Ледовая птица

«Ледовой птицей» именуют спортсмены буер-«восьмиметровик» за его высокие ту лёгкость и скорости, с какой он разрешает выполнять повороты, маневрировать. Особенно за «эмоцию ветра»: приемистость, как сообщили бы автолюбители. Наконец, за свойство срочно ответить на любое пожелание рулевого: «хороший посыл» — отметили бы конники. Это вправду так, по причине того, что его «тяговооруженность» — отношение площади паруса к неспециализированному весу буера — выше, чем у других типов.

Но еще буеристов завлекает принадлежность его к свободному классу: в случае если остальные являются монотипами и должны в точности соответствовать собственному эталону, то тут имеется довольно широкие возможности для творчества, опыта.

Фактически любой рулевой сооружает себе таковой буер сам: вооружившись теорией, он определяет и закладывает оптимальные, согласно его точке зрения, параметры, размеры, расставляет центры приложения действующих моментов и сил. Это относится как к корпусу буера, так и к его парусу.

Отечественному читателю уже известны кое-какие конструкции буеров, созданных специально для занятий детских спортивных групп, для обучения начинающих яхтсменов мастерству управления парусами в зимний период (см. «Снежинка», «светло синий птица» в № 1 и 11 за 1979 год). Сейчас издание знакомит с более важной разработкой — спортивным буером отечественного национального класса «8-метровой» группы свободной конструкции — таково официальное наименование.

Выстроил его Павел Константинович Левин, один из отечественных умелых буеристов, участвовавший в гонках еще в конце 30-х годов.

В дни блокады Ленинграда он неоднократно уходил на буерах по льду Ильмень-озера в тыл неприятеля, высаживал десант, вел разведку. В послевоенные годы П. К. Левин стал мастером буерного спорта.

И сейчас не расстался он с буерами: созданный им «восьмиметровик» — полезный сплав опыта и теории.

В то время, когда более 100 лет назад буер в первый раз показался в Российской Федерации, это было тяжелое, неуклюжее сооружение, похожее на розвальни, с толстой низкой мачтой, неотёсанными широкими парусами и деревянными коньками. на данный момент у спортивного буера узкий обтекаемый корпус, высокие белые как снег паруса, сверкающие коньки из нержавеющей стали — прекрасная стремительная конструкция.

Особенно это относится к «восьмиметровикам». Возможность очень многое изменять в них разрешает всегда вносить в конструкции новые перспективные ответы и находки — само собой разумеется, в определенных пределах постройки правил и требований классификации, а ими разрешен громадный диапазон вариантов корпуса, мачты, поперечного бруса, паруса, коньков и т. д. Так, ширина и длина буера смогут быть любыми, какими выберет их строитель, но не более 5,6 и 3,7 м соответственно, вес — не меньше 80 иг.

Ограничены кроме этого ширина мачты — до 180 мм, расстояние между обмерными марками на ней — до 6,4 м, количество лат — 5 и пр. Само собой разумеется, ограничена большая площадь парусности: ее предел 8 м2.

Ледовая птица

Рис.

1. Буер-«восьмиметровик»:

1 — верхняя марка мачты, 2 — мачта, 3 — лата в латкармане, 4 — парус, 5 — салинговая оковка, 6 — штаг, 7 — ликпаз, 8 — ванта, 9 — нижняя марка, 10 — боут галсового угла, 11 — усы гика, 12 — гика-шкот, 13 — блок шкота, 14 — гик, 15 — марка гика, 16 — боут шкотового угла, 17 — люверс угла.

18 — шпор мачты, 19 — шаровой палец, 20 — степсовая коробка, 21 — рулевой конек, 22 — болт-ось конька, 23 — вилка, 24 — пружина Баллера, 25 — штуртрос, 26 — корпус, 27 — оковка, 28 — талреп штуртроса, 29 — ватербакштаг, 30 — штурвал, 31 — боковой конек, 32 — муфта конька, 33 — поперечный брус, 34 — кокпит, 35 — шпангоут, 36 — бортовая доска, 37 — подмачтовая опора, 38 — стрингер, 39 — баллер конька, 40 — накладка муфты.

