На любой вкус и возраст!

Велосипедиста со стажем либо велотуриста тяжело переубедить в том, что имеется педальные автомобили лучше, чем его «Турист», «Спорт», «Спутник». Многие годы и я отдавал предпочтение легкодорожному велосипеду перед всеми вторыми. Но с возникновением складных автомобилей стало очевидным их преимущество при перевозке и хранении. Но оказалось, что упрочнения, каковые требуется прилагать при перемещении на них, более соответствуют велотренажерам.
Отчего же на них так не легко ездить?

Дабы ответить на данный вопрос, я собрал два велосипеда на базе складной рамы от «Салюта». Один был с колесами от «Спорта», второй от «Салюта», но со засунутой задней втулкой от «Спорта». Практически все остальные подробности в обоих были от легкодорожного велосипеда.

По окончании сравнительных опробований в течение одного сезона велосипед с громадными колесами был разобран, поскольку по всем параметрам, включая ходовые качества на шоссе, вариант с колесами от «Салюта» превосходил его (а также обычный легкодорожный «Спорт»).

Следовательно, виновата в нехороших ходовых качествах складного велосипеда была тормозная втулка.

Она по большому счету «наполнена» недочётами: сложна в эксплуатации и производстве, не снабжает стремительного торможения, но ее настойчиво ставятна дорожные, складные и подростковые велосипеды.

За счет меньшего (на 80 мм) диаметра колес «Салют» более маневренный, а благодаря более низкому центру тяжести — и более устойчив; модернизированный же, с задней втулкой и переключателем скоростей от «Спорта», обретает легкость хода и делается восьмискоростным.

На любой вкус и возраст!

Ездить на нем значительно приятнее, чем на велосипеде с громадными колесами. Да и смотрится он в новом виде весьма эстетично, поскольку в нем все целесообразно и логично.

Таковой велосипед в полной мере имела возможность бы производить отечественная промышленность, поскольку все его подробности фабричные, и в качестве переднего и заднего тормозов возможно применять клещевой тормоз от «Салюта», «Камы» и т. д. Подобный вариант пользовался бы самым громадным спросом: и шоссейная машина, и прогулочная, и детская, и женская, к тому же и складная — на любой возраст и вкус!..

После этого мне захотелось поставить на него еще и двигатель, но в обязательном порядке сохранив наряду с этим возможность ездить с «холостым ходом», как на простом велосипеде.

Конечно, что машина должна была остаться и складной. Решив поставить двигатель на обновленный «Салют», я начал с разработки веломуфты, талантливой отключать ведомую звездочку цепного привода двигателя от колеса велосипеда. Ее задача — снабжать твёрдое зацепление ведомой звездочки с колесом без свободного хода (для запуска двигателя на ходу) и расцепление в любую секунду на ходу.

Такая муфта — я назвал ее «Спрут» — была изготовлена. Эксплуатация в течение нескольких лет подтвердила правильность выбранного ответа — она была работоспособной и надежной.

На муфту сцепления выдано авторское свидетельство № 1243970 А1, В60 К17/02.

На рисунке 1 дан сборочный чертеж муфты с дюралюминиевой втулкой со щечками O 75 мм, на рисунке 2 — подробности муфты в порядке их сборки с той же втулкой, на рисунке 3 — вариант крепления фигурного фланца к металлической втулке легкодорожного велосипеда.

Рис. 1. Муфта сцепления (в сборе):

1 — втулка велосипеда, 2 — фигурный фланец, 3 — винт с гайкой М5, 4 — спиральная пружина O 1,5 мм, 5 — звездочка Z = 28, 6 — подшипник № 107 с прокладкой, 7 — чашка, 8 — упорный подшипник № 8107, 9 — кольцо подшипника № 8107, 10 — подшипник № 200, 11 — гайка.

Рис. 2. Подробности муфты и ее привод:

1 — втулка заднего колеса велосипеда, 2 — фигурный фланец, 3 — винт с гайкой М5, 4 — спиральная пружина, 5 — звездочка, 6 — подшипник с прокладкой, 7 — чашка, 8 — упорный подшипник, 9 — кольцо упорного подшипника, 10 — вилка-рычаг, 11 — концевик тросика, 12 — плашка.

