На лыжах — в воздухе

В третьем номере отечественного издания за 1968 год было опубликовано описание конструкции змея-гибколета для воднолыжников, созданного пионером этого вида спорта в СССР — Александром Казеиновым. За прошлые годы энтузиасты технического творчества — ив первую очередь воднолыжники — изготовили много таких летательных аппаратов. Полеты на змее-гибколете за катером либо автомобилем для многих стали любимым видом активного отдыха.

Были осуществлены кроме этого успешные зимние полеты в горных условиях. Москвич М. Гохберг, мастер спорта по водным лыжам, зимний период 1973/74 года летал на змее, разгоняясь на лыжах с горных склонов в районе Терскола на Кавказе.

Сейчас мы познакомим отечественных читателей с гибколетом усовершенствованного типа, которым возможно пользоваться, стартуя не только с воды, но и со снега — на простых зимних лыжах, либо кроме того легко с разбега, в случае если разрешают условия местности (такие полеты практикуются в большинстве случаев в районе песчаных дюн).

Зарубежные спортсмены именуют гибколет «драконом».

Он взял весьма широкое распространение среди горнолыжников, каковые поднимаются на нем в атмосферу как самостоятельно, разогнавшись на спуске с ровного склона, имеющего крутизну порядка 15—20° (рис. 1), так и посредством лебедки либо вертолета.

Взлет обязан производиться строго против ветра, в другом случае управление гибколетом затрудняется и появляется опасность опрокидывания его в воздухе, Второе необходимое условие для исполнения полетов со склона — наличие открытой и достаточно просторной площадки у его основания, нужной для посадки.

Сравнительно не так давно в кинотеатрах нашей страны демонстрировался широкоэкранный цветной фильм называющиеся «Хеппенинг в белом».

В нем продемонстрированы полеты горнолыжников на буксируемых змеях над заснеженными вершинами Альп — зрелище незабываемое и совсем неординарное. К сожалению, авторы комментария не растолковали, как выполняются такие полеты, и в самом фильме старт «змеелетчиков» не продемонстрирован.

На лыжах — в воздухе

Рис.

1. Полет на «драконе» с разгоном на горных лыжах:

1 — разгон, угол атаки минимальный; 2 — взлет, угол атаки возрастает отклонением трапеции вперед; 3 — свободный полет, угол атаки значительно уменьшается до оптимального отклонением трапеции назад; 4 — посадка, угол атаки энергично возрастает отклонением трапеции вперед для смягчения удара ногами.

Рис. 2. Взлет посредством механической тяги:

1 — разгон, угол атаки минимальный; 2 — взлет, угол атаки возрастает отклонением трапеции вперед, при постоянстве тяги, в полете на буксире угол остается постоянным; 3 — полет на буксире вертолета.

У непосвященного зрителя создается чувство, что они летят самостоятельно. В действительности взлет и целый предстоящий полет совершается посредством вертолета на скорости 55—60 км/ч (рис.

2). Предусматривается возможность отцепки «дракона» от буксирного фала, по окончании чего лыжник может совершить вольный, планирующий полет и посадку в любом эргономичном для него месте. Кое-какие виртуозы ухитряются делать планирующие полеты со разворотами и спиралями, по окончании чего садятся совершенно верно в намеченном пункте на площадках очень ограниченных размеров.

Чем же отличается «дракон» от змея-гибколета конструкции А. Казеннова?

В первую очередь наличием эргономичного сиденья-люльки с привязными ремнями, благодаря чему змеелетчик совсем не утомляется (отметим, что при полете на змее А. Казеннова спортсмен висел на руках, что не только утомительно, но и страшно). Сиденье-люлька разрешает змеелетчику пара передвигаться вправо и влево, вперед и назад, что нужно для управления гибколетом. Ремни безопасности снабжены быстродействующими замками.

В отличие от змея-гибколета А. Казеннова «дракон» не имеет тросовой уздечки для крепления к буксирному фалу.

Ее заменяет замок, рычаг управления которым расположен на поперечине под рукой пилота. По принципу и форме действия он напоминает мотоциклетный рычаг тормоза (либо сцепления), устанавливаемый на руле.