Рис. 2. Степсовая коробка:

1 — планка, 2—шаровой палец, 3—ползун, 4 — стопорный винт.

Существуют, но, и кое-какие эмпирические зависимости, которых в начальных расчетах традиционно придерживаются конструкторы. Главная из них: а·Р=25·Н·S, где а — расстояние между боковыми коньками, Н — высота центра парусности, Р — вес буера, S — площадь парусности, 25 — коэффициент остойчивости, либо, к примеру, соотношение в — 0,125·а, где в — ширина поперечного бруса.

Место рулевого конька — спереди либо позади — правилами не установлено, не смотря на то, что само отличие имеет принципиальное значение: обеспечение остойчивости происходит и в том и другом случае по-различному.

Кратко о конструкции «восьмиметровика». Основное, само собой разумеется, корпус, на котором ставятся и крепятся все остальные подробности и части буера. Базу его образовывает силовой комплект: стрингеры и шпангоуты.

Шпангоуты — их 12 — фанерные, выклеенные из нескольких слоев, с сосновыми либо еловыми флорами, бимсами, пиллерсами. Они находятся более либо менее равномерно на всей протяженности корпуса. Стрингеров 5: центральный (20Х40Х Х3750 мм) проходит по самому верху комплекта, два палубных (15Х20Х3750 мм) и два бортовых (20Х40Х2700 мм) — на протяжении днища. Под центральный кладется подмачтовая опора — замечательная балка из дуба либо ясеня размером 20X40X1650 мм.

На бортовых стрингерах соединяются бортовые доски (употребляются сосновые — 15X287X5705 мм) и фанерное дно. Палуба танже составляется из страниц фанеры толщиной 2 либо 3 мм. По центру дна проложен между 4-м и 10-м шпангоутами так называемый кильсончик — брус (20X40X1977 мм) из жёсткого дерева — для упрочнения комплекта в подмачтовой территории.

В корпусе спереди и позади находятся бобышки, и вкладыши-брештуки. Кормовая сделана полностью древесной, а носовая склеена из 15 слоев: 12 слоев из 10-мм сосновых досок, а 2, 7, 11-й слои из 10-мм фанеры. Шнобель буера должен быть особенно «сильным», так как тут, не считая гельмпорта, крепится еще и штаг мачты (трос, O5 мм).

Исходя из этого снизу он добавочно подкреплен дубовой «подушкой» (25X114X250 мм). В месте постановки поперечного бруса комплект усилен по бокам корпуса изнутри опорными «подушками» (15X100X400 мм), а под дном упорами (40Х100Х555 мм). Все их нужно изготавливать из дуба либо ясеня.

В кормовом отсеке за кокпитом имеется лишь один стрингер — по верху палубы и пара шпангоутов № 11 и № 12, первый из которых есть в один момент спинкой сиденья рулевого.

Поперечный брус буера — это его рессора.

Он принимает все нагрузки, приходящиеся на мачту и корпус, и исходя из этого обязан владеть громадной прочностью и одновременно с этим жесткостью. У «восьмиметровика», как и у многих современных буеров, брус делается клееным, причем пустотелым — с древесной же прокладкой с окнами. Это разрешает ему быть более легким, упругим.

Принципиально важно кроме этого, дабы он имел погиб — средняя часть его пара выгибается вверх. Во-первых, это как бы дополнительное подрессоривание, а во-вторых, при заснеженном либо тяжелом пути легко нужно, дабы корпус не задевал за наст, наледи, торосы. Придается брусу и обтекаемая форма, что снижает лобовое сопротивление.

Рис. 3. шпангоуты и Корпус буера:

1—кормовая бобышка, 2 — кормовой стрингер, 3— рулевая колонка.

4 — палубный стрингер, 5 — рулевой барабан, 6 — шпангоут, 7 — подмачтовая опора, 8 — центральный стрингер, 9 — носовая бобышка, 10 — носовая подушка, 11 — днище, 12 — кильсончик, 13 — бортовой стрингер, 14 — упор поперечного бруса, 15 —опорная подушка, 16—спинка сиденья, 17 — топтимберс, 18 — гнездо баллера.

