Если вы живёте не через чур на большом растоянии от водоёма, сделайте по отечественным чертежам швертбот, и вы испытаете все прелести плавания под парусом. А вдруг данный старейший движитель не через чур привлечёт вас, корпус швертбота возможно применять как базу маленькой мотолодки либо гребного тузика. Из материалов для него потребуются всего лишь два страницы фанеры и сосновые рейки.
Затевать работу над корпусом направляться с постройки стапеля. Заготовьте два древесных бруска сечением 50×100 мм и длиной 2880 мм, расположите их параллельно друг другу на расстоянии 300 мм и скрепите тремя-четырьмя поперечинами. Сейчас возможно приступать к изготовлению поперечного комплекта. Он складывается из трёх шпангоутов — носового, мидель-транцевой доски и шпангоута.
Любой из них нужно вычертить в натуральную величину на странице фанеры и, пользуясь этим страницей как плазом, собрать шпангоуты из сосновых досок толщиной около 20 мм. Соединение отдельных элементов — вполдерева, на водостойком клее и шурупах.
Сборка корпуса. Установите шпангоуты на стапеле. Укрепить их оптимальнеешурупами.
То, что в следствии в корпусе окажутся «лишние» отверстия, не должно тревожить вас — потом их возможно заделать древесными пробками на клею.
Прорежьте пазы под килевой брус и временно прикрепите его одним шурупом к мидель-шпангоуту. Потом, последовательно подгибая килевой брус, состыкуйте его с носовым транцем и шпангоутом.
По окончании подгонки временный крепёж извлекается и брус совсем ставится на собственное место. Наряду с этим употребляются эпоксидный клей и шурупы с потайной головкой.
Сейчас направляться прорезать пазы в шпангоутах под остальные подробности продольного комплекта. установки реек и Последовательность подгонки та же, что и для килевого бруса.
По окончании окончательной их вклейки в шпангоуты отмалкуйте внешние грани продольного и поперечного комплекта. Найдя, что линейка прилегает к комплекту не всецело, прострогайте рейки рубанком и зачистите рашпилем.
Корпус швертбота:
1 — угловая кница (фанера s8); 2 — носовая банка; 3,4 — степс мачты (фанера); 5 — мачта; 6 — навесной шверц (фанера либо сосновая доска 18×200); 7 — рамка банки (сосна 18×45); 8 — сиденье банки (фанера s8); 9 — полоз киля (дубовая рейка s18); 10 — киль; 11 — кормовая банка; 12 — рулевое перо (фанера s10); 13 — петли навески рулевого пера; 14 — накладки (фанера s8); 15 — упор; 16 — румпель (дубовая рейка 1875, L1200); 17 — уключина; 18 — вставка (дуб); 19 — косынка (фанера s8); 20 — накладки шверца (фанера s8); 21 — поперечина для крепления шверцов; 22 — опора мачты; 23 — внешний стрингер (сосна 18×45); 24 — обшивка переднего транца(фанера s5); 25 — рамка переднего транца (сосна s18); 26 — рамка мидель-шпангоута (сосна s18); 27 — болты М6; 28 — килевой брус (сосна 18×90); 29 — киль (дубовая рейка); 30 — обшивка дна (фанера s6); 31 — заделка стыка (стеклопластик); 32 — угловой стрингер (сосна 18×30); 33 — обшивка борта (фанера s4…6); 34 — привальный брус (полукруглая дубовая рейка); 35 — внутренний стрингер (сосна 18×45); 36 — опора банки (фанера s6); 37 — сиденье (фанера s8); 38 — опора сиденья (фанера s8); 39 — рамка транца (сосна s18); 40 — накладка (фанера s8); 41 — обшивка транца (фанера s6…8)
Схема раскроя страниц обшивки:
1 — дне; 2, 5 — обшивка бортов; 3 — обшивка транца; 4 — обшивка носа; 6 — остаток фанеры для книц, косынок, накладок
Установка шпангоутов на стапель:
1 — поперечины; 2 — продольные брусья стапеля; 3 — шпангоут переднего транца; 4 — мидель-шпангоут; 5 — транец
Обшивку корпуса оптимальнеезатевать с днища. Лист фанеры прихватывается струбцинами и очерчивается карандашом по контуру с припуском.
По окончании обрезки и предварительной подгонки обшивка фиксируется посредством шурупов и эпоксидного клея. Шурупы оптимальнееприменять латунные либо металлические оцинкованные. По окончании отверждения клея кромки обшивки обработайте рубанком.
Совершенно верно так же обшиваются борта. Завершив эту работу, корпус возможно снять со стапеля и приступить к врезке внутренних стрингеров, являющихся усилением и окантовкой верхней части борта. Наряду с этим нужно шепетильно вычислить их длину или воспользоваться способом последовательных приближений (перефразируя известную пословицу — семь раз отрежь!).
Между внутренними стрингерами и наружными вклеиваются распорки толщиной 20 мм с шагом 300 мм. Две распорки должны быть усилены — они будут употребляться как основания для уключин.
Стыки между транцем и бортами и между носовым шпангоутом и бортами укрепляются угловыми кницами, выпиленными из фанеры толщиной 6 — 8 мм и закреплёнными на корпусе внакладку клеем и шурупами.
