Мотонарты: идеи и конструкции

В случае если современная деревня немыслима без сотен и десятков мотоциклов, велосипедов и мопедов, то в северных отечественных краях, где зима продолжается девять месяцев в году, роль этих общедоступных транспортных средств все чаще выполняют мотонарты. Не ждя, пока промышленность сможет удовлетворить потребности северян, бессчётные любители снегоходной техники конструируют и воплощают в металл собственные образцы, иногда не уступающие промышленным.

Станция Инта стала необычной столицей любительского мотонартостроения. Здееь были созданы десятки снежных вездеходов уникальных конструкций. Мы уже писали в первой половине 70-ых годов XX века о мотонартах «Интинец» А. Заворотного. О надежности данной автомобили возможно делать выводы по такому случаю. «Пара раз ездил на мотонартах «Интинец» к отрогам Уральских гор, — пишет А. Завороткый, — это от нас иа расстоянии около 250 км, напрямую через лес.

Последний раз отправились вдвоем, попали в пургу и сбились с пути. Было нужно возвращаться по замерзшей реке, преодолевать спуски и крутые подъёмы, двигаться через лес ночью. И мотонарты не подвели — управляемость и проходимость не вызывали нареканий, а наличие бортового освещения значительно облегчило путь». Описание «Интинца» позвало громадной интерес читателей, причем многие из них высказывали сожаление, что оно не сопровождалось компоновочной схемой мотонарт.

Делая читательские пожелания, приводим компоновку «Интинца» (рис. 1).

Рис. 1. Конструктивная схема мотонарт «Интинец».Мотонарты: идеи и конструкции

Рис. 2. Сравнительная схема работы гусениц мотонарт «Интинец» І и «Байдук» II.

Любой конструктор ни при каких обстоятельствах не бывает до конца удовлетворен своим детищем. Он старается выжать из автомобиля все, что она может дать, до предела усовершенствовать ее. Так поступил и Заворотный.

Он увидел, что мотонарты при перемещении по буграм и снежным наносам соскальзывают в сторону, а их грунтозацепы при нагрузке, сконцентрированной в точке (рис. 2), не выдерживают и ломаются, Эти недочёты были учтены, в то время, когда самодеятельный конструктор проектировал новую машину.

«БАЙДУК»

На языке Коми «байдук» — «курбпатка». Любопытная подробность: у белых куропаток густое, до самых когтей оперение на лапах — так именуемые «канадские лыжи», — которое держит птицу на рыхлом снегу. Данный характерный показатель, разумеется, и навел А. Заворотного на идея дать такое имя новым мотонартам (см. вкладку).

В отличие от «Интинца» у «Байдука» усовершенствованная гусеничная лента (рис.

3). Она выполнена из трех полотен, и грунтозацепы на ней маленькие, соединяющие среднюю ленту с крайними.

Рис. 3. Так устроена сочлененная гусеничная лента мотонарт «Байдук»:

1 — ведущее зубчатое колесо, 2 — гусеничная лента из трех полотен, 3 — грунтозацепы, 4 — опорные катки, 5 — каретка опорного катка, 6 — натяжные шестеренки.

Увеличено число шестеренок. Сейчас их четыре — два ведущих и два натяжных, что существенно улучшило работу ленты за счет более равномерного ее предотвращения и натяжения перекосов.

Такая сочлененная гусеница лучше распределяет давление на грунт и при наезде на препятствия может прогибаться, как бы обтекая его.

Это усиливает сцепление с грунтом, повышает проходимость и исключает боковое сползание.

Поменян в «Байдуке» и передний капот, закрывающий двигатель и трансмиссию. Он стал более компактным, а его боковины сейчас надежно закрывают ноги водителя от снега.

ЕЩЕ ОДНА КОНСТРУКЦИЯ ИЗ ИНТЫ

Ее создатель В. Васильев выбрал для собственного снегохода самый распространенную схему: одна гусеничная лента и две управляемые лыжи.