Рис. 3. Вариант крепления фланца — к металлической втулке, на резьбе:

1 — фланец, 2 — втулка, 3 — винт М4 с гайкой, 4 — гайка, 5 — подшипник № 200.

Муфта сцепления складывается из фигурного фланца, насаженного на левую (по ходу перемещения) сторону задней втулки с широкими щечками от гоночного велосипеда. Фланец крепится к щечкам втулки девятью винтами. На него надета пружина, имеющая в профиле конусность. Это сделано чтобы при полном сжатии пружины ее толщина была не больше, чем толщина одного витка (1,5 мм).

Одним своим финишем (с меньшим диаметром витков) пружина упирается во внутреннее кольцо подшипника, вольно перемещающегося на протяжении оси фланца.

На внешнее кольцо подшипника надета подробность вращения — чашка, к которой прикреплена ведомая звездочка. Подшипник с нею перемещается на протяжении оси фланца при помощи вилки рычага, ось которого насажена на плашку, надетую на ось колеса с внешней стороны пера задней вилки велосипеда.

Управление рычагом-вилкой осуществляется через тросик с руля велосипеда.

кольцо подшипника № 8107 и Упорный подшипник помогают для уменьшения трения между вилкой-внутренним кольцом и рычагом подшипника № 107, что значительно при езде с отключенным двигателем, в случае если пружина достаточно твёрдая. В случае если же она отрегулирована на легкое выталкивание ведомой звездочки с главным подшипником, то наличие упорного подшипника не обязательно и высоту фигурного фланца возможно сократить на 6 мм.

При перемещении главного подшипника со звездочкой на протяжении фланца в отверстия звездочки попадают выступы фигурного фланца, жестко скрепленного с колесом велосипеда. Происходит зацепление звездочки с колесом, цепь привода от двигателя начинает вращаться (муфта сцепления двигателя должна быть наряду с этим отключена, рычаг управления сцеплением надавлен). Отпуская рычаг муфты сцепления двигателя и вращаяпедали, мы тем самым запускаем двигатель мотовелосипеда.

Муфта сцепления при применения ее со металлической втулкой от «Спорта» отличается методом крепления фигурного фланца па втулке (рис. 3): в нем и на выступающей части втулки нарезается на токарном станке левая резьба. По окончании навинчивания фланца (с упрочнением) он дополнительно крепится к щечкам втулки тремя винтами М4.

Ведомая звездочка Z = 28 от «Спорта» соединяется с чашкой шестью металлическими заклепками O 4 мм. Предварительно закалка звездочки в центральной ее части, где сверлятся отверстия иод заклепки, отпускается посредством паяльной лампы (доводить картину побежалости до зубьев звездочки запрещено), а шлицевые выступы стачиваются.

После этого звездочка центруется в подшипнике для разметки отверстий крепления с применением кондуктора в виде цилиндрической ступенчатой втулки с двумя наружными диаметрами: 35 и 42 мм. Высота каждой ступени 5—10 мм.

Сам же подшипник обтачивается на шлифовальном станке либо, в крайнем случае, на наждачном круге до сепаратора, другими словами до 10 мм.

Между внешней обоймой главного подшипника и звездочкой помещается прокладка из жести 0,3—0,5 мм. Она нужна чтобы внутренняя обойма и сепаратор подшипника не касались звездочки.

В данном варианте применен подшипник № 107.

При применения подшипника № 7 000 107, кроме этого сточенного до сепаратора, конструкция будет еще уже. Подшипник № 200 помогает для предотвращения вероятных остаточных деформаций задней оси.

На рисунке 4 продемонстрирован хомут для крепления передних шпилек двигателя к раме (к ручке для переноски велосипеда), а на рисунке 5 приведена скоба для крепления задних шпилек двигателя к подседельной раме.

Рис. 4. Хомут крепления передних шпилек двигателя к раме «Салюта».

Рис. 5. Скоба крепления задних шпилек двигателя «Кама» и «Салют».

