Перед тем как приступить к описанию снегохода «Черепаха-2», поведаю об истории его появления на свет. А случилось это благодаря мотовездеходу — предшественнику под одноименным заглавием, лишь с индексом «1».
Тот воображал собой двухколесную машину на пневматиках низкого давления с двигателем Д-8 мощностью 1,2 л.с.
Пневматики были изготовлены из камер автомобиля УАЗ-452 с оболочкой из ткани. Задний (ведущий) пневматик наряду с этим имел восемь поперечных бандажных колец из прорезиненной ленты толщиной 3 мм. Колеса пневматиков (а более привычно — диски) собраны из двух алюминиевых банных тазиков, скрепленных между собой доньями посредством восьми болтов М6.
Рама мотовездехода — дуплексная.
Но такая ее конструкция позвана не столько обеспечением прочности, сколько шириной пневматиков и их вилок, и простотой изготовления.
Мотовездеход «Черепаха-1» был создан в кружке веломототехники местной станции юных техников (СЮТ) в один из зимне-весенних сезонов в середине 1990-х годов. А уже летом машина отправилась вместе с ребятами в поход на протяжении реки Тобол, везя на себе двух мальчишек.
В конечном же пункте похода на «Черепахе-1» покатались все парни, и не по одному разу. И скоро вся трава в равнине и на окрестных буграх была примята пневматиками — так парни отдыхали, а машина трудилась.
В начале же нового учебного года, в ожидании зимы, «сютовцы» внесли предложение переделать вездеход в снегоход и создали чертежи реконструкции.
Мотовездеход «Черепаха-1»:
1 — передний (управляющий) пневматик (камера от колеса автомобиля УАЗ-452); 2 — диск переднего пневматика (алюминиевый банный таз, 2 шт.); 3 — переднее крыло (алюминиевый лист s1); 4 — вилка переднего колеса; 5 — мостик; 6 — руль с органами управления; 7 — бензобак (от мопеда); 8 — рама; 9 — сиденье; 10 — двигатель Д-8 мощностью 1,2 л.с.; 11 — заднее крыло; 12 — задний пневматик; 13 — диск заднего пневматика; 14 — ведомая звездочка; 15 — поперечный бандаж; 16 — вторая ступень цепной передачи; 17 — промежуточный вал; 18 — первая ступень цепной передачи; 19 — пол (фанера s4, 2 шт.)
Колесно-лыжный снегоход «Черепаха-2»:
1 — лыжа (2 шт.); 2 — поворотный кулак (2 шт.); 3 — рулевая тяга (2 шт.); 4 — рулевой вал; 5 — руль; 6 — бензобак; 7 — рама; 8 — двигатель Д-8; 9 — крыло пневматика (на виде сверху не продемонстрировано); 10 — промежуточный вал; 11 —цепная передача; 12 — пневматик; 13 — диск колеса; 14 — поперечный бандаж (транспортерная лента s5, 8 шт.); 15 — приводная звездочка; 16 — сиденье; 17 — продольный бандаж (транспортерная лента s5); 18 — пол (фанера s6); 19 — кожух совокупности принудительного воздушного охлаждения двигателя
Рама снегохода:
1 — лонжерон (уголок 35×35, 2 шт.); 2 — траверса (труба O25); 3 — опорный кронштейн рулевого вала (металлической лист s4); 4 — дугообразная рулевая стойка (труба O18); 5 — втулка поворотного кулака лыж (труба O30, 2 шт.); 6 — пластина крепления рулевого вала (металлической лист s3); 7 — распорка (труба O18); 8 — передняя подседельная стойка (труба O18); 9 — передняя подстоечная поперечина (труба O18); 10 — подмоторный кронштейн (труба O18); 11 —подседельная дуга (труба O18); 12— стойка спинки сиденья (труба O18, 2 шт.); 13 — поперечина спинки сиденья (металлической лист s2); 14 — вилка пневматика (труба O18); 15 — задняя подстоечная поперечина (труба O26)
В осенний период на занятиях кружка «Черепаха-1» поменяла собственный вид, индекс и назначение в заглавии.
Снегоход так несложен, что так и хочется назвать его снегокатом.
Ведущий пневматик для снегохода был использован от вездехода фактически без трансформации. Лишь к нему была добавлена продольная бандажная полоса, а поперечные заменены на более толстые, как и продольная, — также из 5-мм транспортерной ленты с выступающими болтами крепления.
У рамы переделке подверглась лишь передняя часть — тут вилка направляющего пневматика уступила место траверсе с втулками для поворотных кулаков рулевых лыж.