Мотонарты владеют высокими динамическими качествами, что обусловлено малым весом конструкции (около 130 кг) при замечательном двигателе. На опробованиях они продемонстрировали очень приличную скорость — 70 км/ч, действительно, по плотному снегу и с одним водителем.

Гусеничная лента на машине В. Васильева шириной 400 мм.

Любопытно, что она не резинотканевая, а сделана из двух лент хлопчатобумажного корда. Ширина каждой 180 мм при толщине 6,25 мм. Протяженность опорной поверхности гусеницы 1100 мм. «Я пробовал, — пишет В. Васильев, — применять транспортерную ленту, но при отечественных морозах (40—50° ниже нуля для отечественных краев бывает!) она мёрзнет и совсем теряет гибкость.

Ну а хлопчатобумажная остается эластичной».

Каркас мотонарт В. Васильева сварен из тонкостенных металлических труб. трансмиссия и Двигатель закрыты легким, прекрасной формы капотом. В его передней части сделан съемный люк, через что обеспечивается хороший подход к трансмиссии и двигателю.

Лыжи металлические, профилированные, снабжены подрезами и подрессорены.

С КЛИНОРЕМЕННЫМ ВАРИАТОРОМ

Около десятка снегоходов разных конструкций выстроил энтузиаст технического творчества из города Ханты-Мансийска Вячеслав Федорович Меледин. И мотонарты с клиноременным вариатором (рис. 4 и 5) созданы А. Абдурашитовым и В. Курденко под его управлением.

Рис. 4. Мотонарты с клиноременным вариатором.

Рис. 5. Силовая установка мотонарт А. Абдурашитова и В. Курденко:

1—цепь бортовой передачи, 2 — звездочка ведущего вала гусеничной ленты, 3 г— ведущая звездочка бортовой передачи, 4 — обойма шарикоподшипника, 5 — пружина, 6 — сиденье водителя, 7 — ведомый шкив вариатора, 8 — ремень вариатора, 9 — рулевое колесо, 10 — рулевая колонка, 11 — узел крепления рулевой колонки, 12 — вал ведомого шкива вариатора, 13 — двигатель, 14 — провод большого напряжения, 15 — генератор, 16 — поперечная балка рамы корпуса, 17 — кожух центробежного регулятора, 18 — ведущий шкив вариатора, 19 — цапфа поворотной оси лыжи, 20 — подшипник ведущего вала, 21 — продольная балка рамы, 22 — поперечная балка.

Чем же приведено к стремлению хантымансийцев поставить на свой автомобиль данный, в неспециализированном-то, необыкновенный для мотонарт механизм? Тем, что бесступенчатая передача значительно упрощает управление мотонартами. Она исключает рывки, неизбежные при переключении скоростей посредством простой коробки передач и приводящие к поломке грунтозацепов, значительным перегрузкам и обрыву цепей в трансмиссии.

Рама мотонарт сварена из металлического уголкового профиля 45×45 мм, она содержит два продольных элемента и три поперечных. На финишах переднего поперечного элемента приварены втулки поворотных осей лыж. Подмоторная рама из для того чтобы же уголкового профиля, она приварена к передней поперечине и продольным балкам рамы.

Двигатель «Урал» жестко закреплен на подмоторной раме, размещение — поперечное. На маховик двигателя посредством фланца посажен неподвижный шкив вариатора. На нем смонтированы центробежный ‘регулятор и четырехлопастный вентилятор принудительного охлаждения двигателя.

Грузики центробежного регулятора обработаны очень шепетильно — отличие в их весе не превышает 1 г. Такая точность снабжает включение вариатора в работу на оптимальных оборотах двигателя.

Диаметры ведущего и ведомого шкивов вариатора составляют соответственно 260 и 320 мм. Подвижный диск ведомого шкива прижимается пружиной с внешним O 80 мм (диаметр стержня пружины — 10 мм).

