Проблема — океан!

Всемирный океан! Почти четыре пятых поверхности отечественной планеты покрыты водой. Неизменно переменчивая и подвижная, вода, как загадочное живое существо, тысячелетиями притягивала к себе людей. Издревле по водным дорогам человек преодолевал пространства, в воде добывал пищу, стремился пробраться в подводный мир и познать его.

Но для человека, не вооруженного особой подводной техникой, покорение океанских глубин оставалось лишь мечтой.

Только около столетия назад показались первые «серийные» подводные лодки. Но они предназначались только для военных действий. Ученые же имели возможность спускаться в глубины с научными целями лишь в специально для этого созданных аппаратах — батисферах, батискафах либо в тяжелых водолазных скафандрах.

А это далеко не совершенные устройства: батискафы очень сложны, тяжелы и дороги, водолазы же «привязаны» к борту судна, очень сильно ограничены в маневрировании и передвижении.

С изобретением легкого водолазного снаряжения путь к дну моря стал дешевее. Вооруженные масками и аквалангами, дыхательными трубками и ластами, Сейчас под воду устремились многие: спортсмены, исследователи, охотники, фотолюбители.

Тут речь заходит о приспособлениях, так сообщить, личного пользования. Они расширили возможности человека под водой, но не обеспечили его достаточной скоростью, минимумом нужного для исследовательских работ оборудования, дальностью плавания. Наконец, просто не защитили его от грозных морских хищников.

Для научных изучений, которые связаны с освоением океана, созданы и действуют особые технические средства, такие, к примеру, как подводные дома-лаборатории и водолазные комплексы.

на данный момент в мире насчитывается более чем 100 разновидностей подводных комплексов и аппаратов исследовательского назначения. Но большая часть из них имеет узкоцелевое назначение: аппараты приходится ставить «на прикол», в то время, когда предназначенные им задачи оказываются выполненными.

По какому же пути обязана пойти конструкторская идея, какой принцип обязан лечь в базу создания эргономичных, универсальных, рациональных аппаратов для подводных изучений?

Может показаться интересным, что ответ на данный вопрос в этом случае мы нашли не в лаборатории маститого ученого, не в КБ известного конструктора, а в одном молодежном коллективе знтузиастов-подводников.

Инициатор — комсомол

Воображаем: комсомольско-молодежная творческая несколько «Неприятность — океан». Организована в «недрах» СЭКБ — особого экспериментального конструкторского бюро промышленного рыболовства в Калининграде, действует как составная часть НТТМ, трудится под девизом «Пятилетке — ударный труд, поиск и мастерство молодых!». Вот, так сообщить, «визитка» этих ребят.

Небольшой до тех пор пока, но целеустремленной и боевой организации молодых инженеров и исследователей, одержимых идеей покорения океанских глубин.

Запрещено сказать о технике, которую тут пробуют создать, не поведав о людях, о сложившемся тут необычном творческом коллективе.

Инициатором его организации выступил комитет ВЛКСМ.

Идею горячо поддержали Октябрьский райком комсомола и его первый секретарь Владимир Крутиков. Во главе всего дела стали инженеры СЭКБ комсомольцы Александр Стецурин и Анатолий Тучинский.

Суть любого дела определяется в первую очередь его содержанием.

— Организуя творческую конструкторскую группу, мы имели в виду в первую очередь привлечь максимальное колличество усилий молодежи отечественного КБ к ответу проблем разработки промышленного рыболовства, — говорит Стецурин. — Ну и, само собой разумеется, создать по возможности максимально действенную совокупность участия в научно-техническом творчестве всех возрастных и опытных категорий Молодежи отечественной организации.

Первой и основной собственной задачей парни ставят изучение возможности применения особой подводной техники для потребностей промышленного рыболовства, ее строительство и проектирование.

И вести все это дело решили не замкнуто, локально, а, напротив, максимально применять умения и знания широкого круга экспертов, завлекать их внимание к проблеме. Тематика работы творческой группы СЭКБ не связана какими-либо твёрдыми условиями, ребятам предоставлена полная свобода при выборе как самих объектов конструирования и исследования, так и форм, направления поиска.

