Со школьной скамейки, уже более 40 лет, занимаюсь конструированием разных механизмов для облегчения труда на производстве и дома. (В издании «рационализатор и Изобретатель» была помещена моя статья «Мотопила и мотопомпа», что стала причиной большое количество запросов.)
Предлагаю вниманию ваших читателей собственную новую разработку — минитрактор. Он несложен в изготовлении и может сослужить хорошую работу на пришкольном участке, в тепличном и цветоводческом хозяйствах.
Его преимущества — компактность, производительность, маневренность, простота управления.
Он изготовлен (рис. 1) на базе мотоцикла «ИЖ-350», с которого были сняты кое-какие подробности, а также передняя фара, крылья, колеса, сиденья, подножки, ножной рычаг и рычаг тяги переключения скоростей, руль, тросы, проводка, воздухофильтр и сигнал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
В качестве направляющей для оси колес забрана металлическая труба (рис.
2), в которую с обоих финишей запрессованы две медные втулки, отступающие от торцов на 10 мм, — ко мне устанавливаются фетровые сальники.
Труба соединяется с рамой мотоцикла через шпильки подножек. Для этого к ней привариваются две пластины (рис. 3), имеющие по два отверстия: в большее перед сваркой пропускается сама труба, в меньшее продевается шпилька подножки. На правом финише трубы сверху приварена на протяжении нее еще одна металлическая пластина, мельче (см. рис. 2, поз. 3).
К ней посредством двух болтов М8 крепится металлической Г-образный кронштейн толщиной 6 мм (рис. 5). второй его финиш зажимается гайкой верхнего болта в креплении двигателя в передней части рамы. В средней части трубы просверливается отверстие, в которое на резьбе М10Х1.0 ввинчивается масленка.
В трубу вставляется металлической гладкоточеный вал длиной 730 мм, диаметром 33,5 мм.
У минитрактора два колеса, оба ведущие. Обод из металлической полосы толщиной 2 мм. По его окружности в шахматном порядке сверлятся 16 отверстий O 8,1 мм под спицы. Финиши ободьев свариваются либо склепываются.
Ступицы колес (рис. 6) — металлические. По окружности имеют 16 отверстий — под торцы спиц. Отверстия не сквозные, находятся в шахматном порядке.
Правая ступица с левого торца имеет заточку для напрессовки металлического диска (рис.
6), что после этого приваривается. В нем на радиусе 36,25 мм сверлятся шесть отверстий, каковые после этого развертываются под конусы пальцев тормозного барабана (от мотоцикла «ИЖ-350»), установленного на валу в качестве звездочки (рис. 4, А). Для повышения тягового упрочнения звездочка тормозного барабана заменяется на 60-зубую.
Вместо подшипника тормозного барабана вставляется металлическая втулка (наружный O — 47 мм, внутренний — 33,8 мм, ширина — 14 мм). Между торцами ступиц и трубы находятся металлические шайбы (наружный O — 50 мм, внутренний — 33,8 мм, толщина — 10 мм).
Для передачи вращения с ведущей звездочки двигателя на ось и для увеличения тягового упрочнения устанавливается промежуточный вал с двумя звездочками.
Он вытачивается из стали. Один финиш (рис. 8) протачивается для установки шарикоподшипника № 204, с данной же стороны нарезается резьба М18.
На втором финише ставится подшипник № 205. На подшипники надеваются металлические корпуса с крышками, имеющими по четыре отверстия с резьбой М8 (для крепления к раме) и по три отверстия с резьбой М5.
СБОРКА ХОДОВОЙ ЧАСТИ
Ось вставляется в трубу, на нее с обеих сторон устанавливаются фетровые сальники, шайбы.
Сальники забиваются в трубу прикасаясь к медным втулкам. Тормозной барабан со звездочкой собственными шестью конусными выступами вставляется в отверстия диска. В торцах трех выступов предварительно необходимо нарезать резьбу М12 (см. рис. 4, А).
По окончании установки ступиц в них через ось сверлятся под углом 90° по два отверстия O 8 мм — для четырех конических металлических штифтов.
В ходе работы штифты иногда подбиваются.
Спицы длиной 200 мм и O 8 мм одним финишем вставляются в отверстия ступиц, вторым — в отверстие обода. Приварив спицы к ступице, выверяют обод и приваривают к нему спицы.
По окружности ободьев на болтах либо при помощи сварки крепятся 16 поперечных полос-грунтозацепов, воображающих собой уголок 25Х25Х150 мм.
Рис.
2. Направляющая оси трактора в сборе со втулками:
1 — труба, 2 — втулки, 3 — пластина для кронштейна.
Рис. 3. Пластина, соединяющая ось с рамой.