Ремень вариатора обычный — от трактора С-100, клиновидный, размером 35Х30 мм с вырезами по внутренней поверхности. Передача от вариатора на ведущую ось гусеничной ленты осуществляется роликовой цепью. Передаточное отношение звездочек 1:2.

Ведущее колесо гусеничной ленты выполнено в виде пакета из нескольких слоев прорезиненного ремня, стянутого болтами между двумя металлическими звездочками.

Гусеничная лента — из двух резинотканевых полотен, в зазоре между ними находится зубчатое колесо. Грунтозацепы — из металлического уголкового профиля 20×20 мм, они привернуты болтами к гусеничной ленте.

Для предупреждения: разрывов в местах размещения болтов под головки последних с внутренней стороны ленты подложены металлические пластины.

Гусеничная лента опирается на четыре катка с пневматическими шинами — на каждую ленту по два. Для этою хантымансийцы применяли мотороллерные колеса.

Помимо этого, на стыке между лентами находится еще один, опорный, каток: он является направляющим, поскольку предотвращает сползание лент в стороны. Это особенно чувствуется на поворотах, в то время, когда лента гусеницы испытывает громадные боковые нагрузки.

Управляются мотонарты рулевым колесом.

На финише рулевой колонки установлена сошка, связанная тягой с рычагами на поворотных осях лыж. Тяги имеют резьбовые наконечники, благодаря которым возможно изменять их длину, с тем дабы регулировать «схождение» лыж.

Клиноременный вариатор значительно облегчил управление мотонартами: регулировать их скорость возможно одной педалью, которая связана с дроссельной заслонкой карбюратора, другими словами изменяющей скорость вращения коленчатого вала двигателя.

Топливный бак — металлическая канистра, закрепленная за сиденьями пассажира и водителя. Горючее к карбюратору подает диафрагменный насос автомобильного типа.

Мотонарты развивают скорость до 50 км/ч (по плотному снегу) и смогут буксировать прицепные сани с грузом до 200 кг.

НЕ ПРЕТЕНДУЯ НА ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

конструкции, я выстроил мотонарты, руководствуясь наряду с этим описаниями и чертежами, размещёнными в вашем издании, — так начинает письмо в редакцию В. Калашников из Норильска. — Хотелось самому сделать и испытать данный вид транспорта в отечественных тяжелых северных условиях. А они у нас .такие — в горах, в лесу, на озерах толщина снежного покрова доходит до восьми метров, а на открытых участках снега мало — заструги. Ну а морозы — до 40° и ниже».

Мотонарты В. Калашникова спроектированы по схеме 3X1, это значит, что они имеют три опорные поверхности — две лыжи и одну гусеницу. Как и на снегоходе из Ханты-Мансийска, на них кроме этого установлен клиноременный вариатор. Двигатель — тракторный пускач ПД-10, переделанный под воздушное охлаждение (рис. 6).

Рис. 6. Вид на силовой агрегат со снятым капотом (мотонарты В. Калашникова)

Гусеница шириной 500 мм из транспортерной ленты. Грунтозацепы металлические, из уголкового профиля, соединение с гусеницей посредством заклепок.

В. Калашников в полной мере удовлетворен собственной машиной, не смотря на то, что имеется у нее один «грех» — кроме того в морозную погоду двигатель скоро перегревается.

По всей видимости, при конструировании мотонарт нужно предусматривать принудительное охлаждение, к тому же оно разрешит применять теплый воздушное пространство для обогрева водителя.

«ТУРИСТ» — СНЕГОХОД ИЗ БРАТСКА

«В базу конструкции, — пишет В. Тимофеев, — я положил схемы и чертежи мотонарт «Снеговик», размещённые в «М-К» в первой половине 70-ых годов двадцатого века».

Но лишь в базу, по причине того, что мотонарты В. Тимофеева (см. вкладку) отличаются от «Снеговика».

Каркас снегохода сварен из металлических уголков. Обшивка — пластик и берёзовая фанера — держится на заклепках. Рулевая колонка позаимствована от велосипеда, а руль — от мотороллера В-150. От «Вятки» же забраны и элементы осветительного оборудования.

