Необычные вездеходы

Что возможно несложнее и рациональней колеса? Данный вопрос задали себе студенты МВТУ имени Н. Э. Баумана, а ответами на него могут служить экспонаты выставки НТТМ-76, что стали причинами всеобщий интерес визитёров. Интерес данный далеко не случаен: представленные механизмы отличались необычностью, оригинальностью, новизной.

Где еще заметишь шестиногое железное чудище, которое с деловитым жужжанием шагает, подчиняясь командам оператора?

Либо ползущую по полу, подобно живой гусенице, огромную машину с решетчатым телом?

…Студенческое проектно-конструкторское бюро (СПКБ) трудится i МВТУ около десяти лет. В нем студенты используют на практике знания, полученные в институте.

Занятия в СПКБ тесно связаны с учебным процессом.

Любая громадная разработка студентов-конструкторов имеет несколько курсовых либо дипломных проектов. Она объединяет ребят в необычные конструкторские бригады, где любой несёт ответственность за проектирование одного-двух узлов будущего механизма, а в итоге получается в полной мере законченная машина. От низколета и дельтаплана до необыкновенных транспортных средств — такое творческий диапазон увлечений бауманцев.

Но спроектировать какое-либо устройство — полдела. Конструкцию еще нужно воплотить в металле, и студенты становятся слесарями, станочниками.

Учебный год студента до предела загружен повседневными делами.

Непросто ему с полной отдачей трудиться в СПКБ. Но из-за чего, фактически, возможно заниматься конструированием лишь в зимние месяцы? А вдруг летом?

И по аналогии с ССО — студенческим стройотрядом — в МВТУ организуется СКО: студенческий конструкторский отряд. Его члены на протяжении третьего летнего семестра проектируют, рассчитывают и изготавливают собственные автомобили.

Кое-какие не расстаются с СПКБ и по окончании защиты диплома, а многие выпускники приобретают распределение на фирмы, где продолжают разработку тем, появившихся еще в СПКБ изготовлением и Проектированием тех самых уникальных вездеходов, с которых начался отечественный рассказ, занимается в СПКБ лаборатория транспортных средств. Тут модели проходят комплекс опробований, включающий измерение параметров перемещения, и наблюдение за поведением автомобилей в необыкновенных условиях — при слабом грунте, на пересеченной местности и т. п. Независимая область изучения — влияние пониженной гравитации на поведение автомобилей, и применение в транспортных средствах правил передвижения, заимствованных у живой природы.

ШАГОХОД

Модель автомобили представляет собой самоходную платформу с шестью уникальными движителями-ногами. Все они связаны в единую кинематическую цепь с приводом от электродвигателя.

Конструктивно любая нога — это несложная комбинация из трех механизмов. Ее возвратно-поступательное перемещение осуществляет кулисный механизм.

Шарнирный четырехзвенних со скользящей опорой «смотрит» за тем, дабы при перемещении ноги вперед она была поднята, а при перемещении назад опущена. И наконец, шарнирный параллелограмм снабжает плоскопараллельность опускания и подъёма «голени».

Необычные вездеходы

Рис. 1. Шагоход. Слева вверху — фазы перемещения шагохода.

Рис. 2. Конструкция «ноги» шагохода.

Рис. 3. Волноход.

Перемещение всех ног происходит синхронно, потому, что все они жестко связаны посредством гитары шестеренок. «Походка» автомобили определяется выбором начальной фазы каждой ноги.

Модель шагохода предназначена для изучения кинематики перемещения, степени и устойчивости колебаний корпуса в условиях разных «походок», определения энергозатрат на перемещение. Она создано и выстроено Б. Мирошниковым, Н. Гончаровым и Е. Степаненко.

МАШИНА-ГУСЕНИЦА

Волноход — такое наименование эта модель взяла за то, что семнадцать ее движителей-рам при перемещении образуют бегущую волну — синусоиду. Разработчики модели заимствовали принцип перемещения у гусеницы.

Все семнадцать рам волнохода выполнены полностью однообразными, что позволяет компоновки транспортного средства таковой величины, какое сейчас нужно конструктору.

Любая из рам шарнирно соединена с двумя сидящими на одной оси и совершающими вращательное перемещение кривошипами. На осях расположены звездочки, каковые огибает нескончаемая втулочно-роликовая цепь. Так, все звенья кинематически связаны между собой.

Рис. 4. Конструкция движителя волнохода:

1 — рама движитель, 2 — эластичная лента, 3 — шарнир, 4 — кривошип, 5 — звездочка, 6 — втулочно-роликовая цепь, 7 — вал, 8 — корпус.

Рис.

5. Транспортная машина с дискретным движителем:

1 — движитель, 2 — рама, 3 — электродвигатель, 4 — шарнир, 5 — корпус.

Рис. 6. Варианты дискретного движителя:

А — однолепестковый, Б — двухлепестковый.

Эффект волны получается благодаря тому, что любой последующий кривошип смещен довольно прошлого на определенный угол — в этом случае на 45°.

Конструкция волнохода разрешает изменять данный угол для поиска оптимальных параметров волны движителя.

Модель, созданная Д. Романовым, С. Леоновым и А. Игнатушкиным. предназначена для опробований на грунтах с разной несущей свойством и определения тягово-сцепных черт.

ЛЕПЕСТКОВОЕ КОЛЕСО

самый интересный элемент данной модели автомобили — необыкновенное колесо, названное авторами «дискретным движителем». Оно является пакетомкруговых секторов, причем любой из них сдвинут довольно другого на определенный угол.

Модель представляет собой четырехколесную самодвижущуюся тележку.

Еще одна отличительная изюминка этого транспортного средства — наличие «сламывающейся» рамы, дающей каждой из двухколесных тележек известную самостоятельность при преодолении неровностей на местности.

В модели предусмотрена возможность установки разных типов колесных движителей. Кое-какие из них изображены на рисунке. Авторы данной необыкновенной автомобили — сотрудники и студенты МВТУ В. Саликов, С. Семенов, П. Луценко и В. Гончаров

И.

ЕВСТРАТОВ, инженер

Рандомные статьи:

Самые НЕВЕРОЯТНЫЕ ВЕЗДЕХОДЫ | Топ — 6


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Вездеход-скалолаз

    Любой раз, таская громоздкую геофизическую аппаратуру по горным ледникам, я грезил о вездеходе. Наконец он был взят. И вот мы на гусеничной…

  • Вездеход на любой сезон

    Уже неоднократно отечественный издание приводил описания уникальных конструкций микровездеходов, выстроенных как фирмами и предприятиями, так и…

  • Вездеход-комби

    Не так довольно часто, к сожалению, на страницах издания видятся описания самодельных конструкций, превосходящих сегодняшний уровень серийной русском, а…

  • Сани — «вездеходы»

    В случае если отыскать в памяти, что спортивные беговые лыжи вычислены на перемещение, по большей части, по лыжне, а широким охотничьим нипочём любой…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.