Проблема — океан!

Проект «сухого» аппарата независимого плавания.

— Нелепо рассчитывать на продуктивное творчество в науке либо технике, не зная того, что уже создано в области предпринимаемого изучения до нас, — говорит Анатолий Тучинский. — Мы, само собой разумеется, начали с изучения опыта создания подводных аппаратов в различных государствах. Стремились распознать и оценить существующие идеи, каковые смогут быть нужны при разработке новых аппаратов в отечественных условиях.

Рассчитываем сроки, в каковые возможно, на отечественный взор, реализовать ту либо иную идею «в количестве», с учетом ее технического уровня, правильнее, вероятных наряду с этим трудностей. Прикидываем, само собой разумеется, и затраты, стремимся, дабы они были мельче.

— Творческая несколько, ясно, не имеет собственных лабораторий, экспериментальных либо умелых установок, — говорит Александр Стецурин. — Но начальники СЭКБ создали нам все возможности вести разработки и проводить опробования в произвольных его подразделениях.

Это вследствие того что изучения группы «Неприятность — океан» рассматриваются как составная, хоть и внеплановая, часть труда всего коллектива. Участникам группы для работы по творческим темам выделяется кроме того намерено один сутки в неделю. Исходя из этого и график организации рабочего времени группы мы согласуем с начальниками отделов, утверждается он главным инженером.

Кто они, «акванавты»?

На какие конкретно стороны судьбы творческого коллектива делается упор в группе «Неприятность — океан»?

Претендовать на участие в ее работе может любой сотрудник КБ в возрасте до 30 лет. Но берут ко мне далеко не всех: основной критерий приема — большой опытный уровень молодого эксперта, требовательность к себе, постоянное пополнение знаний, участие в изобретательской и рационализаторской работе.

Авторское свидетельство на изобретение либо рацпредложение — собственного рода членский взнос на участие в работе группы.

У этих ребят в громадном почете НОТ, четко поставлена и научная информация В группе выделены «важные за установление контактов» со экспертами разных областей науки и техники, организующие, в то время, когда требуется, изучения и проектирование с их участием.

Небезынтересна организационная структура группы «Неприятность — океан».

Коллектив группы выбирает центр — собственный постоянный руководящий орган. Любой из участников центра возможно избран его главой. Количественный состав центра устанавливается в зависимости от состояния и конкретной обстановки дел в группе. Тут имеется и собственный печатный орган — информационный листок.

Целый коллектив КБ определит из него о делах творческой группы, о новинках науки и техники по собственному профилю, о находках и творческих поисках молодых.

Но возвратимся к практическим делам группы. В чем состоит научная концепция молодых исследователей?

Вот кратко ее сущность.

За один год человечество приобретает на данный момент от Мирового океана приблизительно 56 млн. т продуктов питания, что образовывает 0,3% его запасов. В неспециализированном-то мизерную часть, но… оказывается, над многими полезными породами морских животных и рыб уже нависла угроза полного истребления. Явное, хоть и вынужденное, уменьшение их вылова вынудило экспертов задуматься над проектами подводных хозяйств.

Проект «мокрого» аппарата независимого плавания.

Приводит к озабоченности и неизбежное сокращение запасов нужных ископаемых, нефти и газа на суше. Эта обстоятельство кроме этого заставляет ученых многих государств пристальней приглядываться к океану.

Значит, на повестку дня поднимается разработка и разведка подводных месторождений. И для этого в первую очередь необходимы особые технические средства — мобильные подводные аппараты. Эргономичные, экономичные, универсальные. Но просто ли сочетать в один момент хотя бы два таких качества, как экономичность и универсальность? Выясняется, вовсе нет! В большинстве случаев, первое условие пытается противоборствовать второму.

Вот самый тривиальный пример.

Зайдите хотя бы в простой радиомагазин. Обратите внимание на обычную бытовую радио- и телевизионную аппаратуру. Телерадиокомбаин постоянно стоит намного дороже легко телевизора либо радиоприемника того же класса.

