Я самодельщик с долгим стажем, строил и аэросани, и вездеходы. Но самая громадная моя страсть — лодки. Не обращая внимания на сегодняшние беспросветные житейские заботы, я еще нахожу время, дабы заниматься любимым делом.
Как мы знаем, выпускавшиеся раньше отечественной индустрией подвесные лодочные моторы (ПЛМ) были далеки от совершенства.
Довольно часто умельцам самим приходилось доводить их до ума: уменьшать массу, увеличивать мощность, делать более экономичными, надежными а также эстетичными.
Еще в начале 70-х годов я купил «Москву-30», но скоро модель сняли с производства из-за многих конструктивных недоработок.
Двигатель у мотора был по тем временам хорошей: достаточно замечательный, приемистый, но не сильный узлом являлся редуктор — его шестерни и подшипники не выдерживали нагрузок и выходили из строя.
Во второй половине 70-ых годов двадцатого века, устав от поисков ремонтов и запасных частей, я приделал к нему редуктор от «Вихря», и с ним мотор худо-бедно прослужил мне практически двадцать лет. Но пришло время опять поменять данный узел. На этот раз выбор пал на редуктор от «Привета-22» — более обтекаемый и с хорошими гидродинамическими чертями.
Реконструкцию я создавал дома, простыми инструментами.
Пологаю, что мой опыт и использованные конструктивные ответы понадобятся тем читателям издания «Моделист-конструктор», перед которыми может подняться подобная неприятность.
От отслужившего собственный срок мотора «Привет-22» я забрал дейдвуд и от него ножовкой по металлу отрезал нижнюю часть высотой 115 мм.
Данный размер подходит для «подвесника» моей самодельной лодки, дабы обеспечить нужную глубину погружения винта, исходя из этого желаю предотвратить тех, у кого лодки заводского изготовления: для них данный размер обязан составлять 75 мм. Наряду с этим высоту подробностей, проходящих через дейдвуд, нужно также соответственно уменьшить.
Отрезанная часть будет являться дейдвудом и переходником между нижней частью дейдвудной трубы «Москвы» и редуктором «Привета».
Потом из страницы мягкой «нержавейки» толщиной 1,8 мм вырезал две пластинки в форме прямоугольной трапеции высотой 43 мм с основаниями 205 и 190 мм. Пластины выгнул по форме обводов верхней обрезанной части дейдвуда, скрепил подробности лёгкими прихватками и струбцинами электродуговой сварки конкретно на дейдвуде, как на оправке, соединил торцы пластин, изготовив так необычный хомут.
После этого в один момент в стенках дейдвуда и пластинах хомута просверлил отверстия под заклепки в тех местах, где головки заклепок не будут мешать перемещению тяги переключения реверса и не повредят трубку водовода. Два передних отверстия — под заклепки диаметром 5 мм, остальные — диаметром 8 мм. Затем с опаской (чтобы не повредить алюминиевый дейдвуд), но надежно склепал подробности узла.
Добрая половина развертки пластины хомута
дейдвудная труба и Дейдвуд мотора «Привет-22»
Переходный фланец:
1 —отверстия для крепежных подробностей (винтов, шпильки); 2 -чопа размещения тяги реверса с наконечником; 3 — проем для тяги реверса и валопроводе; 4 — территория размещения валопроводе; 5 — отверстие для водоводной трубки; 6 — проем для выхлопных газов
Доработанный дейдвуд «Привета-22»:
1 — часть дейдвуда; 2 — хомут; 3 — переходный фланец; м 4 — заклепка (алюминий d5.
2 шт.); 5 — заклепки (алюминий d8, 3 шт.); 6 — лючок; 7 — выхлопные отверстия (d3…8, с двух сторон); 8 — основное выхлопное отверстие высотой 20 мм; 9 — заглушка ветхого выхлопного отверстия (нержавеющая сталь, лист s1); 10 — заклепка (алюминий d5, 6 шт.); 11 — антикавитационная плита
Доработка подробностей мотора, проходящих через дейдвуд: водоводной трубки (а); тяги реверса (б); валопровода (в); муфты валопровода (г); оправки для расширения муфты валопровода (д)
Доработка дейдвудной трубы мотора «Москва-30» (продемонстрированное штриховкой — убрать)
Редуктор мотора «Привет-22» в сборе с доработанным дейдвудом:
1 — корпус редуктора; 2 — шпилька с гайкой; 3 —тяга реверса; 4 — доработанный дейдвуд; 5 — вал винта
Подвесной лодочный мотор «Москва-30» с редукгором от «Привета-22»:
1,2 — дейдвуд и редуктор (от «Привета-22»); 3,4 — дейдвудная труба и двигатель (от «Москвы-30»); 5 — винты крепления; 6 — гребной винт (2-лопастный с шагом 360 мм, самодельный)
Следующим этапом стало изготовление переходного фланца из страницы «нержавейки» толщиной 5 мм. Сперва на плотном чистом листе бумаги сделал оттиск конкретно с нижней стыковочной плоскости дейдвудной трубы «Москвы-30».
