Санное «трио»

Отечественный издание неоднократно писал о читательских разработках двигателей для разных самоделок — машин, аэросаней, автомобилей на воздушной подушке а также для летательных аппаратов, делаемых с ходе технического творчества. Эти поиски энтузиастов преследуют по большей части, одну цель — создание относительно легких по весу моторов, мощность которых заполнила бы имеющийся пробел в последовательности двигателей промышленного выпуска и разрешила бы добиться у самоделок удовлетворительных ходовых качеств.

Диапазон мощности, достигаемой любительскими конструкциями, лежит в пределах от 20 до 160 л. с.

Любой самодеятельный конструктор, приступая к созданию двигателя из имеющихся готовых узлов, решает в большинстве случаев частные, конкретные задачи, каковые, в большинстве случаев, сводятся к следующим..

Создать двигатель нужной для строящейся автомобили мощности и с мельчайшим удельным весом (другими словами весом на 1 л. с. взятой мощности); с минимальными габаритами либо эргономичным, для. данной автомобили размещением его конструкции агрегатов и элементов двигателя; с максимальным применением готовых агрегатов и деталей от двигателей, производимых индустрией и имеющихся в продаже. С последней задачей сталкиваются чаще всего, поскольку изготовление деталей двигателей дома, конечно же, весьма затруднительно.

Многие любители технического творчества при ответе этих конструкторских «головоломок» отыскивают достаточно уникальные ходы. К примеру, вот эта, не совсем простая моторная установка для аэросаней-амфибии, сделанная читателем Валерием Пленкиным из поселка Ленинское Кировской области.

Сперва были выстроены аэросани-амфибия с мотоциклетным двигателем М-72 мощностью 22 л. с. Но на опробованиях, при достаточно громадном собственном весе конструкции и двух пассажирах, машина не продемонстрировала удовлетворительных качеств. Скорость ее была мелка, проходимость ограничена, двигатель трудился на пределе и скоро перегревался.

Тогда-то и пришла эта мысль: взять громадную мощность моторной установки, соединив в один агрегат три мотоциклетных двигателя «ИЖ-Плакета» и вынудив их совместно крутить один воздушный винт.

И вот работа закончена. Неспециализированный вес агрегата если сравнивать с двигателем М-72 вырос всего на 10—11 кг, но мощность возросла более чем в два раза и достигла практически 50 л. с.

Двигатели «ИЖ-Планета» были использованы полностью, но без коробок перемены передач.

самая сложной задачей выяснилось выполнить соединение двигателей. Это необходимо было осуществить так, дабы погасить резонанс, что неизбежно появлялся при работе (так как двигатели «страиваются» без твёрдого, согласованного соединения и трудятся независимо друг от друга).

Санное «трио»

Схема установки трех двигателей ИЖ:

1 — вертикальные стойки моторамы; 2 — кронштейны Г-образной формы, несущие на себе двигатели; 3 — упругие элементы подвески; 4 — приводные клиновые ремни; 3 — ведущие шкивы на моторах; 6 — ведомый шкив на валу винта.

Любой двигатель был установлен ка собственный подрамник, выполненный из трубы дугообразной формы, к которому мотор крепился через имеющиеся для этого в картере отверстия в трех точках.

Подрамники соединяются между собой через резиновые амортизационные подушки и прикрепляются к неспециализированной моторкой раме з четырех точках: две вверху и две внизу.

Привод на вал воздушного винта, расположенный над двигателями, осуществлен клиновидными ремнями. На валу для этого установлен на шпонке дюралюминиевый шкив, имеющий три проточные профилированные канавки.

От каждого двигателя (со шкива, посаженного на хвостовик коленчатого вала) передача на шкив вала воздушного винта выполнена клиновидным ремнем, входящим в собственную канавку без перекосов. Для этого двигатели в продольном направлении имеют маленькое смещение. Натяжение ремней обеспечивается установкой запасных роликов.

Вал воздушного винта размещен в железном корпусе и покоится на двух радиально-упорных роликовых подшипниках N° 7205. Они трудятся в масле, запиваемом в корпус через особую пробку. Для предотвращения вытекания масла за подшипниками установлены сальниковые резиновые манжеты.

На внешнем финише вала винта на особой втулке, посаженной на шпонке на конусный хвостовик, размещен воздушный винт. Он имеет O 1,6 А м.

На каждом двигателе установлен карбюратор типа К-36И. Воздушное пространство к ним подается через впускные патрубки, сваренные из листовой стали. Входными отверстиями они развернуты в сторону перемещения. Это разрешает за счет напора встречного воздуха пара расширить наполнение цилиндров горючей смесью.

Карбюраторы отрегулированы на одинаковый состав и синхронную работу топливовоздушной смеси. Управление ими производится через распределительную коробку.

Запас горючего на аэросанях размещается в двух баках: главном — внизу, в корпусе автомобили, и дополнительном, закрепленном над двигателями. Подача горючего обеспечена автомобильным диафрагменным насосом, трудящимся от эксцентрикового вала.

Совокупность зажигания на двух двигателях претерпела изменение — на них установлены магнето. На одном покинута ветхая схема с генератором. Электрооборудование выполнено по мотоциклетной схеме, с применением реле и аккумулятора. Установленная на аэросанях мотоциклетная фара снабжает освещение пути при перемещении автомобили ночью.

Запуск двигателей осуществляется от одного, «пускового», крайнего, двигателя, на котором шкив имеет добавочную канавку под заводной шнур.

Запуск выполняется в таковой последовательности.

Сперва натяжной ролик клиновидного ремня «пускового» двигателя переводится в нерабочее положение. Наряду с этим ремень ослабевает и шкив имеет возможность вольно проворачиваться.

На него наматывается заводной шнур, и сильным рывком осуществляется запуск этого двигателя. В то время, когда мотор достаточно прогреется, у двух остальных двигателей открывают декомпрессоры, а натяжной ролик ремня «пускового» двигателя переводится в рабочее положение. Ремень начинает проворачивать вал винта, а через него — два предназначенных к пуску мотора. Последовательно отключая декомпрессоры, запускают остальные двигатели.

Все три начинают трудиться на один воздушный винт.

Как продемонстрировала эксплуатация данной моторной установки, она снабжает бесперебойную работу как на малых, так и на громадных оборотах; имеет хорошую приемистость и в полной мере достаточную для данной автомобили мощность.

При неспециализированном весе аэросаней-амфибии около 200 кг скорость перемещения ее по целинному снегу достигает 50 км/ч.

В.

ПЛЕНКИН, пос. Ленинское Кировской области

ЧЕЧЕНСКИЙ ЮМОР Забаре сценка «Подарок для шефа» 2017 трио чеченского юмора