Сверхлегкие самолеты В.Дмитриева серии Х-14 еще недавно приводили к повышенному интересу как у любителей авиации, так и у специалистов, завлекая собственной оригинальностью. Они выставлялись на интернациональных авиасалонах, о них сообщалось в отечественной и зарубежной прессе. Проходила информация об этих аппаратах и в отечественном издании, действительно, маленькая.
Решив ликвидировать пробел, мы воспользовались письмами, где конструктор говорил о себе, о том, как пришел к идее создания таких самолетов.
С детства грезил я пойти по стопам собственного отца — в авиацию. Много раз пробовал поступить в разные авиационные училища либо аэроклуб Киргизии, но по не зависящим от меня обстоятельствам этого не случилось.
Тогда-то и решил самостоятельно делать самолеты и летать на них.
В ходе работы столкнулся со множеством неприятностей, среди них и с дефицитом знаний по особым дисциплинам, исходя из этого было нужно браться за книжки — обучаться строить и проводить опробования.
История создания моих самолетов долгая, а вдруг кратко, то выстроил около 30 летательных их модификаций и аппаратов. В большинстве собственном они не отличались высоким качеством, но кое-какие из них имели неповторимые характеристики.
Испытывать самолеты также необходимо было самому. Для этого создал учебно-тренировочный самолет, на котором и отрабатывал технику пилотирования.
Ввиду ограниченных денежных возможностей материалы собирал на авиасвалках, моторы брал от списанных спортивных мотоциклов.
Из-за этих горе-моторов более 20 раз выяснялся в воздухе без «тяги». А так как пилот я низкого класса, то было нужно строить самолеты с весьма хорошими взлетно-посадочными чертями. Исходя из этого на моих «Иксах» смогут летать люди кроме того со средним уровнем подготовки.
Примечательными изюминками моих летательных аппаратов являются их малые размеры, легкость и разборность. В большой степени содействовали этому «производственные площади», которыми я располагал. Так, крыло самолета Х-14d вольно укладывается в коробку длиной 1 м.
Самолет Х-14d:
1 — рулевая колонка, 2 — двигатель, 3 — верхние балки фермы, 4 — нижние балки фермы, 5 — элерон, 6 — интерцептор, 7 — закрылок, 8 — предкрылок, 9 — педали, 10 — подкос киля (сосна + стеклоткань), 11 — подкос консоли крыла (от самолета Як-12), 12 — кронштейн крепления носка стабилизатора (Д16Т, лист толщиной 1,5 мм), 13 — кронштейн соединительный (Д16Т, лист толщиной 1,5…2 мм), 14 — кронштейн крепления хвостового оперения (Д16Т, лист толщиной 3 мм), 15 — кницы передние (Д16Т, лист толщиной 2 мм), 16 — кницы задние (Д16Т, лист толщиной 2 мм), 17 — руль высоты, 18 — киль, 19 — руль направления, 20 — хвостовик руля направления, 21 —хвостовик руля высоты, 22 — двухсекционный стабилизатор, 23 — хвостовик закрылка, 24 — хвостовик элерона.
Тележка (сиденье условно не продемонстрировано):
1 — продольная балка рамы (30ХГСА, труба 35×2 мм), 2 — рычаг управления закрылками, 3 — штурвал (30ХГСА, труба 25×1 мм), 4 — подрамник двигателя (30ХГСА, трубы 14×1 мм), 5— подкос подрамника (30ХГСА, труба 25×1 мм), 6 — главное колесо, 7 — балка главной опоры шасси (30ХГСА, труба 30×2 мм), 8 — тяга (титан, труба 15×1 мм), 9 — задний подкос рамы (30ХГСА, труба 12х 1 мм), 10 — передний подкос рамы (30ХГСА, труба 8×1 мм), 11 — педаль, 12 — переднее колесо, 13 — нижняя балка фермы, 14 — наконечник (титан, лист толщиной 1,5…2 мм), 15 — подкос консоли крыла, 16 — ухо крепления подкоса (30ХГСА, лист толщиной 2 мм), 17 — заклепка (диаметром 3 мм), 18 — ухо тяги (30ХГСА, лист толщиной 2 мм), 19 — нижнее ухо рамы (30ХГСА, лист толщиной 2 мм), 20 — болты М8, 21 — наконечник балки шасси (30ХГСА, лист толщиной 2 мм), 22 — лонжероны крыла, 23 — наконечники крепления консоли крыла (30ХГСА, лист толщиной 2 мм), 24 — ухо крепления подкоса подрамника двигателя (30ХГСА, лист толщиной 2 мм), 25 — наконечник подкоса (30ХГСА, лист толщиной 2 мм).
Схема механизации крыла:
1 — предкрылок, 2 — направляющие ролики тросовой проводки, 3 — тросы управления закрылком, 4 — первая секция закрылка (жестко связана со второй), 5 — качалка закрылка, 6 — вторая секция закрылка, 7 — хвостовик закрылка, 8 — качалка хвостовика, 9 —тяга хвостовика, 10 — тросы управления предкрылком, 11 — качалка предкрылка, 12 — тяга предкрылка.
