На «морских санях» по озеру

Бытует вывод, что занятие парусным спортом — это удел людей с громадным достатком. Непременно, применительно к крейсерским яхтам и гоночным швертботам это в значительной мере справедливо. Но и от маленькой самодельной яхточки возможно взять никак не меньшее наслаждение, чем от солидного каютного парусника, тем более что обойдется она вам намного дешевле.

В отечественной сегодняшней публикации мы знакомим читателей с конструкцией несложного швертбота нетрадиционной конструкции — с корпусом типа «морские сани», парусом как у виндсерфера и двумя навесными шверцами.

Выбор типа корпуса был обусловлен хорошими его мореходными особенностями, малым волнообразованием и высоким боковым сопротивлением, снабжающим минимальный дрейф суденышка на острых направлениях.

Выбор паруса — аэродинамическими качествами за счет отсутствия использования мачт и классического гика-кармана обтекаемой формы. А использование навесных шверцов — рвением взять твёрдую конструкцию корпуса, лишенного ненадежного в эксплуатации шверт-колодца.

Корпус суденышка — хороший для швертботов для того чтобы водоизмещения с обводами типа «шарпи»: с поперечным комплектом из реек сечением 50×20 мм и обшивкой из водостойкой фанеры толщиной 4 мм.

Все шпангоуты собираются на фанерных кницах посредством эпоксидного клея и усиливаются самодельными заклепками — отрезками алюминиевой трубки диаметром 5 мм с толщиной стены 0,5 мм, расклепываемыми посредством особого бойка и помощи. Сборка каркаса производится в положении «вверх килем», для чего боковые рейки шпангоута выполняются с технологическим припуском по высоте, что разрешает устанавливать их на монтажном основании (древесностружечной плите, щите из толстых досок либо кроме того ровном полу) в соответствии с теоретическим чертежом корпуса.

На основании предварительно вычерчиваются главные линии плановой проекции — оси шпангоутов и плоскость симметрии, устанавливаемых посредством отвеса, разрешающего осуществлять контроль их вертикальное положение. Временная фиксация шпангоутов производится посредством обрезков реек, диагонально закрепляемых на их боковых сторонах.

На «морских санях» по озеру

Швертбот типа «бермудский кэт» с корпусом «морские сани»:

1 — рулевое устройство; 2 — оттяжка шкотового угла паруса; 3 — корпус; 4,9 — утки; 5 — гика-шкот; 6 — шверц; 7,11 — винтовые талрепы стоячего такелажа; 8 — мачта (выклейка из сосны); 10 — путенс; 12 — оттяжка галсового угла паруса; 13 — штаг (металлической трос O4); 14 — гичок-уишбон; 15 — ванта (металлической трос O4); 16 — грот; 17 — оковка

Теоретический чертеж корпуса швертбота

(А — бок, Б — полуширота, В — корпус, Г — аксонометрическое изображение)

На шпангоутах размечаются и прорезаются пазы под элементы продольного комплекта, прикрепляемые посредством эпоксидного клея и цинкованных шурупов.

По окончании полимеризации клея каркас малкуется посредством рубанка, рашпиля и наклеенной на фанерную пластину крупнозернистой шкурки, наряду с этим контроль внешних стрингеров и поверхностей шпангоутов производится посредством эластичной рейки, прикладываемой в один момент к нескольким шпангоутам.

Для обшивки каркаса из фанерных страниц вырезаются заготовки (предварительно имеет суть сделать из картона выкройки, подогнав их по соответствующим местам каркаса).

Состыковывать заготовки направляться «на ус» посредством эпоксидной смолы, причем протяженность стыка должна быть не меньше 50 мм. Обшивка каркаса ведется посредством эпоксидного клея и цинкованных шурупов.

По окончании отверждения клея корпус переворачивается, у шпангоутов отрезаются технологические припуски, по окончании чего по уже освоенной технологии обшивается палуба.

Так, корпус вчерне можно считать готовым, не смотря на то, что предстоят еще отделочные операции — вышкуривание и зашпаклевывание (последнюю операцию лучше делать смесью на базе эпоксидного клея и талька), оклейка при необходимости одним-двумя слоями стеклоткани, покрытие корпуса и финишное шлифование изнутри и снаружи водостойким лаком (к примеру, паркетным, с кислотным отвердителем). Последняя окраска — двумя-тремя слоями автоэмали.

В завершение кокпит окантовывается дубовыми рейками-комингсами, ребро на протяжении привального бруса оконтуривается кроме этого дубовым буртиком, на палубе устанавливаются брызгоотбойники, а на скулах шурупами закрепляются дюралюминиевые полосы толщиной 4 мм.

И последнее. В транце, на уровне дна просверливаются два отверстия для слива воды — их диаметр должен быть таким, дабы они имели возможность заглушаться пластиковой пробкой (к примеру, от бутылки шампанского).

Мачта швертбота сосновая, клееная, она представляет собой усеченный конус с основаниями диаметром 50 и 35 мм. Готовая мачта шепетильно вышкуривается и покрывается несколькими слоями паркетного лака. На паруснике мачта закрепляется посредством стоячего такелажа — пары вант, штага (сделанных из металлического троса диаметром 4 мм) и винтовых талрепов.

