Сейчас, по мере того, как укрепляется техническая база сельского хозяйства, во целый рост поднимается задача повысить его эффективность, улучшить все качественные показатели. Это требует… заботы о том, дабы выделяемые страной средства и материальные ресурсы давали большую отдачу, дабы лучше употреблялись внутренние резервы совхозов и колхозов. А они, эти резервы, имеется.
Л.
И. БРЕЖНЕВ
ЛИФТ НА СКЛОНЕ. Большое количество преданий живет в народе о непокорности гор. Но, пожалуй, еще больше — о людях, победивших неприступные вершины, и особенно о тех, что сумели преобразить склоны, сделав их плодородными, перевоплотив их в виноградники и сады.
Но и сейчас работы на таких наклонных полях, расположенных на террасах и крутых отрогах, остаются самые трудоёмкими.
Не легко поддается механизации не только обработка земли, но и доставка вверх удобрений либо транспортировка вниз снятого урожая. Ограниченные возможности применения существующих автомобилей в условиях горного земледелия сдерживают производительности труда и повышение урожайности. Это снижает рентабельность хозяйства и экономическую эффективность.
Не просто так исходя из этого среди неприятностей, разрабатываемых во многих университетах, а также Всесоюзном научно-исследовательском университете чая и субтропических культур (ВНИИЧиСК), одна из основных — создание автомобилей и механизмов, талантливых трудиться в горах. О некоторых из них уже рассказывалось на страницах отечественного издания («Трактор-альпинист», № 4 за 1975 г.).
Рис. 1. Мобильная канатная установка
Университет ВНИИЧиСК внес предложение уникальную мобильную дорогу — воздушную. Это съемная канатная установка ПКУ-1 (рис. 1). Агрегат отличается простотой конструкции, надежностью в работе и громадной универсальностью.
С его помощью вероятно транспортировать по воздуху через ущелья и заросшие овраги минеральные и органические удобрения, ранцевые опрыскиватели и второй сельскохозяйственный инвентарь, собранный урожай и тару. Такая канатная дорога на чайных либо цитрусовых плантациях повышает производительность труда в 12 раз. Ее универсальность разрешает применить установку в различных отраслях народного хозяйства.
силовой базой и Основой ПКУ-1 помогает самоходное шасси Т-16. На нем монтируются главные узлы установки: рама, приводной механизм, барабаны для тягового и несущего тросов, мачта (стойка) и горные упоры, удерживающие шасси на месте на протяжении работы. В набор агрегата входят кроме этого тросы, подвешиваемая на них тележка и прицепляемый к ней бункер.
Прямоугольная рама сварной конструкции помогает для крепления всех механизмов и узлов установки.
Их сотрудничество продемонстрировано на кинематической схеме (рис. 2). Приводной механизм посредством шарнирного соединения связан с валом отбора мощности трактора.
Крутящий момент с его звездочек цепями Галля передается на звездочки двух валов, на которых вращаются громадной и небольшой барабаны. Большой рекомендован для несущего троса и имеет с одного финиша храповой механизм, а с другого кулачковую муфту. При нажатии на ножную педаль храповик включается, и барабан вольно вращается, «стравливая» несущий трос для протягивания его и крепления к столбу на участке.
Для натяжения троса рукояткой включают кулачковое сцепление, и барабан начинает вращаться, наматывая трос обратно. По окончании включения кулачковой муфты трос остается в натянутом положении благодаря храповику, прижатому пружиной к барабану. От страшного перенатяжения трос O 12 мм оберегает предохранительная муфта с регулировочной гайкой и пружиной.
Рис. 2. Кинематическая схема установки:
1 — кулачковая муфта, 2 — рычаг муфты, 3 — вал, 4 — барабан несущего троса, 5 — пружина храповика, 6 — храповой механизм, 7 — педаль храповика, 8, 13, 14, 20 — звездочки, 9 — предохранительная муфта, 10 — пружина, 11 — регулировочная гайка, 12 — шарнирное соединение, 15 — шкив для тормоза, 16 — барабан тягового троса, 17 — муфта сцепления, 18 — рукоятка муфты, 19 — рукоятка тормоза.