Для примера поведаю о конструкции как раз автомобили Х-14d. В ней воплощены практически все мои идеи.
Она, как и все прошлые, модульная и складывается из мототележки, консолей крыла и хвостового оперения.
База самолета — это тележка. Ее рама, складывающаяся из подрамника двигателя и продольной балки (установлен на стойках), сварена из тонкостенных хро-мансилевых труб 0 12…35 мм.
К ней крепятся: балки главных опор шасси и их подкосы, консоли крыла, узел передней поворотной опоры шасси, двигатель и штурвальная колонка.
Балки главных их подкосы и опор соединяются с рамой болтами и дополнительно фиксируются тягами. Колеса поставлены от лыжероллеров (200×60 мм), два из них — главные — оснащены дисковыми тормозами. Не смотря на то, что лучше подошли бы «дутики», вычисленные под нужную нагрузку.
При навеске консолей крыла их лонжероны стыкуются с подрамником двигателя, а после этого фиксируются подкосами.
Передняя часть самолета соединена с хвостовым оперением фермой, являющейся четыре балки из дюралюминиевых труб диаметром 30 мм и толщиной стены 1…1,5 мм. Задние финиши нижних балок крепятся между собой кницами, на каковые сверху устанавливается кронштейн навески хвостового оперения.
Передние финиши балок (верхних и нижних) имеют наконечники, для стыковки с узлами навески на корневых нервюрах крыла и подкосах тележки. Верхние балки соединяются с нижними попарно также кницами.
Крепление хвостового оперения осуществляется в собранном виде посредством трех узлов, расположенных в нижней части задней стены киля и на носках плоскостей стабилизвтора.
Занимаясь много лет улучшением устойчивости на малых скоростях и взлетно-посадочных черт собственных самолетов, заключил, что крыло нужно делать обратной стреловидности и прекрасно механизированным. В случае если Вас интересует какое количество стоит аренда частного самолета, просматривайте.
Базой силового комплекта крыла являются два двутавровых лонжерона со стенками из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм и полочками из сосновых реек сечением 18×12 мм в корневой части, сечением 18×18 мм — в месте крепления подкоса и сечением 18×6 мм — в концевой части. Носок консоли зашит стекло-текстолитовым страницей толщиной 0,25 мм. Остальные поверхности (среди них и хвостового оперения) покрыты капроновой тканью, на которую для натяжки нанесен эмалит.
Относительная толщина профиля крыла — 14%.
Передняя кромка крыла оснащена предкрылком, занимающим 1 м ее длины и 15% САХ (средней аэродинамической хорды). закрылок и Предкрылок соединены между собой через качалки двумя тросами, каковые снабжают их синхронный выпуск и уборку.
Трехщелевой закрылок (34% САХ) отклоняется вниз на 60°, а его хвостовик — на 22° 30′.
Двухщелевой элерон (35% САХ) отклоняется вверх на 23°, а вниз —на 16° (его хвостовик на 16° и 11° соответственно). Он связан с интерцептором, что по окончании поднятия элерона на угол более 10° раскрывается вверх на 45°.
Стабилизатор хвостового оперения выполнен по адаптивной схеме, в соответствии с которой при отклонении двухщелевого руля высоты вверх на 35° и вниз на 23° (хвостовик — на 17° и 11° соответственно) происходит прогиб и средней части стабилизатора на 6…9°, что ведет к трансформации конфигурации угла атаки и самого профиля. Такая схема разрешает, к примеру, пилоту скоро восстанавливать режим горизонтального полета при неизбежном «клевке» самолета в момент выпуска механизации крыла.
Совокупность управления элементами и рулями механизации фактически однообразная — до корневых нервюр она тросовая (диаметр металлических тросов — 1,8…2,0 мм), по окончании них — твёрдая, складывающаяся из качалок и тяг (Д16Т, лист толщиной 1,5…3,0 мм).
Непременно, недочётов хватает, но, забрав за базу конструкцию этого аппарата, возможно строить самолеты целевого назначения.
В.ДМИТРИЕВ, г. Михайловка, Волгоградская обл.
Рандомные статьи:
РАБОТАЮ ПИЛОТОМ!! — GTA 5 РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (ГТА 5 МОДЫ)
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Надо ли говорить о том, что катание с гор на санках — одна из самых популярных народных забав — отличная форма активного отдыха зимой. Не…
-
С юных лет увлекался техникой и, как большая часть мальчишек, грезил быть летчиком. Но, как и многие, по многим причинам им не стал, а купил…
-
Начинка радиоуправляемой модели самолёта
Аппаратура радиоуправления Приемник Сервомеханизмы аккумуляторная батареи Регулятор хода в электролётах Силовая установка Двигатель внутреннего сгорания…
-
Возможно ли в наши дни самостоятельно выстроить самолёт? Тверские авиаторы-любители Евгений Игнатьев, Юрий Гулаков и Александр Абрамов ответили на данный…