Победная трасса яна тилька

В первый раз заметив гонку на машинах «багги», я нечайно отыскал в памяти фронтовой эпизод: по проселочной дороге, покалеченной снарядами и бомбами, спешила полуторка. Дорога простреливалась соперником. Лишь человек отчаянной храбрости имел возможность решиться проскочить совсем открытый участок длиною около километра. И только крайняя необходимость имела возможность вынудить его это сделать.

Как выяснилось потом, шофер данной полуторки добровольно взялся отвезти снаряды стрелковому батальону, героически отбивавшему танковые атаки соперника.

«Гостинцы кончаются! Гостинцы кончаются!» — исступленно кричал в телефонную трубку слова условного кода дежурный связист с КП батальона, не смотря на то, что превосходно знал: чудес не бывает и до наступления темноты «гостинцев», другими словами снарядов, взять не удастся.

Но чудо все-таки случилось: это было чудо людской смелости и самоотреченности, умноженных на изумительное мастерство вождения, плюс хорошее знание техники и ее возможностей.

Полуторка подпрыгивала на выбоинах, хитроумно маневрировала и, как заколдованная, двигаласьк цели. И ушла от обстрела, всем смертям назло и на удивление тем, кто видел данный эпизод. У сидевшего рядом со мной в укрытии пожилого начальника автобата на щеке блеснула слеза.

Он стёр ее тыльной стороной ладони и отвернулся. Я не стал задавать вопросов: слова были не необходимы.

Данный эпизод, как в кино, опять прошел передо мной на протяжении соревнований машин «багги».

Так же появлялись столбы вздыбленной колесами почвы, так же облако тёмной пыли закрывало автостраду, по которой с ревом мчались необыкновенной формы автомобили, похожие на что угодно, лишь не на машины в привычном смысле этого слова. Соревнования машин «багги» — живучести и суровое испытание выносливости этих автомобилей и в не меньшей степени — моральных и физических качеств их водителей.

В шлемах и защитных костюмах, оборудованных не только особыми очками, но и противопылъными респираторами, накрепко привязанные к своим «анатомическим» сиденьям надежными ремнями безопасности, они похожи на инопланетян, случайно попавших на отечественную Почву и талантливых на все. Автомобили на сложной автостраде часто сталкиваются а также опрокидываются, что не мешает им без видимых повреждений опять включаться в гонку.

Это обеспечивается совокупностью особенных устройств — дуг безопасности, ограждений и отбойников двигателя и ходовой части. Возможно сообщить смело: соревнования машин «багги», как ни один второй вид автомобильных состязаний, содействуют подготовке механиков и водителей высшего класса.

Победная трасса яна тилька

Рис. 1. конструкция и Общая компоновка отдельных узлов:

1 — продольная хребтовая балка (прямоугольная металлическая труба 40X40), 2 — лобовая рама каркаса кузова, 3 — поперечный рычаг передней подвески, 4 — поворотный кулак, 5 — опорный диск переднего гидравлического тормоза, 6 — шкворень поворотного кулака, 7 — блок педалей, 8 — корпус блока педалей, 9 — бачок для тормозной жидкости, 10 — продольная боковая труба каркаса кузова, 11 — рулевой вал, 12 — место приборного щитка, 13 — рычаг переключення передач, 14 — рулевое колесо, 15 — наклонная труба совокупности дуг безопасности, 16 — поперечная труба, !7 — продольная труба, 18 — плечевые привязные ремни безопасности, 10 — топливный бак, 20 — задние наклонные неотёсанны совокупности дуг безопасности, 21 — диагональная труба, 22 — задняя поперечная труба, 23 — воздухозаборник карбюратора, 24 — двигатель, 25 — кормовая часть хребтовой трубы, 26 — кожух совокупности охлаждения двигателя, 27 — задние амортизаторы, 28 — ведущее колесо (5X10), 29 — ведущая полуось, 30 — поперечный рычаг задней подвески, 31 — коробка передач (самодельная), 32 — баллон огнетушителя (пеногаситель выведен в моторный отсек), 33 — сиденье водителя, 34 —поясные ремни безопасности, 35 —переднее колесо (снято вместе с тормозной системой и полуосью), 36 — шланг гидротормозной совокупности, 37 — шаровой наконечник поперечной тяги, 38 — панель контрольной лампы и ключа зажигания зарядки аккумулятора, 39 — указатель температуры головки цилиндра, 40 — спидометр (от мотоцикла «Ява»), 41 — счетчик оборотов (тахометр), 42—панель выключателей электромоторов принудительного охлаждения

