«Крот» в трубопроводе

Начало начал любой конструкторской и экспериментальной работы — будь то солидное КБ либо технический кружок, лаборатория для школьников — определение неприятности, технической задачи. Исходя из опыта КЮТ СО АН, попытаемся очертить круг условий, определяющих успех детской творческой технической работы.

Итак, поиск неприятности. Вряд ли прав тот начальник, что занимается этим делом сам и, только «определившись», убеждает взяться за ее ответ собственных учеников.

У нас в КЮТе принято делать это при активном участии школьников. Отечественная опыт говорит, что крайне полезно, в случае если в выборе темы поиска ребятам окажут помощь публичные консультанты-эксперты фирм, КБ либо НИИ, каковые смогут ярко, весьма интересно поведать о современных проблемах выбранной отрасли. Подчас мы используем кроме того темники для изобретателей и рационализаторов, производимые на фирмах.

Действительно, наряду с этим не следует впадать в крайности: будущая конструкция должна быть не только публично нужна (это, очевидно, крайне важно), но и привлекательна для юных техников. Под силу ли ребятам запланированная работа над конструкцией, какие конкретно технологические сложности смогут встретиться на протяжении создания модели — все это начальник кроме этого обязан предусмотреть на начальной стадии выбора технического задания.

Тут приходится напомнить, что верное развитие творческого процесса у детей вероятно только при достаточном уровне их знаний в избранной области техники. А самые интересные задачи, в большинстве случаев, содержат элементы многих отраслей техники. Вот из-за чего начальнику не избежать на занятиях кружка теоретического курса, собственного рода азбуки прикладных инженерных знаний. На отечественный взор, в этом имеется частичное решение проблемы политехнизации обучения.

Примером комплексного подхода к выбору темы творчества может служить отечественный механический «крот». Мысль его появилась, в то время, когда мы с ребятами замечали прокладку кабеля по подземным трубам от колодца к колодцу. Какими лишь хитроумными методами не пользовались рабочие, дабы протолкнуть твёрдую металлическую проволоку по извивающейся трубе Пробовали кроме того запустить в трубу кошку с привязанным узким шнуром, сохраняя надежду посредством шнура после этого протянуть кабель…

А дело не шло.

Так появилось в КЮТе техническое задание под условным заглавием «Крот» — устройство для перемещения в трубы с одновременным протягиванием шнура либо провода. Очевидная нужность механизма плюс его нетрадиционность, новизна для участников кружка (вообще-то конструкции «кротов» существуют) стали причиной интенсивной творческой работе в лаборатории.

«Крот» в трубопроводе

Продольный разрез «крота»:

(А — передний твёрдый корпус с пружинными «лапками», Б — эластичное соединительное звено, В — задний твёрдый корпус с пружинными «лапками»): 1 — «лапка» из проволоки ОВС O 1,2—1,5 мм, 2 — электродвигатель, 3 — корпус, 4 — муфта. 5 — червяк, 6 — стойка подшипника, 7 — втулка вала (латунь), 8 — эластичный валик, 9 — эластичная оболочка, 10 — передняя стена корпуса, 11 — задняя стена корпуса, 12 — ушко для шнура (провода), 13 — крепление «лапки», 14 — наружная оболочка эластичного соединительного звена, 15 — пружина, 16 — стойка вала, 17 — кулиса, 18 — червячное колесо, 19 — опора электродвигателя, 20 — плата — основание, 21 — палец, 22 — валик червячного колеса, 23 — втулка.

На первый взгляд, казалось, несложная выдумка, но одна неприятность цеплялась за другую. Тут и конструкция преобразования перемещения от электродвигателя, метод перемещения, возможность преодоления изгибов на автостраде трубопровода, возвращение устройства на поверхность при отказе механизмов, наконец рвение добиться дешевизны и простоты конструкции.

Принятый вариант технического ответа был сформулирован, конечно, не сходу.

