Лодка-плетенка

Одна из основных задач конструктора любого транспортного средства — сделать его вероятно более легким. Очевидно, не в прочности и ущерб жёсткости.
В случае если сказать о постройке маломерных судов, то самые доступными современными материалами можно считать дюралюминий (для каркаса) в сочетании с композицией из пенопласта, стеклоткани и эпоксидного клея.

Эта разработка общеизвестна, и добавить к ней, казалось бы, нечего.

Но я отыскал весьма дешёвое решение и простой, разрешающее при малом повышении массы (всего на 2—4 кг) повысить прочность многократно, попутно добавив и жесткости. Для этого клепаный каркас из дюралюминиевых труб (лыжных палок, уже негодных кроватей-раскладушек и т. п.) заплетается пластиковым шпагатом (таковой часто бывает в хозяйственных магазинах — бухтами по 400 м, массой около 1 кг).

На лодку с громаднейшей длиной 4000 мм, громаднейшей шириной 1250 мм и мельчайшей высотой по миделю от ОЛ 490 мм ушло 2 бухты. Другими словами к массе суденышка сетка добавила всего около двух килограмм.

Моя лодка с оснасткой под весла, с носовой и кормовой тентом и деками имеет массу около 80 кг.

Парусная оснастка с двумя боковыми шверцами в это значение не входят. Есть вероятность понижения массы при тех же размерах на 10—15 кг, потому, что мною использовано через чур много эпоксидной шпаклевки для вклеивания пенопласта в кормовом отсеках и носовом (для придания плавучести в затопленном состоянии). Пенопластом же изнутри обклеены борта выше КВЛ.

Прочность указанного шнура высока.

Изготовленная из него сетка как бы армирует обшивку и придает ей прочность хорошего батута.Лодка-плетенка Само собой очевидно, что для получения таковой сетки шнур нужно плести внатяжку.

Так выглядит поперечное сечение лодки-плетенки (А — вариант без обшивки корпуса пенопластом, Б — вариант с пенопластовой прослойкой между стеклотканью и сеткой).

Снизу слева продемонстрирована одна из ячеек каркаса, заплетенная пластиковым шпагатом.

На этом рисунке продемонстрирована обшивка лодки-плетенки (изнутри).Прекрасно видны дюралюминиевые элементы каркаса лодки, сетка из пластикового шпагата с обвязкой по стрингерам и по мидельной части киля.

Вероятны два метода применения аналогичной сетки.

При первом по окончании изготовления дюралевого каркасашнур обвязывают лишь около стрингеров, как бы повторяя шпангоуты. После этого перпендикулярно им протягивают (через одну — вверх-вниз) продольные нити, другими словами параллельно стрингерам. В этом случае сетка образует условную касательную поверхность снаружи каркаса.

Потом сетку покрывают пропитанной эпоксидным клеем стеклотканью: 3—4 слоя по дну, а по бортам выше КВЛ — 2—3.

Очевидно, для придания плавучести наполненной водой лодки нужно в носовой и кормовой частях предусмотреть герметичные отсеки либо заполнить их пенопластом.

Второй метод не смотря на то, что и более трудоемок, но дает возможность приобрести самый оптимальный итог. Он отличается тем, что сетка образует внутреннюю касательную, скажем, поверхность относительно каркаса.

Наряду с этим продольные нити сетки обвивают любой шпангоут, а поперечные — любой стрингер. Так между стрингерами получаются на всей протяженности пазы, каковые нужно зашить пенопластом на уровне самих стрингеров. Для дальнейшего удобства и усиления жёсткости при изготовлении обшивки их направляться заполнять совершенно верно подогнанными полосами пенопласта на клею. Нужно, дабы полосы были хорошо втиснуты между стрингерами и не выпадали.

Перед покрытием стеклотканью наружную поверхность нужно прекрасно выровнять рубанком, драчовым напильником, наждачной бумагой.

Сокровище второго метода в том, что пенопластовая часть обшивки окажется между слоем и прочной сеткой взятого стеклотекстолита. И еще крайне важно: потому, что шпагатом обвязываются все стрингеры и шпангоуты, то обшивка и каркас составляют единое целое.

Изготовить сетчатое усиление (с ячейками 25X25 мм либо 30X30 мм) возможно за семь дней-полторы, в случае если посвящать работе два часа каждый день. Заплетать сетку вручную непросто, исходя из этого для удобства работы сделайте челнок, подобный тому, которым вяжут рыбацкие сети, либо легко палку-моталку шириной 20—25 мм. Протяженность шпагата на одну заправку обязана пара быть больше в одном случае длину шпангоута, а в другом — длину стрингера (плюс отрезок, дабы возможно было закреплять финиши)

Оба метода предусматривают покрытие эпоксидным клеем как, конечно, наружной, так и внутренней поверхностей обшивки: клей пропитывает шпагат сетки и приклеивает ее к пенопласту.

Лодка-плетенка в стадии окончания работ. Киль для нее использован от байдарки «Таймень-2», нижняя часть киля — самодельная.

ют и Бак заполнены хорошо уложенным пенопластом; бруски верхнего слоя склеены между собой эпоксидной шпаклевкой.

Изготовленная мною лодка имеет заостренную корму, потому, что предназначена для охоты на громадном водохранилище с зарослями камыша. В ней предусмотрены, кроме заполненных пенопластом отсеков, два герметичных багажника.

Форштевень, ахтерштевень, гнезда для уключин, крепления для руля — металлические, что пара утяжелило конструкцию. Кормовая и носовая деки защиты дюралюминием толщиной 2 мм. Каркас имеет 10 стрингеров и 12 шпангоутов; киль от «Тайменя-2», снизу усиленный дюралевой трубой O 40 мм, изогнутой в соответствии с ординатам чертежа. Так что при жажде уменьшить вес при малом ослаблении жесткости возможно, сократив количество поперечных и продольных связей, металлических подробностей.

Деки возможно изготовить из пропитанной тёплой олифой фанеры (и лишь по размеру отсеков с пенопластом). Возможно уменьшить и киль. Единственными подробностями из стали останутся гнезда под уключины. Масса лодки наряду с этим не будет быть больше 65—70 кг.

Б. ВАЛЬХ, учитель трудового обучения, г. Красный Лиман Донецкой обл.

Рандомные статьи:

Новые игрушки! Топовые спиннинги, редкая плетёнка, лодка, кучка воблеров и банальный Shimano Stradic


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Лодка-баул

    Среди лодок, выстроенных любителями по собственным проектам, особенное место занимают, как сейчас принято сказать, «мини-конструкции». К ним, без…

  • Лодка на любой вкус

    В каких лишь условиях не оказываются на протяжении путешествия любители водного туризма! И далеко не всегда лодка, пригодная для плавания в одном…

  • Моторная лодка «мираж»

    В свое время мне довелось выстроить и испытать большое количество моторных лодок. Первой на воду у меня сошла мотолодка Звездочка, чертежи которой были…

  • Лодка в «чемодане»

    Ещё во времена Советского Союза лодка «Джек Шпрот» английского яхтенного конструктора Джека Холта была популярна среди самодельщиков,…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.