На старте — «вымпел-9»

Дельтапланерным клубам директивой ЦК ДОСААФ от 25 мая 1979 года дано строить дельтапланы лишь по чертежам, утвержденным техническими рабочими группами местных федераций дельтапланеризма. К тому же полеты на аппаратах независимой постройки нужно делать лишь по окончании освидетельствования их представителями технических рабочих групп на местах.

Такое ответ позвано необходимостью обеспечить безопасность полетов как на протяжении обучения, так и в ходе спортивных выступлений и призвано свести к нулю все еще имеющиеся случаи травматизма.

Один из первых аппаратов, которых рекомендуют технической рабочей группой Столичной федерации как главная спортивная модель открытого класса, — дельтаплан «Вымпел-9».

Он был сконструирован на базе серийного французского аппарата СК-2, предоставленного нам М. Гохбергом. «Вымпел» оказался достаточно несложным и надежным летательным аппаратом о высокими летно-техническими чертями, например, с хорошей маневренностью. Не обращая внимания на маленькую купольность (40′), он имеет в полной мере достаточную устойчивость и наряду с этим хорошую управляемость.

Такие характеристики взяты за счет подбора жесткостей боковых труб, применения усиливающих втулок, твёрдой профилировки центральной части купола (спереди — профилированной трубой и позади посредством особой стойки).

С каркасом этого дельтаплана возможно применять три набора парусов разных площадей, каковые имеют различные аэродинамические характеристики. Любой парус в двух модификациях — одинарной и двойной.

Паруса с двойной поверхностью комплектуются профилированными латами, проходящими по всей хорде крыла и опирающимися передними финишами на главную трубу каркаса.

ГЛАВНЫЕ Эти АППАРАТА.

Размах — 9,55 м, площадь паруса — 16,4 м2, диапазон скоростей — 25— 60 км/ч, аэродинамическое уровень качества — 8. Полный набор рабочих чертежей аппарата распространен федерацией по ведущим дельтаклубам страны для совершенствования и изучения применительно к их собственным производственным возможностям.

Главные отличия модели «Вымпел-9», обрисовываемой в этом номере издания, от СК-2 следующие:

  • для шитья паруса вместо дакрона шириной 914 мм применен отечественный лавсан (ткань «яхта») шириной 800 мм, что стало причиной трансформации паруса в плане, расположения лат и количества швов;
  • введена новая конструкция центрального узла;
  • применены латы, профилированные до передней трубы.

необходимость и Целесообразность произведенных доработок продемонстрировали сравнительные опробования дельтапланов СК-2 и «Вымпел-9». Главные характеристики «Вымпела» не отличались от СК-2, и итогом летных опробований стала совет бюро Столичной федерации дельтапланеризма применять конструкцию «Вымпела-9» для изготовления его в секциях и дельтаклубах, имеющих строительства и практический опыт разработки сложных аппаратов.

Чертежи аппарата согласованы с технической рабочей группой Всесоюзной федерации дельтапланеризма.

На старте — «вымпел-9»

Дельтаплан «Вымпел-9»:

1 — парус, 2 — носовой узел, 3 — гаргрот, 4 — мачта, 5 — боковая труба, 6 — усиливающая втулка (чулок), 7 — поперечная труба, 8 — стойка крепления паруса, 9 — килевая труба, 10 — центральный узел, 11 — трапеция управления, 12 — приборный блок, 13 — набор растяжек, 14 — лата, 15 — боковой узел, 16 — фиксатор латы, 17 — набор принадлежностей и запасов, 18 — чехол, 19 — экипировка.

Каркас аппарата изображен на картинках 1, 2 и 4. От обрисованных ранее классических конструкций он отличается профилированным гаргротом в передней части килевой трубы, и совокупностью стыковки боковых труб и конструкцией центрального узла.

Ординаты профиля гаргрота продемонстрированы на рисунке 3. Хочется подчернуть, что все подробности каркаса очень технологичны и особенных затруднений при их изготовлении появиться неимеетвозможности.

Парус (купол) складывается из двух полу-крыльев. Конструкция их полностью аналогична, с той только отличием, что правое полукрыло является точной копией левого.

Каждое сшито из пяти прямых павсановых полотнищ; их размещение продемонстрировано на рисунке 2. Каждое полукрыло подкрепляется семью латами, пять из которых расположены параллельно килевой трубе. Законцовки полукрыльев образуют две латы, они поставлены под углом к центральной балке.

Лавсановые полотнища соединяются между собой параллельными строками швом «зигзаг».

Латкарманы шириной 35 мм образуются в перехлесте продольных швов. Латкарманы для первого варианта паруса доходят лишь до шва рукава боковых труб, наряду с этим латы с первой по пятую прямые, а шестая и седьмая в обязательном порядке должны быть профилированными и финишами опираться на боковую трубу.

Для второго варианта паруса все латы делаются профилированными, их латкарманы доходят до боковых труб, сами же латы опираются передними финишами на боковую трубу.

установки паруса и Правильность изготовления возможно проконтролировать по таблице. По ней возможно проверить линию провисания задней кромки, для чего дельтаплан с установленным на него куполом нужно расположить ручкой управления вверх. Одной из обстоятельств значительных отклонений линии провисания от табличной являются неточности, допущенные при сшивании полотнищ; единственной мерой исправления этого недостатка есть переделка всего шва.

Особенно принципиально важно добиться левого и симметричности правого полукрыльев, в другом случае неизбежно появление результата «сваливания на крыло», очень неприятного и страшного для пилота.

Растяжки и арматура продемонстрированы на картинках. Все эти элементы конструкции нужно делать из нержавеющих материалов. Тросы должны быть в полиэтиленовой оболочке; пряжки, регулировочные планки, пальцы и болты — иметь защитное покрытие.

В. БУГРОВ, Н. ГРУШИН, Столичная федерация дельтапланеризма

Старт — Вымпел 9:8 (второй тайм)