Наличие замка дает змеелетчику громадную свободу действий, разрешая отцепиться от буксирующего агрегата в любую секунду — к примеру, при переходе к планирующему спуску либо при происхождении критической обстановке (сильная «болтанка», опасность столкновения и т. п.).

Рис. 3. Главные размеры каркаса, обшивки и конструкция швов

Рис. 4. Конструкция каркаса:

1 — передний узел крепления труб и тросов; 2 — боковые продольные трубы. 3 — мачта (высота 1000 мм); 4 — тендеры (винтовые стяжки) тросовой совокупности; 5 —задний верхний трос; б — центральная труба; 7— поперечная труба; 8 — задние нижние тросы; 9 — задний узел крепления тросов; 10 — верхний передний трос; 11—боковые тросы; 12 — трапеция (ширина 650 мм, высота 700 мм), буквой Б обозначено место крепления буксировочного замка; 13 — передние нижние тросы; 14 — соединение боковой и поперечной труб; 15 — заделка троса на коуш; 16 — узел крепления тросов к трапеции.

Буквой А продемонстрировано место подвески сиденья пилота.

Рис. 5. У злы и подробности каркаса:

А — передний узел крепления труб и тросов; Б — узел соединения боковой продольной поперечины и трубы; В — задний узел крепления тросов; Г — узел крепления мачты и центральной продольной трубы к поперечине; Д — буксировочный замок: 1 — рычаг отцепки, 2 — основание, 3 — кольцо буксировочного троса (либо фала), 4 — откидной палец; Е — подвесная совокупность пилота (доска — основание 600X120X20 мм, подвеска н ремень изготовляются из парашютной лямки).

Последняя изюминка «дракона» — пошив ткани и специальный раскрой, из которой изготовляется оболочка. Это сделано для большей безопасности полета: двойные швы создают как бы каркасную сетку, прекрасно сопротивляющуюся разрыву.

Каркас «дракона» планирует из дюралюминиевых труб марки Д-16, с толщиной стены не более 1,5 мм.

Схема каркаса изображена на рисунке 3, конструкция — на рисунке 4, подробности — на рисунке 5. Тросы, соединяющие конструкцию в единое целое, должны быть весьма шепетильно заплетены на коуши соответствующего диаметра. Протяженность тросов подбирается с таким расчетом, дабы при завёртывании тандеров и замыкании цепи наполовину они были легко натянуты (в полете, при наполнении обшивки воздухом, слабина нижних тросов выбирается машинально).

ГЛАВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НУЖНЫЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗМЕЯ-ГИБКОЛЕТА (Нумерация соответствует рисунку 4)

2, 6, 7 — дюралюминиевые трубы O 45X115 (всего 20 погонных метров, длину см. на рис. 3); 3, 12 — дюралюминиевые трубы O 30X2; 5, 8, 10, 11, 13 — металлический трос O 3 мм (всего 25 погонных метров); 4 — тандеры (винтовые стяжки) длиной 200 мм; 1, 9, 14, 16 — подробности из листовой нержавеющей стали толщиной 3—4 мм.

Ткань хлопчатобумажная (в зависимости от ширины) — около 35 погонных метров.

Рандомные статьи:

VLOG:Горный воздух,катаемся на лыжах с папой!!:))


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Лыжи и гусеница

    Мало истории. Мне 48 лет. Двадцать лет назад вместе с младшим братом выстроили снегоход «Идея-2» — материал о нём был размещён в «Моделисте-конструкторе»…

  • С крылом… на лыжах

    Парус — одно из старейших изобретений человечества, сыгравших воистину революционную роль в развитии мореплавания. Тысячелетия эксплуатации сделали…

  • На лыжах за парусом

    Желание прокатиться на лыжах «с ветерком» заставляет иногда изобретательных спортсменов выдумывать новые виды спорта: гонки на лыжах на буксире за…

  • «Победа» становится на лыжи

    Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Министерство связи СССР заказало конструкторскому бюро известного строителя вертолетов Н. И. Камова…