Рис. 4. Поперечный брус

Рис. 5. Муфта бокового конька.

Материалом для его изготовления помогает мелкослойная ель, сосна, кедр.

Клеится он из двух досок шириной 30 и толщиной 200 мм, между ними находится прокладка с выбранными окнами: толщина ее, равная в средней части 15 мм, неспешно к финишам сходит на нет. Большой погиб 90 мм. При постановке бруса на корпус он вкладывается между упорами под дном и закрепляется на бортах посредством упорных болтов и пластин.

Помимо этого, положение его фиксируется тросами (O 3 мм) ватербакштагов на талрепах — стяжках.

гик и Мачта клеенные из того же дерева, что и брус. Они пустотелы практически по всей собственной длине, имеют однообразный ликпаз. Причем гик одного диаметра — круглый, мачта же имеет каплевидную обтекаемую форму и пара сужается к топу и шпору.

Высотой практически 6 метров, она расчаливается вантами и штагом, каковые вверху крепятся к салинговой оковке на серьгах. Оковка делается из пластин нержавеющей стали шириной 20 мм и толщиной не меньше 3, так же как и серьги. Соединительный и крепежные болты ее нужно брать с резьбой М8 и М10 соответственно, причем из той же стали.

Внизу штаг крепится болтами к носовой оковке, а ванты таким же образом к талрепным планкам поперечного бруса.

В шпор мачты на винтах засунут железный стакан-пятка. Им она в момент подъема и постановки на корпус надевается на шаровой палец степсовой коробки.

Дело в том, что мачту возможно переставлять (действительно, на маленькое расстояние) на протяжении ДП. Это нужно делать на протяжении настройки буера либо в зависимости от условий грядущих гонок. Ползун с приваренным шаровым пальцем перемещается в пазах степсовой коробки, укрепленной на центральном стрингере шестью винтами: он «несет» на себе мачту; определенное положение его фиксируется стопорным винтом.

На ходу управление буером осуществляется посредством рулевого устройства.

Его колонка, закрепленная в шпангоутах кольцевыми упорами, с одной стороны имеет штурвал, а с другой барабан, на котором навито пара витков штуртроса (O 3 мм). Через направляющие блоки штуртрос подведен на протяжении днища к сектору рулевого конька, причем так, дабы при вращении штурвала, скажем, вправо, В том же направлении разворачивался буер. Обтяжка тросов парой талрепов.

Штурвал изготовляется из фанеры толщиной 10 мм, склеенной в три слоя.

На железном фланце он посажен на колонку. Последняя сделана составной: из двух стержня и труб — ограничителя длины, что вставляется вовнутрь их и так связывает обе подробности воедино. Барабан при необходимости возможно перемещать по ограничителю за счет его сквозного паза.

Парусное оружие «восьмиметровика» — бермудский кэт — считается на данный момент оптимальным для «ледовых яхт». Основная изюминка паруса — плоское «пузо» — 7—8%.

Латы, дабы оно на ходу не возрастало, ставятся сквозными. Правилами наложено ограничение: их возможно лишь пять, и ширина каждой не должна быть больше 60 мм. Максимум «серпа», равный 240 мм, расположен на расстоянии 2060 мм по прямой задней шкаторины от вершины фалового угла.

Для буера нужно иметь пара наборов коньков: для жёсткого и мягкого льда, на заснеженный, торосистый. Это относится и к рулевым, и к боковым конькам; лишь в каждом наборе рулевой в большинстве случаев на треть меньше. Они смогут быть всецело железные — из нержавеющей стали — либо с древесными колодками. Первые имеют целое лезвие и в верхней его части узкие боковые колодки с накладками.

У вторых — все «тело» из дерева, лишь низкие накладки и бонка-угольник металлические, полоз — медный; все эти части скрепляются между собой пятью шпильками, проходящими через «тело». Бонка припаивается к полозу; но у нее имеется резьбовые отверстия — в них и вворачиваются шпильки.