Вместе с начальником парни изучили устройства с телескопическим корпусом, складными «лапками», роликовым движителем и т. д. Решение посоветовало строение тела… обычного дождевого червя. Оставалось воспроизвести посредством механизма подобие перемещений тела червяка, преобразовав вращательное перемещение вала двигателя в поступательное перемещение твёрдых звеньев механизма.

Предложенная конструкция отнюдь не претендует на совершенство и абсолютную новизну, но уникальна, она под силу школьникам и дает широкое поле для предстоящих усовершенствований. В случае если подобное устройство снабдить, к примеру, измерительными либо контрольными устройствами, возможно перевоплотить его в «осуществляющего контроль крота» — для профилактических осмотров внутренней поверхности громадных трубопроводов, А вдруг еще снабдить его телевизионной камерой?..

Многие применения механизма и варианты изготовления дешёвы школьникам в технических кружках.

Конструкция «крота» складывается из двух отдельных корпусов, связанных между собой эластичным, собранным из рояльной проволоки, подвижным элементом, что находится в эластичной оболочки. Возвратно-поступательное перемещение эластичного элемента от кулисного механизма ведет к относительному перемещению корпусов.

Упираясь пружинными «лапками» в стены трубы, оба корпуса поочередно подтягиваются и отталкиваются, имитируя перемещение ползущего червя.

Вращение от электродвигателя через пружинную мягкую муфту, которая облегчает центрирование валов, передается на червячную передачу, где преобразуется в возвратно-поступательное перемещение кулисы посредством пальца на червячном колесе.

Задний корпус закрывается крышкой, к которой крепятся провод питания и протаскиваемый шнур либо трос.

Кулиса соединяется с эластичным элементом через шток пайкой; этим обеспечивается устойчивое и ориентированное положение кулисы. Целый привод смонтирован на основании, закрепленном в одном из корпусов. Двигателем модели есть электромотор постоянного тока (из серии ДПМ) с числом оборотов 1800 в мин, выходной мощностью 9 Вт.

Приводимая им червячная пара, имеющая передаточное отношение 1:44, связана с кулисой, которая посредством металлических упругих проволочек O 0,5— 0,6 мм соединяется с задней частью модели.

Яркими движителями модели являются металлические эластичные куски проволоки O 1,2—1,5 мм («лапки»). Величина их отгиба зависит от характера поверхности, по которой движется модель.

Скорость перемещения «крота» — 0,03 м/с. Она может изменяться за счет уменьшения либо повышения передаточного отношения червячной увеличения и пары хода кулисы. назначение и Конструкция остальных подробностей видны из чертежа, выполненного кружковцами.

Механический «крот» завлекает экспертов возможностью перемещения по изогнутым трубопроводам за счет эластичной подвижной связи между корпусами.

направляться подчернуть, что «крот» замечательно «ползает» и по плоской поверхности, преодолевая на своем пути разные препятствия. Исходя из этого «крот» может заинтересовать начальников технических кружков как объект для громадной творческой конструкторской работы.

В.

ШОЛОХОВ, директор КЮТа Новосибирского академгородка,
А. ЛЕОНЕНКО, начальник группы лаборатории экспериментальной механики

Рандомные статьи:

🔥 Как избавиться от засора? Прочистка труб в домашних условиях. Кальцинированная сода.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ty мягкие игрушки: крот, пчёлка, божья коровка

    Beanie Boos Обладатель компании TY Inc (ТАЙ Инкорпорейтед) — Ty Warner. Находится компания в Иллинойсе. Статья о производителе на сайте тут. К великой…

  • Учимся считать

    РАЗРАБОТКА НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ Необходимость разработки того либо большое количество технического устройства постоянно диктуется…

  • Изобретаем… колесо

    На этом этапе работы наметим конструкцию аккуратного механизма, снабжающего поступательное перемещение модели. Начнем с анализа уже известных механизмов,…

  • Школьное изобретательство: от замысла к реальности

    О творческих находках юных техников, об успешном ответе ими уникальных конструкторских задач отечественный издание говорил много раз. Примеров поисковой,…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.