Раму в месте крепления задних шпилек двигателя нужно смять с боков посредством слесарного молотка, поскольку посадочное место двигателя вычислено на 28 мм, а диаметр рамы «Салюта» 34 мм.

Места под гайки фрезеруются, дабы плоскость под ними была перпендикулярна шпилькам, на каковые они навинчиваются.

К отогнутому на 90° хвостовику данной же подробности крепится винтом М5 блок из двух роликов от тумблера скоростей велосипеда. На данный же винт надевается виток пружинной проволоки O 2 мм, одним свободным финишем упирающийся в подседельную раму; вторым, с петлей на финише, надетым на ось ролика, осуществляется передача упрочнения пружины на нижнюю часть цепи для ее натяжения.

Верхняя часть цепи подтягивается такими же подпружиненными роликами, закрепленными на подседельном пере задней вилки посредством кронштейна и планки (рис. 6).

Рис.

6. планка и Кронштейн крепления роликов натяжения на пере задней вилки.

Задняя вилка должна быть мало раздвинута под размер новой втулки. Для этого приваренная накладка между подседельными перьями разрезается по центру и перья вилки раздвигаются на требуемую величину с применением маленького упрочнения. К разрезанным частям ветхой накладки привинчивается новая — для крепления увеличения жёсткости и заднего тормоза вилки.

Дабы цепи привода и педального привода от двигателя не касались перьев задней вилки, их нужно выгнуть наружу посредством винтового домкрата, предварительно засунув в места крепления задней втулки шпильку с гайками либо легко заднюю ось с гайками — для ограничения перемещения. Величину выгиба перьев задней вилки возможно выяснить по месту по окончании установки цепей привода от педального привода и двигателя.

Для тех, кто захочет собрать мотовелосипед на базе рамы от «Камы», приводится эскиз кронштейна крепления передних шпилек двигателя (предварительно обрезанных наполовину, как продемонстрировано на рис. 7). Крепление задних шпилек двигателя осуществляется так же, как к раме «Салюта». Ось каретки посредством ее конусов максимально сдвигается влево, дабы шатун левой педали в верхнем положении не задевал двигатель.

Педали нужно применять укороченные, от спортивного велосипеда.

Рис. 7. Кронштейн крепления передних шпилек двигателя к раме «Камы».

Пара нужных советов для тех, кто захочет собрать таковой либо подобный мотовелосипед.

1. Перед тем как перебрать колесо под другую втулку и в случае если нет в качестве примера другого собранного колеса, пристально изучите размещение спиц и запишите промежутки, каковые имеют на ободе две соседние спицы на втулке. Сперва соберите спицы, каковые вдеваются в щечки втулки с внешних сторон, и лишь затем собирайте остальные спицы.

После этого закрепите ось втулки в задней вилке, зажатой в тиски, и, равномерно затягивая спицевые гайки, избавьтесь от эксцентриситета колеса («яйцо»), а после этого и от биений («восьмерка»).

2. По большому счету лучше забрать обод от «Салюта», а спицы от мотовелосипеда ЗИФ-77. В случае если у вас рама от «Камы», то предпочтительнее колеса от «Десны», с никелированными металлическими ободами. Не забудьте, что задний обод должен иметь 36 отверстий, а передний 36 либо 32 — в зависимости от того, какую переднюю втулку вы примените.

3. В разглядываемой конструкции применены рычаги тумблера скоростей от «Спорта»: они предназначены для установки на рулевую колонку и уже имеют упоры для внешней оболочки троса Боудэна. Простой рычаг тумблера скоростей возможно поставить на рулевую колонку посредством накладки (рис. 8), содержащей упор для оболочки троса (так выполнен рычаг включения муфты сцепления).

Рис. 8. Накладка крепления на руле рычага муфты сцепления.

Рис. 9. Крючок крепления заднего тумблера.