Рис. 4. Ходовая часть минитрактора, вид позади:
1 — направляющая оси, 2 — пластины, соединяющие ось с рамой, 3 — пластина для кронштейна, 4 — звездочка (тормозной барабан от «ИЖ-350»), 5 — диск правой ступицы, 6 — обод колеса, 7 — спица, 8 — штифт, 9 — ступица, 10 — ось, 11 — уголок-грунтозацеп, 12 — втулка тормозного барабана, 13 — шайба 14 — сальник, 15 — втулка осн; А — узел соединения тормозного барабана с диском ступицы.
Рис. 5. Кронштейн для крепления оси к раме.
Рис. 6. Ступицы колес: левая и правая.
Рис. 7. Промежуточный вал.
Рис. 8. Промежуточный вал в сборе:
1 — корпус подшипника № 204 с крышкой, 2 — вал, 3 — втулка с диском, 4 — винт, 5 — диск, 6 — звездочка (тормозной барабан со звездочкой), 7 — втулка, 8 —корпус подшипника № 205 с крышкой, 9 — звездочка, 10 — винт.
Рис. 9. Звездочка промежуточного вала.
Рис. 10. Плуг.
Промежуточный вал в сборе (рис. 8) подвешивается к раме посредством пластин с двумя отверстиями: в одном финише отверстие O 8,5 мм, в другом — продолговатое, благодаря чему вал возможно перемещать, регулируя тем самым натяжение в один момент обеих цепей.
На валу находятся две звездочки На правом финише — 12-зубая (рис. 9), выполненная из стали 45 с закалкой (крепление на валу при помощи болтов М8), и тормозной барабан (рис. 8) с 42-зубой звездочкой, стандартные.
Вместо подшипника в него вставляется металлическая втулка (наружный O 47 мм, внутренний O 25,1 мм, ширина — 14 мм). На вторую металлическую втулку (наружный O 48 мм, внутренний O 25,1 мм, ширина — 50 мм) напрессован и с торца приварен диск. Во втулке для ее крепления на валу сверлятся четыре отверстия под винты М8.
Передача от двигателя на промежуточный вал и с вала на ось осуществляется цепью 1—15,88. Для ограждения от попадания почвы с правого обода колеса цепь закрывают железным щитком.
ПЛУГ
По форме похож на обычный конный (рис. 10). Размеры его зависят от твердости грунта, мощности двигателя и глубины вспашки.
Плуг складывается из стойки (уголок 40Х40X750 мм), которая имеет последовательность отверстий для опускания плуга и регулировки подъёма. К нижней части стойки приваривается наклонная пластина, к которой тремя винтами М8 крепится нож из стали 45.
Отвал металлической, крепится внизу у ножа и к стойке. Последняя присоединяется к раме через пластины с отверстиями; пластина приварена К шпильке с резьбой М14 на финишах. Эта шпилька вставляется вместо оси.
Для поддержания постоянной глубины вспашки имеется особая боковая лыжа (железная), которая благодаря рейке с отверстиями может опускаться либо подниматься, регулируя глубину вспашки.
УПРАВЛЕНИЕ
Руль соединен кронштейном с задней частью рамы.
Дроссель газа управляется манеткой (рычажком) и тросом воздушного корректора, заслонка которого немного поднята и закреплена (отключена) Декомпрессор — кроме этого манеткой, однако здесь установлен более долгий трос.
Управление сцеплением не поменяно.
Выключение передачи — рычагом-трубкой с шаровой рукояткой.
Бензобак немного поднят и мало смещен назад, а бензопровод удлинен.
Воздухофильтр сетчатый, выведен над рулем и соединен с воздушным патрубком карбюратора упругим резиновым шлангом.
При работе в жаркое время либо на тяжелой земле двигатель может перегреваться. Для охлаждения возможно установить центробежный вентилятор.
А. УЛЬЯНОВ, г. Кыштым, Челябинская обл.
Рандомные статьи:
Китайский минитрактор 160.Первые впечатления
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
По принятой сейчас классификации, мини-байками именуют микромотоциклы, предназначенные для города (их габариты разрешают хранить машину в квартире и…
-
«Мышонок» — младший брат «чебурашки»
Перелистывая подшивку «Моделиста» за 1975 год, я обратил внимание на статью в № 3 об автомобиле «Чебурашка», выстроенном юными техниками из Тбилиси….
-
Из всего разнообразия картов, выстроенных спортсменами и производимых отечественной индустрией, самый совершенным по конструкции и по последовательности…
-
В иллюстрированном каталоге «Мир мотоциклов» за 1997 год издательства «За рулем» приведена классификация мототехники, учитывающая назначение автомобилей…