Шверцы вырезаются из сосновых досок или из фанеры толщиной 15 -18 мм. Их поперечное сечение напоминает двояковыпуклый симметричный профиль самолётного крыла. В верхней части шверцов с обеих сторон каждого нужно наклеить фанерные (толщиной 8 мм) накладки.
Рулевое перо парусника — из десятимиллиметровой фанеры; румпель, шарнирно соединённый с пером, — из дубового бруска.
Заделка бортов:
1 — распорка (сосна 20x45x50); 2 — внешний стрингер; 3 — внутренний стрингер; 4 — привальный брус; 5 — обшивка; 6 — шуруп
Поперечина для установки шверцов:
1 — гайка-«барашек»; 2, 6 — шайбы; 3 — шайба-накладка (приклеить эпоксидным клеем); 4 — шверц; 5 — шпилька М12; 7 — болт М6 с гайкой; 8 — пластина (сталь, лист s3, 90х125); 9 — поперечина (дуб либо бук 20×90); 10 — болт М6 с гайкой
Установка поперечины на корпус:
1 — поперечина; 2 — внутренний стрингер; 3 — накладка (фанера s8, 55х100); 4 — болт М6; 5 — борт; 6 — прокладка (дерево)
Поперечина — опора мачты:
1 — мачта; 2 — накладка (фанера s8, 175×175); 3 — поперечина (сосна 20×90); 4 — внутренний стрингер; 5 — накладка (фанера s8, 55×150); 6 — болт М6; 7 — обшивка борта; 8 — прокладка (дерево)
По окончании этих работ возможно приступать к отделке корпуса. Предпочтительнее оклеить его снаружи стеклотканью на эпоксидном клее, но возможно и просто прошпаклевать, загрунтовать и окрасить в желаемый цвет. Рулевое перо, шверцы и банки направляться пропитать тёплой олифой и отлакировать.
Парусное оружие швертбота -латинское, площадью 4,5 м2. Мачта закрепляется на расстоянии 760 мм от носа (шверцы наряду с этим находятся на удалении 1220 мм от носа). Для центра центра и определения парусности бокового сопротивления возможно воспользоваться следующими методами.
Для треугольного паруса (каким, фактически, и есть латинский) его центр определяется как точка пересечения медиан — линий, дробящих сторону, противоположную соответствующему углу, пополам.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Центр бокового сопротивления корпуса швертбота несложнее всего отыскать умелым путём. Для этого в предполагаемом (сугубо ориентировочно!) центре бокового сопротивления к борту привязывается верёвка, и лодку боком тянут по воде.
В случае если наряду с этим положение её изменяется, то предполагаемый центр выбран неправильно и точку привязки направляться поменять, получая, дабы швертбот передвигался строго боком. Наряду с этим место прикрепления верёвки и будет подлинным центром бокового сопротивления.
Геометрический метод нахождения ЦП
Практический метод нахождения ЦБС:
1 — точка привязки верёвки выбрана сзади ЦБС; 2 — точка привязки в первых рядах ЦБС; 3 — точка привязки сходится с ЦБС
Взаиморасположение центра парусности (ЦП) и центра бокового сопротивления (ЦБС) швертбота:
1 — парус; 2 — корпус; 3 — шверц (штрихпунктирной линией продемонстрирован метод трансформации ЦБС поворотом шверцов)
Парусное оружие швертбота:
1 — гафель; 2 — косынка фалового угла паруса с люверсом; 3 — карман гафеля; 4 — косынка галсового угла с люверсом; 5 — гик; 6 — мачта; 7 — карман гика; 8 — косынка шкотового угла с люверсом
При установке мачты и шверцов нужно добиться, дабы центр парусности размешался на 100 — 150 мм ближе к носу, чем центр бокового сопротивления.
Высота мачты — 3200 мм. Диаметр её около основания — 60 мм, в верхней же части — 40 мм. гик и Гафель паруса — из алюминиевых труб диаметром 30 — 40 мм и длиной 3000 мм. В полной мере возможно сделать их и из сосновых брусков соответствующей длины. гик и Гафель соединяются с парусом карманами, пришитыми к главному полотнищу.
Маленькая площадь паруса разрешает обойтись без сложной совокупности блоков. Вам потребуется всего один блок, закреплённый посредством вертлюга на килевом брусе, и два-три метра растительного либо капронового каната (для гика-шкота).
И. СЕРГЕЕВ
Рандомные статьи:
Швертбот на волге2
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Два листа фанеры — и швертбот!
Если вы живете не через чур на большом растоянии от водоема, сделайте по отечественным чертежам швертбот, и вы испытаете все прелести плавания под…
-
Вы желаете сделать парусник? Тогда точно вас заинтересует швертбот упрощенной конструкции, рассчитанный на домашнюю разработку изготовления. Очевидно,…
-
По своим мореходным качествам это судёнышко больше всего подходит для плаваний по внутренним водоёмам, а маленькая масса корпуса разрешает доставлять его…
-
Бытует вывод, что занятие парусным спортом — это удел людей с громадным достатком. Непременно, применительно к крейсерским яхтам и гоночным швертботам…