4. Дабы цепь педального привода не соскакивала с ведущей звездочки, нужно сделать следующее: убрать люфт оси каретки; избавиться от биений ведущей звездочки, выправив ее на ровной железной поверхности; торцевую поверхность каждого зуба ведущей звездочки заточить напильником до острой кромки и позже для плавного перехода мало сточить ее со стороны рабочей поверхности зуба.

5. Для экономии горючего, за счет более полного его сгорания, на головку воздушного фильтра карбюратора надета конусообразная насадка (полиэтиленовый стакан от фляги) отверстием навстречу воздушному потоку: она будет создавать избыточное давление воздуха на ходу.

6. Для уменьшения громкости выброса в камеру глушителя положена свернутая в трубку плотная стеклоткань, не мешающая выбросу.

7. Вместо свечи, которую вы приобрели в наборе с двигателем, поставьте свечу А17В 0-3, улучшающую сгорание горючего.

8. Ручка газа от мопеда устанавливается на металлический руль O 22 мм без всяких доработок.

При применения дюралюминиевого руля O 24 мм от гоночного либо легкодорожного велосипеда ручку регулятора газа нужно разобрать, изъять из регулятора цилиндрическую подробность с продольным пазом, сделать такой же паз на баранке руля и собрать регулятор газа на баранке руля, применяв ее вместо изъятой подробности.

9. В данной конструкции использованы глушитель и бензобак из набора к двигателю Д-5. Бак установлен вертикально сзади седла.

Он видоизменен: горловина с пробкой приварена к его торцу для повышения нужного количества.

Глушитель крепится в нижней собственной части посредством угольника под винт откидного упора. Патрубок глушителя мало разогнут по месту по окончании нагрева его паяльной лампой до температуры красного каления.

10. Электрооборудование включает передний и задний (сигнальный, красного цвета) фонари.

Первый крепится хомутом под передним багажником. Кнопка его включения (микропереключатель МП1-1) выведена на руль. От двух элементов типа 373 этого фонаря питается (по одному проводу через тумблер, кроме этого выведенный на руль) лампочка заднего фонаря с мигалкой. Электрическая схема мигалки собрана в корпусе заднего фонаря (рис. 10). На руль выведена кроме этого кнопка глушения двигателя, соединяющая первичную обмотку магнето с массой.

Рис. 10. Электрическая схема заднего фонаря-мигалки.

11. В качестве цепи привода двигателя поставьте ветхую, уже растянутую цепь.

В случае если такой нет, то имейте в виду, что новая цепь скоро вытягивается и по окончании первых выездов ее направляться укоротить на два звена.

12. Вес мотовелосипеда около тридцати килограмм, а скорость может существенно быть больше допускаемые правилами для данного класса автомобилей 40 км/час. Исходя из этого из-за безопасности без особенной потребности не пробуйте обгонять мопеды, мокики и второй муниципальный транспорт.

Нельзя не подчернуть, что на таком мотовелосипеде весьма приятно ездить и с отключённым двигателем.

Движение у него легкий, центр тяжести расположен низко, разгон более медленный, но лучше накат.

Возможно, что подобными мотовелосипедами заинтересуется промышленность, и на смену трескучим мопедам придет универсальный складной мотовелосипед, на котором одинаково комфортно будет ездить и по шоссе с двигателем, и по негромкому парку без двигателя, и по двору, как на простом велосипеде.

К.

ШИТИКОВ

Рандомные статьи:

Новинки кино на любой возраст и вкус


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Мопед на любой возраст

    Задумывая конструкцию мопеда, я ставил перед собой цель сделать ее эргономичной в эксплуатации для водителя любого возраста. Таким мопед у меня и…

  • Мотовездеход на любой сезон

    Перед тем как приступить к описанию снегохода «Черепаха-2», поведаю об истории его появления на свет. А случилось это благодаря мотовездеходу —…

  • Лодка на любой вкус

    В каких лишь условиях не оказываются на протяжении путешествия любители водного туризма! И далеко не всегда лодка, пригодная для плавания в одном…

  • Автомобиль «для души»

    Я весьма давешний подписчик издания — еще с «ЮМК», номера которого искал когда-то по киоскам. Подшивки «М-К» и сейчас дают толчок к творчеству, являются…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.