Не говоря уже о громоздкости этих комбинированных устройств, далеко не всегда выдержанной эстетичности их оформления и т. п. И нечайно появляется вопрос: а лучшее ли это решение — комбайн-монолит?

Поиск стал причиной модулю

Разбирая опыт создания подводных аппаратов, парни из группы «Неприятность — океан» заключили, что может оказаться оптимальным путь модульного конструирования.

Суть этого понятия весьма несложен.

Создается не цельный монолитный аппарат-универсал, а отдельные узлы. Принцип тот же, что, скажем, в детском автомобильном конструкторе. База одна: шасси с кабиной.

Но, нацепляя на это шасси поочередно различные кузова, возможно собрать грузовик либо рефрижератор, самосвал либо автокран.

Располагая необычным «конструктором» для постройки подводных аппаратов, возможно было бы скоро собрать любой аппарат и для исполнения любых своеобразных подводных работ.

Совокупность узлов и деталей, объединенных неспециализированным функциональным назначением, принято именовать модулем.

Значит, применительно к «конструктору» для сборки подводных аппаратов обращение может идти, к примеру, о модуле экипажа, двигательно-движительном модуле, энергетическом модуле, каковые, со своей стороны, складываются из более небольших элементов — боксов.

Очевидное преимущество модульной конструкции — в возможности постоянного совершенствования подводных аппаратов, несложного и стремительного их ремонта методом замены изношенных либо устаревших модулей и боксов.

Одно это событие может свести к минимуму несложной аппаратов и тем самым сделать их самые рентабельными.

Проект «сухого» аппарата, буксируемого рыбацким траулером за тралом.

Несколько «Неприятность — океан» поставила целью разработку «конструктора» для подводных аппаратов континентального шельфа, другими словами прибрежной территории, глубина которой не превышает 200 м. Эта территория вызывает сейчас громадный интерес в первую очередь вследствие того что на ее относительно малых глубинах сосредоточена большинство биологических ресурсов океана, отысканы богатейшие запасы нефти, газа, множества нужных ископаемых.

Первенцем серии, проектируемой молодыми калининградцами, будет проницаемый (заполняющийся водой) аппарат-носитель.

На его борту люди смогут пребывать в легком водолазном снаряжении. Аппарат сможет трудиться в трех режимах: буксируемом, независимом и самоходном с подачей электроэнергии по кабелю.

Любопытно, что составлению технического задания на подводный аппарат, определению его тактико-технических черт предшествовало необычное изучение вопроса. Оно пребывало в синтезировании точек зрения ведущих экспертов разных отраслей науки и техники по данной теме.

Парни составили анкету и попросили ответить на ее вопросы ихтиологов и гидробиологов, океанографов-и инженеров судостроителей, рыбаков-людей и промысловиков многих вторых профессий. Из ответивших более чем одной трети — врача и кандидаты наук. Вот мнения некоторых из них.

Заведующий кафедрой океанографии и океанологии Калининградского национального университета врач технических наук, доктор наук М. М. Ермолаев: «Нужно безотлагательно спроектировать и изготовить экземпляр аппарата, предлагаемого группой «Неприятность — океан».

Основной конструктор Гипрорыбфлота А. Н. Дмитриев: «Начать строительство и проектирование подводного аппарата».

Заведующий кафедрой ихтиологии Калининградского технического университета В. Н. Скорняков: «Считаю создание для того чтобы аппарата весьма целесообразным».

Таких высказываний — большая часть. И они весьма похожи: людям различных профессий нужен легкий подводный аппарат-носитель. Мысль его в принципе не нова: еще в № 1 отечественного издания за 1968 год мы знакомили читателей с легкой подлодкой «мокрого» типа, созданной студентами Столичного авиационного университета.

Двухместная субмарина «Малютка» демонстрировалась в осеннюю пору 1967 года на ВДНХ. Известны и другие работы в этом направлении как у отечественных, так и у зарубежных энтузиастов подводного плавания.