Управляются мотонарты двумя передними поворотными лыжами.

Их оси — укороченные передние велосипедные вилки, связанные рулевой трапецией из металлических труб. Лыжи подвешены на рессорах.

Двигатель от мотоцикла Иж-«Планета» установлен в передней части снегохода и закрыт капотом. Для удобства обслуживания капот двигателя откидывается вперед: его передняя кромка прикреплена к поперечному угольнику рамы шарнирно.

Двигатель фактически не подвергался переделке: сохранены сцепление, коробка скоростей и кикстартер. Его отличие от «штатного» — принудительное охлаждение: воздушное пространство подается к цилиндру электровентилятором.

Самое уникальное в мотонаргах В. Тимофеева — гусеничный движитель (рис. 7). В нем нет классических опорных каткой, каковые, даже в том случае, если их большое количество, все-таки не снабжают равномерного распределения веса автомобили на гусеничную ленту.

К тому же при перекатывании катков через грунтозацепы появляется малоприятная вибрация.

Рис. 7. Движитель мотонарт «Турист»:

1 — ведомая звездочка ленты, 2 — болт натяжного механизма, 3 — болт крепления амортизатора, 4 — амортизатор, 5 — ухо крепления амортизатора, 6 — рама корпуса, 7 — натяжная ось ленты, 8 — каретка движителя, 9 — грунтозацепы, 10 — гусеничная резинотканевая лента, 11 — цепь, 12 — ведущая звездочка, 13 — опорные катки, 14 — подшипник подвески каретки, 15 — передняя ось, 16, 17 — полоз, 18 — трубчатый каркас каретки, 19 — опорный каток, 20 — заклепки, 21 — лапка звена цепи, 22 — цепь, 23 — гусеничная резинотканевая лепта, 24 — текстолитовая планка, 25 — грунтозацеп.

В мотонартах В. Тимофеева опорные катки заменены полозьями; они в один момент являются и направляющими ленты.

Их вертикальные полки ограничивают боковые перемещения гусеницы и всецело исключают возможность ее сползания. Каретка движителя сварена из металлических труб (верхняя часть) и металлических уголков (нижняя часть), каковые, фактически, и являются полозьями. С рамой корпуса она соединяется через переднюю ведущую ось гусеничной ленты.

Задняя же часть каретки стыкуется с рамой через две амортизационные стойки. Так, при перемещении по бездорожью и неровному снегу обеспечивается мягкость хода и достаточная плавность.

Натяжение ленты регулируется перемещением задней ее оси, засунутой в продольные пазы каретки.

Гусеница сделана из двух транспортерных лент, в зазоре между ними находится ведущая цепь. Ленты крепятся металлическими ушками, которые связаны с каждым пятым шарниром цепи.

Грунтозацепы устанавливаются снаружи лент и приворачиваются болтами. Выступающие их части опираются на полозья каретки. Дабы уменьшить сопротивление скольжения, на внутреннюю поверхность грунтозацепов установлены текстолитовые пластины, каковые скользят по рабочей поверхности полозьев.

На ведущем валу гусеничной ленты установлена звездочка, связанная втулочно-роликовой цепью со звездочкой двигателя.

Помимо этого, на нем установлены два обрезиненных катка O 220 мм, дающих предупреждение провисание ленты, и ведущая звездочка цепи. Натяжной вал подобен ведущему.

Опробования мотонарт «Турист» продемонстрировали, что проходимость автомобили хорошая, а скорость перемещения в полной мере достаточная.

В случае если НА СНЕГУ РУБЧАТЫЙ СЛЕД

от глубоко протектированного колеса, это еще не означает, что его покинул трактор.

Такие следы в полной мере имел возможность проложить снегоход «Вепрь» И. Рябцева из Тувинской АССР. Гусеница мотонарт сделана из протектора шины трактора «Беларусь» (рис. 8).

«Лента оказалась кроме того более «ластичной, чем транспортерная», — пишет И. Рябцев.