Небольшой барабан помогает для намотки тягового троса и имеет с одной стороны муфту сцепления, а с другой — шкив для тормоза. Тяговый трос O 3—4 мм цепляют к заблаговременно навешенной роликовой тележке с бункером либо подвеской для корзин. И канатная дорога готова.
В случае если шасси с установкой расположены на верху склона (рис.
3), то по окончании наполнения бункера грузом трактористу достаточно отпустить рукоятку тормозного шкива — и груз под действием собственного веса съедет на тележке вниз по тросу. Он бывает выгружен в любом месте склона, причем машинально. Для этого на откидном дне бункера ставят несложный замок с рычагом, а в месте разгрузки — шест. Рычаг, задев за шест, открывает замок, днище откидывается, и груз высыпается.
Таким Методом комфортно выгружать сыпучие материалы: торф,, навоз, минеральные удобрения.
Рис. 3. Схема работы установки сверху вниз по склону:
1 — барабан тягового троса, 2 — барабан несущего троса, 3 — стойка, 4, 5 — ролики, 6 — тяговый трос, 7 — горные упоры, 8 — роликовая тележка с двумя видами подвески груза, 9 — несущий трос, 10 — крюк крепления к столбу, 11 — столб.
По окончании автоматической разгрузки включается тормоз и после этого — муфта сцепления тягового барабана: трос наматырается обратно, и бункер опять подтягивается к месту загрузки — цикл повторяется.
Для разгрузки на участке, расположенном выше либо ниже, достаточно перенести шест.
Такая схема работы эргономична при транспортировке на маленькое расстояние и для решенных работ. В том месте же, где воздушная дорога нужна частенько и где протяженность ее превышает 150 м, любой раз протягивать несущий трос сложно, да и времени это отнимает много. Тут более эргономична вторая схема, продемонстрированная на рисунке 4. Внизу и вверху склона вкапывают два столба, между которыми закрепляется несущий трос.
При таком варианте будет употребляться лишь тяговое устройство установки, трос которой подается от расположенного внизу шасси к верхнему столбу и через обратный ролик — к тележке.
Рис. 4. Схема работы снизу вверх на неизменно натянутой линии:
1 — установка ПКУ-1, 2 — тяговый трос, 3 — верхний столб, 4 — обратный ролик, 5 — роликовая тележка с грузом, 6 — несущий трос, 7 — нижний столб.
Мобильная канатная установка с неизменно натянутыми линиями прекрасно зарекомендовала себя, к примеру, в совхозе «Джиханджурский» в Аджарии. Тут из-за сложности рельефа отказались от прокладки дорог на горные плантации, заменив их воздушными, по которым транспортируют ядохимикаты, удобрения, урожай.
Высокую эффективность продемонстрировала установка и в цитрусовых хозяйствах: в том месте, где она внедрена, затраты на перевозку удобрений снизились более чем в пять раз. На монтаж, переезд и демонтаж на второе рабочее место затрачивается всего около 30—40 мин. Для обслуживания достаточно трех человек, включая тракториста. За час они смогут «перевезти» более чем 2 т удобрений либо около 2 т пледов.
ЗАЩИТА ОТ МИКРОСЕЛЕЙ.
Подобно тому как коррозия разъедает поверхность металла, водная эрозия размывает плодородный почвенный слой, в особенности на склоновых почвах. Тут самый безобидный дождик способен избороздить грунт дорожками от слившихся ручейков. Как будто бы микросели, низвергаются они вниз и уносят с собой обработанный рыхлый поверхностный слой земли.
Исходя из этого использующиеся на склонах орудия обработки почвы должны делать еще и противоэрозионные операции, к примеру прерывистое бороздование, лункование. Но имеющиеся автомобили дают прекрасные результаты лишь на склонах крутизной до 6°.