После этого на данный оттиск снял отпечаток с верха дейдвуда «Привета». С опаской вырезал ножницами по очертаниям на странице все проёмы и внутренние отверстия, после этого бережно выкроил внешний контур. По этому бумажному шаблону из «нержавейки» изготовил фланец. На готовый фланец симметрично довольно его кромок установил «оверкилем» (вверх ногами) дейдвуд и приварил торцы хомута к плоскости фланца по периметру, за исключением мест под гайки, взяв так готовый стыковочный узел.
Потом с нижней плоскости антикавитационной плиты срезал козырек выхлопного отверстия (данный мелкий тормоз), а само отверстие закрыл пластиной из «нержавейки» миллиметровой толщины и заклепал. Кромки пластины зачистил наждачной шкуркой.
Сверху плиты отрезал «пятку» корпуса дейдвуда — его зауженную заднюю часть, проделав тем самым второе выхлопное отверстие высотой 20 мм.
По бокам от него в противоположных стенках дейдвуда просверлил еще по шесть радиальных отверстий диаметрами 3, 4, 5, 6, 7 и 8 мм. Выхлопные газы, вырываясь через эти отверстия, будут сдувать воду, уменьшая тем самым сопротивление подводной части мотора.
После этого перешел к доработке подробностей, проходящих через дейдвуд.
Долгую водоводную трубку выгнул «каблучком» по двум сопрягаемым радиусам: 490 и 190 мм. Нижний ее финиш заточил на конус, чуть выше припаял 2-мм бронзой бронзовую шайбу наружным диаметром 20 мм, а под шайбу установил для того чтобы же диаметра резиновую 2-мм прокладку толщиной 5 мм. Верх водозаборной трубки в дейдвуде развальцевал под конус водовода.
Тягу реверса с наконечником забрал от «Москвы», изогнул ее, как и водовод, по сопряженным, но меньшим радиусам и нарастил сваркой 6-мм непокрытым электродом до длины 270 мм. На финише стержня-электрода нарезал резьбу Мб.
Вертикальный вал (валопровод) мотора диаметром 15,5 мм выполнен из стали 4X13. Один его финиш со шлицами покинул без трансформации, а второй с квадратом размерами 10×10 мм отрезал, покинув длину вала равной 548 мм. На этом краю напильником снова сделал сечение квадратным со стороной 12 мм.
Не было возможности произвести поверхностное упрочнение на финише, но у меня был опыт эксплуатации «сырого» вала с квадратным сечением 10×10 мм. Таковой вал служил мне много лет и его провернуло только тогда, в то время, когда на громадных оборотах двигателя неожиданно заклинило редуктор. Чтобы соединить вал редуктора с переделанным финишем валопровода, мне было нужно подогнать и стандартную муфту. Одну ее половину нагрел в горне и расширил на предварительно изготовленной оправке сечением 12×12 мм.
Доработать было нужно и дейдвудную трубу мотора «Москва», правильнее, ее нижнюю внутреннюю часть. Во-первых, на глубину около 35 мм срезал прилив в первых рядах, поскольку он будет мешать финишу долгой шпильки с гайкой при соединении узлов. Во-вторых, убрал часть литой перемычки между противоположными стенками, которая не разрешала состыковать трубки водовода. Конструкция трубы от этого не ослабла, поскольку в нее еще достаточно утолщений и других приливов, снабжающих прочность и жёсткость.
Винт у моего комбинированного двигателя «Привет» — «Москва» двухлопастный, собственного изготовления.
И последнее. У серийного подвесного мотора «Москва-30» расстояние между опорной плоскостью навесных кронштейнов и антикавитационной плитой образовывает 436 мм. У моего данный размер оказался равным 440 мм.
Из положения вышел—под кронштейны на кромку транца полосу фанеры.
В.ПРОНИН, г. Краснослободск, Мордовия
Рандомные статьи:
Вика Воронина — Привет, Москва! (Official video)
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Все началось довольно давно, с одной из публикаций в издании Моделист-конструктор № 5 за 1981 год, подшивки которого мы храним и иногда просматриваем. В…
-
Наполненный ветром тугой парус… Данный извечный знак романтики никого не покинет равнодушным. И нет ничего необычного в том, что число энтузиастов…
-
Kyosho pitts special s-2c 40 bipe arf .40-.46,46
Как я выбирал Питтс? Мало истории В коробке Сборка Мотоустановка Совокупность управления Отделка Регулировка Летные особенности посадка и Взлёт Медленный…
-
«Торос-1»: и по суше, и по воде
Транспортные средства на воздушной подушке (ТСВП) стали широко распространены за границей и у нас. Сейчас громаднейшую популярность покупают легкие…