Акваконструктор обретает форму

— Задача по большей части сводится к необходимости иметь серию подводных аппаратов, — говорит начальник группы Александр Стецурин. — Аппараты должны различаться по режиму работы (независимый, буксируемый либо самоходный — с едой от электрического кабеля), по типу («мокрый», «сухой»), функциями (узкоцелевой, многоцелевой). Также, нужно предусмотреть возможности развития серии (либо отдельного аппарата) в будущем в соответствии с требованиями промышленного рыболовства и связанных с ним областей науки.

Серию подводных аппаратов на базе отдельных модулей и боксов назвали акваконструктором. Условно возможно представить его в виде, изображенном на странице 4.

Под совокупностью обеспечения понимается база подводных аппаратов, средства и формы связи с ней, подъемные лебедки, устройства зарядки аккумуляторная батарей и источники тока, компрессоры и т. п. Платформа — носитель аппарата, его база, капсула — кабина для научного оборудования и размещения людей.

Как мы видим, варианты компоновки подводного аппарата из акваконструктора смогут быть самые разные. Различное, само собой разумеется, пригодится и время для их осуществления. Авторы проекта уверены в том, что на сборку некоторых из них потребуются только считанные часы. Один из предлагаемых ребятами дорог реализации идеи — создание базисного варианта подводного аппарата (к примеру, аппарата «мокрого» типа) с возможностью работы в трех режимах, уже упомянутых нами выше.

С развитием данной схемы в будущем, с учетом совершенствования базисного варианта.

Именно это направление и забрала себе за техническую программу творческая комсомольско-молодежная несколько «Неприятность—океан» в Калининграде. Первенец акваконструктора уже на стапелях. Парни спешат, сроки на постройку отведены сверхсжатые: к весне все должно быть готово к опробованиям.

И дело не только в том, что очистится от льда Балтийское море и возможно будет опробовать подводный аппарат в естественных, производственных условиях. Темпы диктуются второй обстоятельством: новая работа молодежного коллектива посвящена знаменательной дате в жизни комсомола — его XVII съезду. А это значит, что не успеть легко запрещено.

Так вычисляют начальник группы, член райкома комсомола Александр Стецурин, ее технический начальник комсомолец Анатолий Тучинский, вся молодежь Калининградского СЭКБ промрыболовства, чьи грезы, упрочнения и поиски объединила «Неприятность — океан».

— Важные парни, слов на ветер не бросают, — говорит о них первый секретарь областного комитета комсомола Михаил Климко. — Эти, коль взялись, обязательно сделают. Как и все комсомольцы, молодежь области, они превосходно сознают собственную роль в делах научного прогресса, могут соразмерять замыслы с возможностями.

Энтузиазма же им не занимать. Эти события вкупе с той весомой помощью, которую оказывает группе «Неприятность — океан» управление СЭКБ, создают надежный залог удач в научно-техническом творчестве комсомольско-молодежного коллектива.

И напоследок. Вряд ли кто из отечественных читателей, познакомившись с данной темой, идеей создания малых подводных аппаратов, останется к ней равнодушным. Из-за чего бы не поразмыслить над решением проблемы вместе с калининградцами?

Не предложить собственный, не поспорить? группа и Редакция «Неприятность—океан» ожидают ваших точек зрения, дорогие приятели! Предлагайте, возражайте, спорьте! Тема создания легких подводных аппаратов изданием не будет прекращена. Новые занимательные идеи по их постройке и созданию мы с радостью разместим в будущих номерах.

проблемы и Океан его освоения ожидают собственных энтузиастов. И не только океан. Прекрасно ли мы изучили глубины отечественных внешних и внутренних морей, рек и озёр?

Неизменно ли можем верно руководить судьбой подводного мира, водным режимом, знаем ли геологию дна? Эти и многие другие вопросы будут удачно разрешаться, в случае если в дело создания малого подводного транспорта включатся со всей присущей им энергией энтузиасты техники и технического творчества.

Рандомные статьи:

экологические проблемы (мусор, загрязнение океана)


Похожие статьи, которые вам понравятся: