. Так как высота седла, конфигурация и ширина руля в любом случае, как бы ни были мелки колеса и двигатель, должны соответствовать росту водителя.

В большинстве хороших конструкций микромотороллеров седло и руль делают выдвижными, складными либо съемными, это позволяет до предела уменьшить габариты автомобили при ее перевозке и хранении. На рисунке 4 продемонстрированы разные модели рулей, а на рисунке 6 — седла для микромашин.

Рис.

4. Самый распространенные конструкции рулей для микромотоциклов: А — подбор размеров и формы руля (L — в пределах 400—500 мм, ? = 12—15°), Б — съемный руль велосипедного типа с удлиненными перьями, В и Г — складные рули мотоциклетного типа.

Рис. 5. Примеры неспециализированной компоновки микромашин: А — «Агидель» (Уфимская СЮТ, конструктор В. Петровский); Б — «Хонда-70» (Япония); В — «Сахс» (ФРГ).

Рис. 6. Разные конструкции седел:

А — велосипедного типа, с пружинами, трудящимися на растяжение, Б — от мопеда, с подушкой из губчатой резины, В — «диванного» типа, одноместное, Г — «диванного» типа, двухместное. Справа — изготовление седла «диванного» типа.

Из рисунка 6 станет светло, как изготовить седло так именуемого «диванного» типа собственными силами, — для этого необходимо иметь кусок пенолатекса, полметра хорошего кожзаменителя и фанеру толщиной 6—8 мм, из которой вырезается основание седла.

Возможно применить готовое седло от мопеда «Верховина-4», но они, к сожалению, редко бывают в продаже.

Руль кроме этого возможно забран готовый от мопеда, дорожного велосипеда либо самоката. Размещение органов управления на руле нужно сохранить общепринятым, другими словами рукоятку управления газом и тормоз переднего колеса — справа, декомпрессор и сцепление — слева.

Выводить на руль совокупность переключения передач не нужно. Лучше выполнить ее в виде педали, управляемой ногой, либо ручным рычагом, конкретно на моторе. Это будет надежнее.

МАШИНА и ВОДИТЕЛЬ

Не потребуйте от маленькой автомобили того, что может дать громадная.

В случае если вас будут обгонять стремительные «Явы» либо «Паннонии», не вступайте с ними в соревнование, не забывая о том, что ваша миниатюрная машина владеет целым рядом преимуществ. Их вы почувствуете и оцените весьма не так долго осталось ждать: вашего «малыша» возможно в простом лифте поднять к себе в квартиру, в случае если его почему-либо нежелательно оставлять на улице; на нем легче маневрировать в муниципальном потоке, при перемещении по узким горным тропкам и лесным дорожкам.

А в то время, когда проехать по большому счету нереально, изменяются с ним ролями, берут под мышку и несут.

Но направляться учитывать и специфику управления микромашинами. Водителю, привыкшему ездить на «громадных колесах» (к примеру, с ободом 21 либо 19 дюймов), придется кроме того какое-то время переучиваться.

В лучших условиях окажутся люди, имеющие опыт вождения простых мотороллеров: микромашина имеет с ними большое количество неспециализированного, в особенности если она поставлена на колеса с шинами 4Х10.

Главная малоприятная изюминка микромашин — «подсекание» переднего колеса при неосторожных либо резких перемещениях рулем, в особенности на мокрой дороге.

Оно происходит тем чаще, чем меньше колесо Это есть следствием неправильного «вылета» вилки (взаимозависимость указанных факторов продемонстрирована на рисунке 1).

Учитывая все сообщённое, на микромашинах, имеющих колеса диаметром менее 300 мм, повороты направляться делать в основном за счет координированного крена (наклона) вовнутрь поворота, а не за счет перемещения рулем. Особенно на скользкой дороге!

В. ПЕТРОВСКИЙ

Рандомные статьи:

Хулиганы зеленой улицы [2004]


Похожие статьи, которые вам понравятся: