на данный момент все чаще и чаще возможно встретить на улицах ребят, балансирующих на катящихся досках. Они не только с уверенностью обладают ими на спусках: самый поднаторевшие кроме того поднимаются в гору, легко выделывают сложные пируэты ка слаломных автострадах, не редкость, демонстрируют прямо-таки акробатические трюки. Популярный у молодежи боеприпас именуется скейтборд, занятие им — роллинг.
Перемещения стоящего на роликовой доске весьма схожи с теми, что совершает горнолыжник, проходя ворота на спуске, либо серфингист, в особенности при смене галса. Вправду, скейтборд и создавался как тренажер для горнолыжника, но скоро стал широко распространен как независимый спортивный боеприпас. Роллинг делается спортом: многие любители стали объединяться в секции при стадионах, разных спортклубах.
Согласно точки зрения заведующего лабораторией Всесоюзного НИИ физической культуры, профессора медициныВ. В. Матова, скейтборд развивает ловкость, скорость реакции, координацию перемещений.
До тех пор пока, к сожалению, промышленный выпуск скейтов ограничен и купить его в магазине тяжело. Но решение нашлось — изготовлять доски самостоятельно!
Предлагаем конструкцию, созданную инженером Ю. Зотовым и Н. Шершаковым. Оба они увлечены кроме этого и слаломом, исходя из этого спроектировали и зимний вариант боеприпаса — поставили его на лыжи.
Разглядывая схему скейтборда, кое-кто, разумеется, задастся вопросом: «Для чего огород городить? Не несложнее ли пристроить к доске по паре колес позади и спереди, да и дело с финишем, катайся себе на здоровье с горки». Правильно, для прямого спуска этого достаточно.
А вот исполнение разных поворотов, петель, замедлений и ускорений перемещения обусловливается уникальной конструкцией подвески колес. Колесные пары на боеприпасе имеют возможность смещаться — «качаться» поперек доски: их оси для этого устанавливаются с некоторым наклоном — в большинстве случаев под углом 25—15°.
Чем угол меньше, тем больше будет радиус поворота скейта, тем шире и плавнее дуги, каковые он обрисовывает при перемещении; напротив, кроме того маленький наклон доски вынудит боеприпас быстро изменять направление перемещения, в случае если угол близок к большому. Роль регулировочного устройства и в один момент амортизаторов тут делают резиновые шайбы. «Твёрдая» подвеска при затянутых шайбах лучше для начинающего спортсмена: она «исправит» многие его неточности в управлении. «Мягкая» нужна умелому мастеру — скейт станет чутко откликаться на мельчайшее его перемещение.
Р и с. 1. Конструктивная схема скейтборда:
1 — платформа, 2 — ребро жесткости платформы, 3 — тормозная шайба, 4 — колесная пара, 5 — амортизатор, 6 — подвеска, 7 — «клюв».
Рис. 2. Платформа (вид снизу):
1, 7 — стеклопластик, 2 — прорезь для переноски, 3 — ребро жесткости, 4 — кормовые бобышки подвески, 5 — тормозная резиновая накладка, 6 — фанера.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ СКЕЙТА начните с доски — опорной платформы. Рекомендуем сделать ее комбинированной: из фанеры, армированной стеклопластиком, с декоративным покрытием.
Предварительно желаемые контуры нанесите на страницу чертежной бумаги. Протяженность скейта 700 мм, ширина 150 мм. Наложите трафарет па лист фанеры толщиной 10—12 мм и выпилите заготовку, не стремясь особенно скруглять углы; после этого в тисках обработайте края рашпилем либо напильником с большой насечкой. В случае если платформа планирует из более узкой фанеры, «слои» лучше склеивать эпоксидным клеем, спрессовав небольшими шурупами либо гвоздями.
Декоративное покрытие изготовляют посредством матрицы из оргстекла; предварительно на нем засверливают «конусы» (сверлом d 3—5 мм) в шахматном порядке через 10—15 мм и покрывают эпоксидной смолой (эти материалы не адгезируют между собой) с отвердителем и подмешанным в нее красителем. В качестве последнего возможно применять, к примеру, масляные краски. По окончании частичной полимеризации слоя на него накладывают стеклоткань и хорошо прикатывают валиком.