Рис. 6. Коньки буера:

1 — отверстие под болт-ось.

2 — накладка, 3 — заклепка, 4 — шпилька М6Х160 мм, 5 — колодка, 6 — носок конька, 7 — гайка шпильки, 8 — шайба, 9 — отверстие под шпильку, O 6,6 мм, 10 — полка полоза, 11 — полоз, 12 — бонка, 13 —пятка конька, 14 — боковая колодка, 15 — лезвие, 16 — лезвие, тавр;
А — конек с колодкой, Б — щитовой «хлеборез», В — «Т-образный», Г — рулевой.

Рис. 7. Рулевое устройство:

1 — штурвал, 2 — заклепка (Ст. O 3X35 мм). 3 — неотёсанна штурвала, O 22 мм, 4 — ограничитель, O 18 мм.

5 — рулевая колонка, O 22 мм, 6 — упоры кольцевые, 7 — барабан, 8 — направляющие блоки, 9 — талрепы, 10 — баллер, 11 — сектор, 12 — рулевой конек.

И пятка и носок конька закруглены. Спереди радиус побольше, позади — меньше.

Объяснение тому — необходимость медлено преодолевать препятствия, появлявшиеся на дороге. Кроме того средняя часть лезвия либо полоза изогнута по дуге громадного радиуса — образуется так называемый погиб. Он облегчает буеру разворот.

На буере боковые коньки крепятся на поперечном брусе посредством муфт. Установленные на болтах-осях, они должны вольно проворачиваться около них. Муфты в большинстве случаев сварные: со щечками, приваренными к полкам на всей протяженности (смогут быть и литые).

Хочется кроме этого предотвратить будущих строителей, что высокие скорости этих буеров (часто под 90—110 км/ч) требуют соблюдения разработки изготовления всех подряд узлов.

Остановимся на главных моментах постройки. Все работы должны вестись на заблаговременно подготовленном стапеле с совершенно верно установленными линиями ДП — диаметральной плоскости — и вертикальными осевыми, отмеченными туго натянутой струной.

В первую очередь на стапеле размечают размеры корпуса и основные точки, места установки бобышек, шпангоутов и соответственно обозначают их. Окончательную доводку лучше делать «в паре», скрепив струбцинами в середине и по торцам, по окончании чего уложить плашмя с таким расчетом, дабы финиши досок приблизительно за шпангоутом № 10 провисли: это облегчит последующую сборку, поскольку корпус тут изгибается.

СХЕМА ЗАКЛАДКИ КОРПУСА БУЕРА-ВОСЬМИМЕТРОВИКА НА СТАПЕЛЕ.

Бобышки делают роль силовых элементов. Исходя из этого для них выбирайте материал получше, склейку ведите с очень качественной опрессовкой и просушивайте в соответствии с технологии используемого клея. Отверстие под гельмпорт сверлится при окончательной обработке, и нужно на станке, дабы не допустить отклонений от вертикали. После этого трижды прогрунтуйте бобышки тёплой натуральной олифой.

Последовательность изготовления шпангоутов такова.

На страницу фанеры наносится контур. По окончании выпиливания выполняется подклейка комплекта с фиксацией гвоздями с шагом 70—80 мм, опрессовка и выдержка до полного подсыхания, проводится окончательная обработка. Готовые шпангоуты грунтуют тёплой олифой и переносят на стапель (см. вкладку).

Стрингеры ставят так: сперва кормовой и бортовые на клее с опрессовкой шурупами, после этого по окончании подгонки бортовых досок — остальные.

При установке бортовых досок жестко и совсем соединяются все шпангоуты, исходя из этого подгонку ведут по их боковым пазам, начиная с № 10, и легко «заневоливая» в бобышках. Поставив на клей доски на каждом шпангоуте, вворачивают в них шурупы, как минимум несколько с каждой стороны, предварительно просверлив отверстия O 4 мм. На бобышки ставят по восемь шурупов O5X55 мм с потайной головкой, кроме этого сперва просверлив отверстия O 4,5 мм.

Причем у кормового брештука перед этим вставляются «по месту» клинья-заполнители длиной 100 мм. После этого «укладывают» остальные стрингеры и подмачтовую опору и выполняют малковку посредством прямого бруса треугольного сечения с размерами 20X100X2200 мм. Его накладывают острой гранью сходу на пара шпангоутов и снимают кромку среднего из них по всей ее поверхности стамеской, рубанком, малковкой-стружком до полного прилегания бруса. От этого зависит, будет ли палуба ровной, без выпуклостей.

Для изготовления палубного настила комфортно применять выкройки из чертежной бумаги либо картона. Они должны иметь припуск: на 45—50 мм перекрывать бортовую доску. Обратите внимание на то, что направление волокон фанеры должно совпадать с ДП.

Работу лучше затевать с кормы, шепетильно впрессовывая боковые кромки, а особенно припуск на бортовые доски. В этих местах возможно воспользоваться помощью реек-накладок (25X40X1500 мм), шурупов 4×40 мм, каковые ставятся с шагом 70—90 мм.

Днище кокпита кроится из фанеры толщиной 6—8 мм, потом в нос и корму идет лист 3 мм. Между шпангоутами № 8 и № 9 фанера не приклеивается, а ставится на шурупах 2,5 X 30 мм — это окно для работы с рулевым устройством.

В остальных местах обивается оцинкованными гвоздями с шагом 40—60 мм. Не забудьте покрыть все страницы олифой. Готовый корпус окрашивается в любой цвет водостойкой краской.

Мачта выклеивается из двух половин, любая из которых, со своей стороны, складывается из отдельных пластин-слоев. Лучше сначала соединять их попарно, а после этого из таких пар изготовлять половинки. Струбцины при сушке нужно ставить через каждые 150— 200 мм.

В обеих частях мачты на всей протяженности выбирается ликпаз и карманы-облегчители. При сборке нелишне поставить в «тело» 6—8 шпилек-упоров. Гик изготовляют подобным образом.

Заготовки для поперечного бруса нужно выбирать цельные.

Первая сборочная операция всего буера: установка поперечного бруса, так называемая «разбивка». К этому времени на брусе должны быть поставлены муфты коньков, вантпутенсы, совершены линии ДП и ось боковых коньков.

От центра рулевого сектора по дну откладывается на ДП размер 4365 мм — эта точка обязана совершенно верно совпадать с «крестом». Отойдя от нее к носу 100 мм, проводим перпендикуляр — тут будет пребывать передняя кромка бруса. Добившись точности установки, закрепляют на днище упоры и повторяют диагностику.

Делают кроме этого начальную регулировку мачты. Определяют ее наклон. Поставив мачту, на фале поднимают маленькой груз и, регулируя вантами и штагом (трос O 5 мм) положение топа, получают, дабы отвес был на 350—360 мм впереди оси боковых коньков и совершенно верно в ДП.

Обязательно нужна и проверка параллельности боковых коньков, причем ее нужно проводить перед каждым выходом на лед.

П.

ЛЕВИН

Рандомные статьи:

ARK SEЛЕТАЮЩИЙ ОЛЕНЬ И ЛЕДЯНАЯ ПТИЦА


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Синяя птица» с белым крылом

    Стремительное скольжение по ледяной поверхности отечественного самодельного ледового парусника-буера, оперенного крылом-парусом, в…

  • Кормушки для птиц: инструкции, фото и оригинальные идеи

    Дабы сделать кормушку для птиц, вам нужно иметь пара несложных вещей и инструментов. Кормушку возможно сделать вместе с детьми, но учтите, что необходимо…

  • Как сделать кормушку для птиц своими руками

    Существует большое количество вариантов изготовления кормушки для птиц. Дабы сделать самые простые, но наряду с этим достаточно занимательные кормушки,…

  • Ледовое побоище

    Серия книг Живая история Более семисот лет назад на лёд Чудского озера ступили тяжелые кони рыцарей Тевтонского ордена. Время, разделяющее нас, заглушает…