Смотр-конкурс издания «Моделист-конструктор» в классе «багги-350 см3» был совершён на протяжении открытого первенства Латвийской ССР по машинам «багги» 22—23 мая 1976 года в Риге. В соревнованиях участвовали 38 автомобилей различных классов, из которых громаднейший интерес для юных техников воображают, без сомнений, машины класса 350 см3 — самые доступные для изготовления в любительских условиях, и коллективами станций юных техников и Дворцов пионеров.

Не просто так больше половины автомобилей, участвовавших в соревнованиях, было выстроено как раз юными техниками из Москвы, Харькова, Эстонской и Латвийской ССР.

Первое место по суммарной оценке на смотре-конкурсе и в гонке по пересеченной местности на расстояние 10 км занял юный водитель из Эстонии Ян Тильк, годом ранее ставший чемпионом Прибалтики в этом классе.

Его красивая, весьма рационально спроектированная, ярко и с громадным вкусом окрашенная машина находилась у всех на виду нескольких тысяч зрителей. А мастерство вождения, показанное Тильком, выше всяких похвал: он первым ушел со старта, намного опередил собственных соперников и с необычной легкостью преодолел все препятствия, видевшиеся на автостраде.

Так определилась лучшая машина 1976 года в этом классе.

Напомним читателям: лауреатом конкурса «Багги-75», организованного отечественным изданием, был «Клуб Вечного Поиска» (г. Харьков, ведущий конструктор В. Л. Тарануха).

Чем же отличается «багги-76» от собственной предшественницы?

Ян Тильк создал принципиально новую конструкцию автомобили, решительно отказавшись от стереотипного применения подробностей мотоколяски С3А. Это разрешило ему существенно снизить неспециализированный вес, в один момент повысив надёжность и прочность.

В отличие от большинства выстроенных на сегодня в СССР «багги-350», в которых практически без переделок употребляется ходовая часть мотоколяски С3А (рама, передний и задний мосты, основная передача), Ян Тильк применил замечательную центральную балку из прямоугольной трубы сечением 40X40 мм, которая помогает как бы хребтом всей конструкции и несет на себе узлы задней подвесок и передней, двигатель, основную передачу, Дуги безопасности и все другое оборудование (рис. 2).

В сочетании с двумя продольными бортовыми трубами круглого сечения O 35 мм получается трехгранная ферма, имеющая весьма высокую жесткость. Дуги безопасности приварены к бортовым трубам и образуют замкнутый контур. В конструкции каркаса ходовой части обширно использованы трубы прямоугольного сечения, что в значительной мере упростило и улучшило разработку сварочных операций.

Рулевое управление типа «сектор-червяк» забрано от «Жигулей». Для гонок такая схема была лучше реечной, примененной на мотоколяске С3А.

Поперечные рычаги подвесок, изготовленные из прямоугольной трубы сечением 25X25 мм, имеют очень сильно разнесенную если сравнивать с С3А базу крепления к каркасу (около 60 мм!) и оборудованы сайлент-блоками на всех шарнирах качания.

Передние подвески подрессорены одним пружинно-гидравлическим амортизатором любая, задние имеют по два амортизатора от мотоцикла «Ява-350».

Рис. 2. «Багги-350 см3».

Крепление двигателя «ИЖ-350 Кросс» осуществляется конкретно к хребтовой трубе (базке) посредством щечек, кроме этого через сайлент-блоки.

Именно поэтому отпала надобность применения «салазок», предусмотренных в конструкции силового отсека С3А, что, со своей стороны, дало экономию веса. Экономии веса Ян Тильк по большому счету уделил довольно много внимания, и в этом замысле его конструкцию с полным основанием возможно назвать самолетной: нигде ничего лишнего.

Днище автомобиля Яна Тилька, от блока педалей до пожарной перегородки за спиной водителя, закрыто приваренным к боковым лонжеронам и хребтовой балке металлическим страницей толщиною 1 мм и снаружи имеет совсем ровную поверхность, которая облегчает преодоление таких участков автострады, где автомобиль может «сесть на брюхо».

Заслуживает внимания примененная Яном Тильком совокупность всасывания.

Он вывел всасывающий патрубок практически под верхний обрез дуг безопасности, предусмотрев пара необыкновенную, но весьма рациональную форму воздухоочистителя в виде «двойного гриба». Вынужденное удлинение всасывающего патрубка карбюратора содействовало его «настройке» на оптимальные в условиях спортивной езды режимы работы двигателя.

В отличие от большинства спортсменов, строящих «багги-350» и использующих шины размером 5X10, смонтированные на уширенных ободьях, Ян Тильк есть приверженцем применения таковой резины в комбинации с обычным ободом, но усиленными дисками. «Опыт продемонстрировал, — говорит он, — что уширенные ободья, в особенности при не хватает аккуратном их изготовлении, скоро деформируются, рвут шпильки крепления и на протяжении гонки смогут подвести. А резина обычного профиля весьма надежна и при некоем трансформации формы протектора (удаление части рисунка) трудится на ведущих колесах автомобили кроме того лучше, чем уширенная».

Тормозная совокупность — гидравлическая, с двумя главными цилиндрами, раздельно трудящимися на колодочные тормоза задних колёс и передних. Стояночный тормоз — лишь на задние колеса, управляемый ручным рычагом с трещоткой. тормозные барабаны и Опорные щиты самодельные, колесные тормозные цилиндры от автомобиля «Жигули».

Приборный щиток автомобиля Яна Тилька оборудован спидометром, указателем числа оборотов двигателя (тахометр), термометром, показывающим температуру головки цилиндра, термометром наружного воздуха, амперметром и часами с секундомером. Рулевое колесо традиционно гоночного типа, самодельное, с древесным ободом на облегченном основании из дюралюминия толщиной 5 мм.

Сиденье водителя выколочено из листового дюралюминия, лично-анатомического типа, с привязными ремнями и подголовником авиационного примера (поясные и плечевые лямки, замок на груди). Часть панелей в кузова автомобиля покрыта поролоновыми накладками в чехлах из цветного кожзаменителя, дабы предохранить водителя от ушибов и травм при опрокидывании автомобили.

И еще одна увлекательная деталь: на двигателе «багги» Яна Тилька нет классической «воздуходувки», используемой для Охлаждения. «Воздуходувка, — говорит конструктор, — это через чур громадная роскошь: так как она «съедает» три лошадиные силы! Помимо этого, ее производительность на протяжении гонки тяжело регулировать. А холодный мотор — это так же не хорошо, как и перегретый!

Исходя из этого для охлаждения в «обычных» условиях я предусмотрел подход воздуха к двигателю по особым направляющим из-под дна, а в тяжёлую 60 секунд, в то время, когда термометр показывает критическую температуру головки, в работу включаются два электрических вентилятора, крыльчатки которых расположены в близи от цилиндра».

Напоследок направляться подчернуть, что конструкция автомобиля Яна Тилька на сегодня оправдана лишь как спортивно-гоночная.

А для тренировки и подготовки юных водителей, практической езды в детских автогородках и пионерских лагерях направляться применять списанные мотоколяски С3А с минимальными, допустимыми по техусловиям доделками и переделками. Лишь таковой путь может обеспечить желаемую массовость новому виду спорта и технического творчества, названному маленьким словом «багги».

С.

ГРИГОРЬЕВ

Рандомные статьи:

DIY СНОВА В ШКОЛУ — МОНСТРОБУК


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Багги — подросток

    На кроссовых трассах и дорогах Латвии сейчас появляются новые спортивные микроавтомобили — багги, выстроенные на Центральной станции юных техников…

  • Авто для детских трасс

    Педальные машины типа «Карт» и «Соболек», производимые отечественной индустрией, пользуются громадной популярностью у детей. Но автомобили эти имели…

  • Багги «квп»

    Сейчас рассказ о багги-350, созданной в автоконструкторской лаборатории. Дома пионеров Ленинского района города Харькова под управлением Таранухи. По…

  • «Боевой» багги

    Глубокоуважаемые автомобилисты, самодельщики и просто читатели! Перед тем как начать рассказ о отечественном автомобиле, стоит возвратиться не в столь уж…