Ширина гусеницы — 320 мм. Отверстия под зубья- ведущей звездочки вырублены в ленте простой стамеской. Для улучшения сцепления при перемещении мотонарт по плотному снегу, наледям на гусеницу установлены болты, выступающие наружу на 10 мм. Финиши ленты стыкуются легко и надежно: посредством скоб-петель, «прошитых» металлическим пальцем 0 14 мм, что делает гусеницу легкосъемной (рис. 9).

Рис. 8. Движитель мотонарт «Вепрь»

Рис.

9. Узел стыковки ленты мотонарт «Вепрь»:

1 — протектор от тракторного колеса, 2 — вырезы под зубья ведущей звездочки, 3 — скоба-петля, 4 — шайба, 5 — шплинт, 6 — болт, 7 — ответная скоба-петля, 8 — ганка, 9 — соединительный палец, 10 — отверстие под шплинт.

Рис.

10. Установка вентилятора на двигатель мотонарт «Вепрь»:

1 — картер двигателя Иж-«Планета», 2 — ведущий шкив, 3 — вал, 4 — гайка, 5 — сальник, 6 — клиноременная передача, 7 — кронштейн, 8 — ведомый шкив, 9 — валик крыльчатки вентилятора, 10 — гайка, 11 — обойма подшипника, 12 — крыльчатка, 13 — гайка, 14 — цилиндр двигателя, 15 — гайка крепления кронштейна вентилятора.

«Вепрь» при перемещении «пользуется» некоторыми приемами умелого лыжника: совокупность управления разрешает сводить совместно носки лыж для торможения «плугом».

Эта операция кроме этого уплотняет снег, если он через чур рыхлый. Опробования продемонстрировали, что принятый метод перемещения достаточно действен, не смотря на то, что и формирует дополнительное сопротивление.

Дабы предохранить двигатель от перегрева, на него установили самодельный вентилятор, крыльчатка которого приводится клиновидным ремнем. Шкив привода установлен на левой части хвостовика коленчатого вала, но вместо болта ввернут валик с квадратной шейкой (поз.

3 на рис. 10). Крышка картера наряду с этим просверлена и в месте прохода валика установлен сальник.

Сам шкив посажен на квадрат и зафиксирован гайкой с шайбой. Вентилятор — четырехлопастный, O 160 мм, лопасти его вырезаны из трехмиллиметровой стали. Вращается он в подшипнике № 202, засунутом в гнездо кронштейна.

Мотонарты «Вепрь» имеют хорошую проходимость и развивают скорость до 50 км/ч по плотному снегу и до двадцати километров/ч по целине.

ВЕРХОМ НА «ОЛЕНЕ»

со скоростью до 80 км/ч! Живому оленю, само собой разумеется, таковой скорости не развить, а аэромотоциклу (см. вкладку), выстроенному Р. Голумбиевским из города Добрянка Пермской области, она в полной мере дешева.

Аэродвижитель в далеком прошлом уже завлекает конструктора «Оленя».

Он устанавливал его на лодку-аэросани, изготовил так называемый аэротолкатель и как результат — уникальный аэромотоцикл.

«У нас в городе уже показалось пара таких «оленей», — пишет Р. Голумбиевский, — а к концу зимы их будет не меньше десятка».

Рис. 11.

Схема корпуса аэромотоцикла «Олень»:

1 — корпус, 2 — уголок крепления подножки, 3 — передняя лыжа, 4 — поворотный узел, 5 — буксирный поручень, 6 — рулевая колонка, 7 — узел крепления руля-фары, 8 — каркас капота, 9 — подушка сиденья, 10 — снегоотбойник, 11 — спинка сиденья, 12 — замки установки мотора, 13 — брезентовый капот, 14 — верхние замки, 15 — резиновый амортизатор, 16 — круговой бандаж, 17, 19—трубчатые подрезы, 18 — стержень крепления силовой установки, 20 — резиновый амортизатор.