Для улучшения условий работы двигатель был снабжен принудительным воздушным охлаждением, с приводом от вала ведущей шестерни сцепления.
Часть рамы перед двигателем закрыта фанерой, образующей площадку для ног.
Сиденье со спинкой достаточно долгое, на нем может уместиться еще и пассажир.
Рулевой механизм (крепежные подробности — болты М6 и заклепки — позициями не обозначены):
1 — рулевые тяги (металлическая полоса 20×3); 2 — рычаг поворотного кулака (труба O18); 3 — рулевая сошка (труба O18); 4 — рулевой вал (труба O22); 5 — втулка (капрон, 2 шт.); 6 — ось поворотного кулака; 7 — скоба крепления рулевого вала к пластине рамы (металлическая полоса 20×3); 8 — пластина крепления рулевого вала к раме; 9 — рулевая дугообразная стойка рамы; 10 — пол-подножка (фанера s6); 11 — опорная площадка рулевого вала (металлической лист s3); 12 — пружина; 13 — стяжка носка лыжи (труба O14); 14 — кронштейн соединения лыжи с поворотным кулаком (металлической лист s3); 15 — база лыжи (фанера s8); 16 — подрез (дюралюминиевый уголок 20×10, 2 шт.); 17 — лонжерон рамы; 18 — ось поворотного кулака (сталь, круг 12); 19 — подошва лыжи (дюралюминиевый лист s1); 20 — втулка поворотного кулака (труба 16×4)
Ведущий пневматик снегохода:
1 — приводной вал; 2 — обод и диск колеса (алюминиевый тазик, 2 шт.); 3 — шина (камера от колеса автомобиля УАЗ-452); 4 — оболочка шины (ткань «Теза»); 5 — продольный бандаж (транспортерная лента b = 300, s5); 6 — поперечный бандаж (транспортерная лента b = 40, s5, 8 шт.); 7 — крепление бандажа (болт М6х20, 24 шт.); 8 — лонжерон рамы (2 шт.)
Приводной вал пневматика:
1 — цапфа вала (сталь 45, круг 40, 2 шт.); 2 — вал (труба O40x4); 3 — диск колеса; 4 — фланец крепления диска колеса; 5 — крепление диска к фланцу (болт М6, 6 шт.); 6 — косынки (8 шт.); 7 — фланец крепления приводной звездочки; 8 — приводная звездочка (от мотоцикла «Минск»); 9 — корпус подшипника (2 шт.); 10 — подшипник № 203 (2 шт.); 11 — лонжерон рамы
Промежуточный вал трансмиссии:
1 — громадная звездочка; 2 — вал (труба O30); 3 — малая звездочка; 4 — наконечник-цапфа вала (сталь, круг 30, 2 шт.); 5 — корпус подшипника (2 шт.); 6 — подшипник № 202 (2 шт.); 7 — лонжерон рамы (2 шт.)
Кстати, трансмиссия и рама разрешают вместо двигателя Д-8 установить на снегоход мотор Ш-50 а также от мотоцикла «Минск».
Трансмиссия снегохода — цепная, двухступенчатая с промежуточным валом. звёздочки и Цепи — от различных мопедов, но с однообразным шагом t = 15,875 мм.
Три зимы подряд снегоход «Черепаха-2» «кушал» бензин и в признательность катал ребятню, как «сютовскую», так и чужую.
К сожалению, чертежей и самой машины на нее не сохранилось, исходя из этого в описании приведены ее приблизительные размеры. Но для умельцев, каковые захотят создать сами подобный снегоход, думаю, они особенно и не необходимы. Для них значительно серьёзнее конструктивная схема и компоновка узлов самой автомобили, каковые в полной мере понятны из приведенных чертежей.
А. МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск, Тюменская обл.
Рандомные статьи:
Битва! Мотовездеходы 2х2! Тарусь или Архар?
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Уже неоднократно отечественный издание приводил описания уникальных конструкций микровездеходов, выстроенных как фирмами и предприятиями, так и…
-
Велосипедиста со стажем либо велотуриста тяжело переубедить в том, что имеется педальные автомобили лучше, чем его «Турист», «Спорт», «Спутник». Многие…
-
Задумывая конструкцию мопеда, я ставил перед собой цель сделать ее эргономичной в эксплуатации для водителя любого возраста. Таким мопед у меня и…
-
Двухместный веломотомобиль Тандеммоя последняя самодельная конструкция с комбинированным приводом: от пассажира и педалей водителя (в этом случае он…