На более крутых наклонных полях громадной эффект дает так именуемое щелевание.
Но наровне с этим нужно делать культивацию, вносить удобрения, образовывать перемычки и уплотнять кромки щелей в междурядьях долгих насаждений — задача в совокупности невыполнимая для существующих орудий.
Удачно решить ее разрешит простое по конструкции устройство, созданное в Кишиневском политехническом университете. Оно может делать как целый комплекс перечисленных работ, так и любую из них в отдельности, либо в другом нужном сочетании.
Устройство произведено на базе универсальной виноградниковой автомобили ПРВН-2,5А и может употребляться в агрегате с трактором Т-54В либо вторым, имеющим гидравлическую совокупность.
Агрегат (рис. 5) складывается из рамы, опорных колес, приспособления и подвески для внесения удобрений, и сменных рабочих органов.
К ним относятся продольные брусья, присоединяемые к раме при разных вариантах работы, плоскорежущие лапы со стойками, щелерезы, диски, являющиеся уплотнителями и перемычкообразователями, комьеукладчики и сменный груз.
Рис. 5. Устройство для комплексной обработки склоновых земель:
1 — опорные катки, 2 — рама, 3 — лапы-плоскорезы со стойками, 4 — щелерезы, 5 — диски-уплотнители, 6 — сменный груз, 7 — комьеукладчики, 8 — продольные брусья, 9 — приспособления для внесения удобрений, 10 — подвеска.
При щелевании почвы и проведении культивации на раме закрепляются симметрично шесть продольных брусьев. На них посредством скоб устанавливаются четыре стойки с лапами и два ножа-щелереза.
Щелерез сделан в форме черенкового ножа с пятигранным углом и сечением резания 35 — 42°. Передняя часть с носка имеет форму параболы с продолжением по прямой линии, задняя часть — пустотелая и является каналом для подачи минеральных удобрений.
При проведении полного комплекса работ на финишах брусьев дополнительно устанавливаются диски-уплотнители. Любой из них складывается из двух сваренных между собой дисков от борон БДСТ-2,5 либо БД-2,2.
На брусьях диск крепится на двух тягах с распоркой. На нижние финиши их шарнирно установлены комьеукладчики, предназначенные для сбора почвенных заполнения и комков ими щелей.
Устройство трудится следующим образом.
Тракторист, включив гидросистему, спускает агрегат на опорные колеса — и нож и продольная лапа-щелерез заглубляются в грунт. Лапа подрезает сорняки, культивирует землю, а нож образует за собой щель глубиной 30—40 см, причем его утолщенная часть раздвигает ее, уплотняя стены. В один момент в щель вносятся минеральные удобрения. За ножом идет диск, что уплотняет кромки щели и расширяет ее.
Следующие за ним комьеукладчики сгребают и укладывают в щель комья.
эффективность и Преимущество устройства с этими рабочими органами содержится в том, что образование противоэрозионных перемычек и щелей производится в один момент с внесением удобрений и культивацией почвы за один проход агрегата.
Подобные навесные рабочие органы были смонтированы на автомобилях ПРВН-2,5А, употреблялись на экспериментальной обработке земельных склонов в совхозе «Реча» и в других хозяйствах Молдавии. Согласно данным местных экспертов, на таких площадях водная эрозия не наблюдалась.
Рандомные статьи:
Мойщик могил и пахарь рисовых полей — Особенности национальной работы, 11.03.2017
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
«В СССР последовательно претворяется в судьбу программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального— записано в статье 22…
-
Слово «мотоблок» вошло в отечественный лексикон недавно. В принципе оно обозначает тот же трактор, лишь выстроенный на базе одноосного шасси и…
-
Для горнолыжников и туристов в «громадных» горах со существенным перепадом и сложным рельефом высот в большинстве случаев ставят кресельные канатные…
-
Western digital black2 dual drive
Western Digital Black2 Dual Drive Новенький Western Digital Black2 Dual Drive – очень занимательное устройство, которое показалось на рынке компьютерных…