Рис. 12. Винтомоторная установка «Оленя»:

1 — резиновый амортизатор, 2 — замок крепления к корпусу, 3 — генератор, 4 — шариковый клапан совокупности подачи горючего, 5 — воздушный винт, 6 — головка цилиндра, 7 — кольцевое ограждение, 8 — карбюратор К28Ж, 9 — магнето, 10 — канистра — топливный бак.

Снегоход данный выстроен по двухлыжной схеме. Одна из них — широкая — есть опорной, ходовой, вторая — маленькая — помогает для управления. Ходовая лыжа выполнена заодно с корпусом автомобили — пассажир и водитель находятся верхом на ней.

надстройка и Сама лыжа-корпус из фанеры толщиной 10 мм, отдельные страницы которой стыкуются посредством дюралюминиевых винтов и уголков. Передний капот — брезентовое полотнище, натянутое на каркас из дюралюминиевых полос сечением 5×50 мм.

Управление аэроходом посредством руля-фары, позаимствованного от мотороллера.

Передняя лыжа конкретно связана с рулевой колонкой и имеет пружинный амортизатор. На ее подошве для улучшения управляемости установлен центральный подрез.

Ходовая лыжа окантована железной полосой и имеет два расположенных по краям подреза (металлические трубы O 12 мм), повышающих устойчивость автомобили на ходу.

К тому же они дают предупреждение боковое скольжение аэромотоцикла.

На «Олене» установлен переделанный под воздушное охлаждение двигатель ПД-10, для этого на нем цилиндр с водяной рубахой был заменен на цилиндр от двигателя! мотоцикла Иж. Картер двигателя максимально облегчен.

Топливный бак — стандартная канистра.

Установлен за сиденьем, впереди двигателя. Подача горючего в карбюратор за счет избыточного давления в картере двигателя (подкачка вероятна лишь при закрытой пробке канистры!).

Моторная установка (рис. 12) находится в задней части корпуса. Двухлопастный воздушный винт вращается в аэродинамического кольца, делающего к тому же функции ограждения винта.

Силовая установка крепится к узлам корпуса через резиновые прокладки, поглощающие вибрации.

Аэромотоцикл устойчив на ходу и в полной мере маневрен. Его скорость с небольшим грузом и пассажиром до 50 км/ч, а с одним водителем—до 80 км/ч. Вес автомобили с полной заправкой горючим — 73,5 кг.

Машина А. Заворотного, она может не только перевозить двух человек, но н буксировать лыжников

Мотонарты В. Тимофеева, их отличает красивый вид и прекрасно отработанная конструктивная схема

Самый распространенные схемы самодельных снегоходов:

А — схема аэронарт «Олень»; Б — трехопорная, с передней управляемой гусеницей и сламывающейся рамой; В — трехопорная, с двумя передними управляемыми лыжами.

Аэронарты «Олень» Р. Голумбиевского — это собственного рода снежный мотоцикл уникальной двухлыжной схемы с аэродвижителем

Не ограничиваясь «Буранами» и «Виражами», выпуск которых наладила отечественная промышленность, энтузиасты во многих городах и особенно деревнях создают мотонарты собственной конструкции.

И. ЮВЕНАЛЬЕВ, инженер

Рандомные статьи:

снегоход из бензопилы


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Снегоходы: идеи и конструкции

    Александр Михайлович Заворотный живет на станции Инта, практически у самого Полярного круга. В области технического творчества он не новичок. На его…

  • Аэросани: идеи и конструкции

    Интерес к аэросаням как личному средству передвижения по спортивному типу и зимнему бездорожью моторной техники проявлялся в далеком прошлом. Но столь…

  • «Чук и гек» — мотонарты

    Прекрасно узнаваемые отечественным ребятам управляемые санки «Чук и Гек» именуются снегокатом, по причине того, что предназначены для применения только…

  • «Малышок» прокладывает лыжню

    По окончании того как отечественный издание начал публиковать материалы о мотонартах, созданных энтузиастами технического творчества, количество таких…