Выдержав дни, бережно отделяют оказавшееся декоративное покрытие. Пользуясь той же эпоксидкой, приклейте его сверху платформы, а снизу — стеклоткань в один-два слоя.
На протяжении днища поставьте два ребра жесткости (из фанеры, древесных реек) высотой 40 мм и толщиной 4 мм, а между ними две пары бобышек (размером 20x40x40 мм) для крепления подвесок колес.
КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ. Ролик колеса вытачивается из дюралюминия, текстолита. Ось — железная, сложной конфигурации.
На ее финишах имеется резьба М8, а в средней части просверлены сквозные отверстия диаметром более 6,5 мм под болты, соединяющие колесные пары с подвеской. При сборке пар в ролик закладываются уплотнители из кожи либо микропористой резины толщиной 4 мм; они предохраняют подшипники от грязи и пыли. При напрессовке подшипников между ними закладывается распорная шайба толщиной 10,5 мм и наружным d 18 мм.
Перед концевыми гайками на ось надевают пружинные шайбы. Вся внутренняя полость ролика забивается консистентной смазкой типа «Литол».
В качестве шин применены кистевые эспандеры, имеющиеся в продаже в спортивных магазинах: резиновые кольца с наружным d 75 мм. Набор для скейта — 12 штук.
Они бывают разной жесткости: для обучения направляться ставить самые мягкие, скоростные боеприпасы требуют более твёрдых шин.
ПОДВЕСКА передних и задних колесных пар однообразная. Главные ее части: скобы, консоли и амортизаторы.
Заготовками первых двух помогают железные пластины толщиной 3 мм и шириной 40 мм.
Разметив подробности на странице (каждую в двух экземплярах), вырежьте их ножницами по металлу, сложите попарно и, зажав в тисках, обработайте по краям драчовым, позже личным напильником, зачистите от заусенцев, острые кромки затупите. После этого направляться сверловка отверстий под соединительные болты и крепёжные пинты.
В консоли имеется кроме этого круглое отверстие под ось амортизатора — сделайте два сверления рядом и пропилите напильником «перемычку» между ними. Согните заготовки, как продемонстрировано на рисунке 3.
Р и с. 3. их заготовки и Элементы подвески:
А — скоба, Б — консоль.
Р и с. 4. Колесная пара:
1 — шина-эспандер, 2 — ролик, 3 — уплотнитель, 4 — ось, 5 — распорная шайба, 6 — подшипник, 7 — пружинная шайба, 8 — гайка М8.
Р и с. 5. Подвеска колесной пары:
1 — болт крепления оси пары М8, 2 — ось пары, 3 — втулка — проставка, 4 — соединительный болт М8, 5 — платформа, 6 — скоба, 7 — бобышка, 8 — крепежный винт, 9 — шпилька амортизатора М8, 10 — тарельчатая шайба, 11 — резиновая втулка, 12 — консоль.
Амортизаторы складываются из резиновых втулок, каковые зажимаются между тарельчатыми шайбами; планируют они на шпильке М8 длиной 90 мм.
Втулки высотой 30 мм вырезаются из вакуумного шланга d 25—30 мм, а смогут быть наборными — ставится пара шайб из толстой резины (к примеру, из ветхих камер грузовиков).
При сборке подвески скобы и консоли соединяются болтами М8; колесные пары устанавливаются на болтах М6.
ТЕХНИКА КАТАНИЯ. Конструкция скейтборда такова, что доска машинально поворачивает в сторону наклона: чем он круче, тем меньше радиус поворота.
Так им и руководят.
Становитесь на платформу — на протяжении нее, ноги на ширине плеч, ступни над роликами. Попытайтесь надавить носками на край — ролики сблизятся, надавите пятками — разойдутся. Первое положение будет соответствовать повороту в сторону носков, второе — назад «за пояснице».
Держитесь вольно, не напрягайте ноги, колени легко согните, руки для равновесия расставьте в стороны. Голову немного поднимите: не смотрите на ноги и на доску, лучше повнимательнее смотрите за дорогой. На первых порах очень сильно не разгоняйтесь, старайтесь делать широкие плавные дуги. Поднявшись на горку, устанавливайте на ее верху скейт так, дабы спускаться не напрямик, а поперек склона. Будьте внимательны: одно неверное перемещение, и боеприпас мгновенно выскочит из-под ног.
Рис. 6. Управление скейтбордом:
а — начало перемещения, б — главная стойка, в — поворот за «пояснице», г — поворот «вперед», д — сход с доски.
Р и с. 7. Перемещение «змейкой».
При катании в обязательном порядке пользуйтесь защитным шлемом, и налокотниками и наколенниками. Их возможно сделать кз ветхих детских резиновых мячей, а изнутри выложить, к примеру, поролоном.
Но наряду с этим пожалейте не только себя, но и собственную доску. Дабы не расколоть ее при случайном ударе о непредвиденное препятствие, поставьте на носовую часть толстую резину — «клюв». Сделайте тормоз: под кормой прикрепите резиновую шайбу — при остановке, перенеся тяжесть тела назад, «обопритесь» ею о дорогу.
ПРАВИЛА Перемещения.Они необходимы для тех, кто рассчитывает заниматься роллингом без травм — собственных и чужих:
— категорически запрещается кататься по проезжей части улиц, на шоссе, пользоваться для этого пешеходными дорожками и тротуарами;
— выбирайте себе дорогу достаточной ширины с уклоном, соответствующим вашим навыкам;
— не через чур разгоняйтесь, осуществляйте контроль скорость, не сохраняйте надежду на собственную ловкость;
— проявляйте большую осторожность, в особенности на поворотах, катаясь на мокром от дождя асфальте либо в посыпанных песком местах;
— спрыгивайте со скейта лишь вперед.
ЗИМНИЙ РОЛЛИНГ. В случае если снег покрыл почву, не огорчайтесь: поставьте на скейтборд вместо роликов маленькие лыжи!
Это смогут быть отслужившие собственный век горные лыжи, беговые, детские: из них нужно сделать несколько роллинговых длиной по 400 мм, отпилив задники.
Выяснив их центр тяжести, прикрепите в этих местах скобы (изготовляются из железной полосы шириной 4 и толщиной 60 мм) под углом, соответствующим наклону подвески. К последней болтами М6 подсоединяется верхняя проушина скобы. Снизу на протяжении лыжи (не считая ее носка) посредине ставится уголок — киль — нз дюралюминия 20×20 мм на эпоксидном клее и шурупах, а сверху — ремни для ног шириной 20—30 мм.
Р и с. 8. Зимний вариант скейтборда:
1 — платформа, 2 — петля ремня, 3 — лыжа, 4 — киль лыжи, 5 — «зимняя» скоба подвески.
Зимний роллинг фактически не отличается от летнего катания. киль и Канты не разрешают лыжам соскальзывать со склона, а ремни позволяют увереннее держаться на скейте.
Ю.
ЗОТОВ, Н. ШЕРШАКОВ
Рандомные статьи:
Как сделать fs rock’n’roll на скейте (How to fs rock n roll on a skateboard)
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Надо ли говорить о том, что катание с гор на санках — одна из самых популярных народных забав — отличная форма активного отдыха зимой. Не…
-
Туристы, рыболовы-охотники да и просто любители отдыха на воде грезят иметь эргономичную, не тяжелую, транспортабельную лодку. Для данной цели, на мой…
-
…«Терем-теремок, кто в тереме живет?» — нечайно вырвалось у меня, в то время, когда я заметил на комфортной лесной опушке мелкий, страно красивый…
-
Снежный самокат «Конек-Горбунок» — усовершенствованные одноместные одноколейные сани с рулевым управлением для катания с гор по автострадам слалома либо…