Громаднейший интерес к сообщениям о погоде на завтра проявляют… мотоциклисты. Вправду, неожиданный ливень либо, не дай Всевышний, снег превращают поездки на двух- либо трехколесных автомобилях в сущее мучение. Наряду с этим жалко бывает не столько водителя (он-то знал, на что шел, получая открытую для всех стихий машину), какое количество пассажира.
Кроме того в боковом прицепе не спрятаться ему от погодных проблем. Как раз исходя из этого многие мотоциклисты пробуют решать эту проблему, создавая на базе серийных боковых прицепов закрытые кабины с тем либо иным уровнем комфортабельности.
Желаю познакомить читателей «М-К» с одной из собственных разработок. Это закрытая кабина для бокового прицепа мотоцикла «ИЖ-Юпитер-5», сконструированная с применением штатной коляски ВМЗ.
Дабы перевоплотить ее в кабину, с нее были демонтированы крышка багажника и передний капот; основание же прицепа вместе с пассажирским креслом переделке не подвергались. Самодельная верхняя часть может легко сниматься, так что в любую секунду имеется возможность возвратиться к исходному открытому варианту.
Верхняя часть коляски — цельнодеревянная.
Фактически все ее элементы — как каркас, так и обшивка — выполнены из фанеры и оргалита. Кабина имеет развитое остекление, подъемный люк для посадки и высадки пассажира, и дверь в задней части кабины, открывающую доступ к объемистому багажнику.
Работу по созданию закрытой кабины рекомендую затевать с прорисовки ее внешнего вида.
Потому, что она обязана по возможности композиционно сочетаться с самим мотоциклом, возможно порекомендовать следующий способ работы над ее дизайном.
Для начала необходимосфотографировать ваш мотоцикл в трех-четырех ракурсах: позади, спереди, сбоку со стороны коляски, позади и спереди «в три четверти». Затем на фотографии, выполненные, к примеру, на бумаге 18X24 либо 24X36 см, накладывается калька либо пергамин, и на данной полупрозрачной бумаге прорисовывается внешний вид кабины.
Имеется суть нарисовать ее в нескольких вариантах: накладывая после этого любой рисунок на фотографию, возможно выбрать наилучший — самостоятельно либо посредством друзей-единомышленников.
Отобрав окончательную версию кабины, возможно приступить к прорисовке конструкции, выбрав для этого удобный для вас масштаб, к примеру, 1:5.
Затевать направляться с бокового вида: сперва изобразить штатное основание коляски, поточнее сняв его размеры, после этого пассажирское кресло, и сидящего на нем человека — сделать это оптимальнеепосредством стандартного шарнирного манекена из прозрачного пластика (очевидно, он должен быть сделан в том же масштабе, что и сам чертеж). Кроме этого, нужно «вынудить» шарнирного человечка согнуться вперед, и подняться в коляске и зафиксировать все три положения на чертеже.
Закрытая кабина моего прицепа имеет то же лобовое стекло, что и серийная коляска, исходя из этого при прорисовке нужно учитывать размеры и форму этого стекла. Все же остальные вырезаны из органического листового стекла толщиной 4 мм.
При прорисовке миделевого сечения кабины направляться учесть, что штатное основание коляски достаточно узкое, исходя из этого не рекомендую увлекаться излишним заваливанием боковых стенок — наклон их к вертикали обязан составлять не более 5°.
Пассажирская кабина-«лимузин» для бокового прицепа мотоцикла:
1 — окно двери-люка (оргстекло толщиной 4…5 мм), 2 — переднее боковое окно (оргстекло толщиной 4…5 мм), 3 — лобовое окно (штатное стекло рокового прицепа ВМЗ), 4 — подъемная дверь-люк, 5 — самодельная верхняя часть кабины, 6 — крышка багажника, 7 — боковой прицеп ВМЗ со снятыми капотами.
Завершив прорисовку, нужно вычертить плаз — внешние контуры шпангоутов в натуральную величину.
Для изготовления плаза в полной мере подойдет любой лист фанеры либо кроме того чертежная бумага, картон подходящего формата.
Плаз закрепляется на ровном полу либо щите из древесностружечной плиты; на протяжении внешнего контура одного из шпангоутов забиваются гвозди так, дабы снаружи оставалось около 60 мм. После этого из 4-мм фанеры нарезаются полосы шириной около 50 мм: из этих полос и набирается шпангоут, как это продемонстрировано на рисунке.
Полосы промазываются эпоксидным клеем и бережно выкладываются на протяжении линии, обозначенной забитыми в плаз гвоздями. Любая из очередных полос сперва временно фиксируется забиваемыми в щит долгими гвоздями, а после этого, по окончании выкладывания шпангоута нужной толщины, пакет из фанерных полос стягивается струбцинами.
Если вы станете делать кабину, подобную моей, вам пригодятся два таких шпангоута: как возможно видеть из картинок, они вместе с рамой основания составляют силовую базу каркаса. Кстати, рама основания кабины выклеивается равно как и шпангоуты. Форма ее обязана соответствовать контуру стыковочной площадки штатной коляски мотоцикла, исходя из этого плазовый чертеж направляться делать строго в соответствии с ее размерами.
Как и шпангоуты, рама выкладывается из полос 4-мм фанеры шириной 50 мм на эпоксидном связующем; суммарная толщина комплекта — 20…25 мм.
Стыковка рамы основания и двух главных шпангоутов осуществляется посредством фанерных деревянных вставок и косынок, как это продемонстрировано на картинках.
После этого устанавливаются стойки, образующие раму лобового стекла; на стойках, воображающих собой древесные рейки толщиной около 25 мм и шириной 40 мм, выбирается так называемая «четверть» — паз для установки лобового стекла. Подобно устанавливаются и задние стойки, образующие раму двери багажника, и, продольный (левый) стрингер крыши.
Сейчас каркас нужно установить на основание бокового прицепа и временно закрепить его болтами, применяя штатные отверстия крепления петель переднего и заднего капотов, и возможно затевать изготовление подъемного люка. Его каркас кроме этого планирует из фанерных полос, выкладываемых по месту (по шпангоутам дверного проема) и фиксируемых посредством маленьких гвоздей. Полосы предварительно промазываются эпоксидным клеем.
В местах изгибов используются предварительно нарезанные в виде буквы Г, и согнутые заготовки, для чего они замачивались в воде, перегибались около подходящего — по форме древесного бруска, закреплялись на нем гвоздиками и в таком положении высушивались. При выклейке стыки между полосами должны в обязательном порядке перекрываться соседними пластинами. Дабы заготовка каркаса люка оказалась монолитной, стяните ее струбцинами, применяя древесные бруски в качестве прокладок.
Дабы люк легко раскрывался и закрывался, перед выкладкой фанерных заготовок каркаса люка проложите по дверному проему прокладки из полиэтиленовой плёнки и картона. Последняя не разрешит заготовкам приклеиться к каркасу кабины.
Каркас пассажирской кабины:
1 — задняя стойка (правая и левая), 2 — продольный лонжерон (лишь слева), 3 — передняя стойка (правая и левая), 4, 5, 6, 11, 12, 13 — усиливающие косынки, 9 — главный задний шпангоут, 10 — основной переднийшпангоут.
Схема выклейки основания и шпангоутов кабины:
1 — плазовая доска, 2 — упоры (гвозди), 3 — фанерные полосы, 4 — фиксаторы (гвозди). А — подготовка стапеля, Б — фиксация фанерных полос.
По окончании отверждения смолы каркас обрабатывается рубанком, шкуркой и рашпилями, а после этого целый каркас (среди них и оконные проемы) обшивается фанерой либо оргалитом; вклеивается кроме этого перегородка между пассажирским и грузовым отсеками.
Дабы закрепить в кабине и люке Стекла (напомню — все они органические), сперва выпиливаются в проемах отверстия соответствующей формы (наряду с этим нужно оставлять буртик шириной не меньше 20 мм), по окончании чего оконные проемы обрабатываются шкуркой и напильниками.
Штатное лобовое стекло имеет достаточно сложную форму, исходя из этого сделать под него раму, всецело повторяющую его форму, не просто. Но и тут может выручить метод получения подробности сложной формы выклейкой ее из фанерных полос, заблаговременно вырезанных и подогнанных конкретно по лобовому стеклу.
Шепетильно обработав и вышкурив кабину — как снаружи, так и изнутри,— все внешние поверхности оклеиваются слоем стеклоткани на эпоксидной смоле, по окончании чего кабина еще раз вышкуривается снаружи, грунтуется и окрашивается в два-три перехода.
Дабы закрепить стекла, на отбортовки оконных проемов наклеиваются «Моментом» резиновые прокладки и каждое из стекол закрепляется гайками и винтами с применением пластиковых шайб со стороны стекла.
Напоследок кабина изнутри оклеивается поролоном либо пенопластом и обтягивается дерматином либо неестественной кожей. Рекомендую кроме этого позаботиться и о вентиляции кабины — возможно, к примеру, сделать отклоняемую шторку в верхней части входного люка.
В.
ИВАНЦОВ, инженер, г. Воронеж
Рандомные статьи:
Прицеп лимузин
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Занимаясь продолжительное время эксплуатацией и созданием веломобилей (был неоднократным призером всесоюзного велофестивапя в Шяуляе), я убедился в их…
-
Прочтя в «М-К» статью В. Седова «Прицеп для «Юпитера», я поразмыслил, что обмен опытом, техническими решениями и идеями стимулирует и существенно…
-
Около пятнадцати лет назад, в то время, когда у нас с женой еще была сильна «охота к перемене мест» и тяга к путешествиям, перед нами стоял достаточно…
-
На простом двухколесном велосипеде большое количество груза не повезешь, даже если он оборудован багажником. В это же время, такая необходимость у…