В верхней части мачты закрепляется резьбовой стержень, на что при установке мачты надевается металлическая оковка с тремя ушками под заделку вант и штага. В нижней части мачты имеется шпор — металлической стержень, на котором мачта может поворачиваться в опоре-степсе.

Парус швертбота, как уже упоминалось, сделан по примеру виндсерферного.

Изготовление его направляться начать с выкройки — начертить ее возможно на ровном полу либо кроме того на асфальтированной площадке. В первую очередь посредством рулетки размечается главной треугольник — на рисунке паруса он обозначен буквами АВС. После этого откладываются величины серпов по передней, задней и нижней шкаторинам, и через эти точки проводятся плавные кривые.

Несложное лекало для их вычерчивания возможно взять из долгой рейки, которую направляться изогнуть и стянуть ее финиши шнуром-тетивой наподобие лука.

Сечения корпуса по шпангоутам швертбота:

1 — буртик (дуб, рейка 25×25); 2 — обшивка палубы (фанера s4); 3 — палубный стрингер (сосна, рейка 15×40); 4 — комингс (дуб, дощечка 10×80); 5 — бимс (сосна, рейка 20×60); 6 — кницы (фанера s5); 7 — бортовой стрингер (сосна, рейка 15×30); 8 — скуловой стрингер (сосна, рейка 20×40); 9 — обшивка дна (фанера s4); 10 — фальшкиль (сосна, рейка 30×30); 11 — днищевый стрингер (сосна, рейка 15×40); 12 — днищевая часть шпангоута (сосна, рейка 20×60); 13 — обшивка борта (фанера s4); 14 — трубчатая заклепка (алюминий, труба 5×0,5); 15 — подкос (две рейки 15×40); 16 — боковая часть шпангоута (сосна, рейка 20×60)

Поверх чертежа-выкройки раскладываются полотнища ткани, как это нарисовано на рисунке паруса.

Выкройка запланирована на полотнища шириной 1020 мм ( при применении ткани второй ширины это событие направляться учитывать при раскраивании). Обратите внимание, что линия первого шва проводится из галсового (нижнего переднего) угла паруса, а разметка остальных швов производится параллельно первому с шагом, соответствующим ширине имеющейся ткани. Разложенные на выкройке полотнища скрепляются булавками, а после этого сострачиваются двойным швом типа «зигзаг».

Затем заготовка паруса обрезается по задней, передней и нижней шкаторинам, и на нее нашиваются карманы для лат — упругих пластиковых либо древесных пластин, поддерживающих серпы задней и нижней шкаторин. Потом в галсовом и шкотовом углах (с двух сторон) пристрачиваются треугольники-боуты, вырезанные из более толстой, чем у паруса, ткани.

Задняя и нижняя шкаторины паруса заделываются посредством синтетической ленты шириной около 30 мм.

В случае если такой не найдется, возможно два раза подвернуть ткань паруса и застрочить заделку двойным швом (но для этого необходимо не забыть при обрезке заготовки паруса покинуть припуск шириной около 30 мм).

Для лаг подойдут подходящие по размерам плоские древесные либо пластиковые школьные линейки толщиной 2 — 3 мм.

Швертбот с парусом для того чтобы типа, как уже упоминалось, вместо хорошего гика имеет гичок-уишбон, выгнутый из дюралюминиевой трубы диаметром 22 мм с толщиной стены 2 мм.

В его передней части установлен хомут для крепления уишбона на мачте — согнутая в виде буквы «U» металлическая шпилька с резьбой М8 на финишах, на криволинейную часть которой натянута резиновая трубка. В задней части — стяжной болт с гайкой-барашком и пара трубчатых стопоров. Последние предназначены для фиксации штерта, пропущенного через люверс в шкотовом углу паруса и предназначенного для набивки паруса.

Парус управляется посредством гика-шкота, складывающегося из уздечки, закрепленной на уишбоне, уравнивающего блока и фактически шкота, пропущенного через блок, закрепленный на фальшкиле посредством вертлюга.

Шверцы вырезаются из 12-мм фанеры Передняя часть каждого скруглена, а задняя срезана на клин. По окончании зашпаклевывания и шлифовки шверцы трижды покрываются водостойким лаком и автоэмалью.

Отверстие шарнира улучшается дюралюминиевой шайбами-втулкой и дюралюминиевыми накладками (отрезком трубы).

Ось шверцов представляет собой дюралюминиевую трубу с закрепленными в ней металлическими валиками — на их выступающие части и навешиваются эти элементы парусника. Крепление шверцов на оси — парой гаек с резьбой М 12×1,5. Фиксация шверцов как в поднятом, так и в опущеном положении осуществляется посредством шверц-талей — капроновых штертиков, закрепляемых на утках.

Рулевое устройство складывается из баллерной коробки, на которой шарнирно закреплены рулевое перо и румпель. Румпель представляет собой дубовую рейку переменного сечения. Баллерная коробка собирается на заклепках из пары дюралюминиевых щек и объединяющего их швеллера. Дополнительно щеки стягиваются четырьмя гайками и болтами, пропущенными через щеки и установленные между ними распорные втулки.

Рулевое перо — из 12-мм фанеры, профиль его сделан таким же, как у шверца. Через баллерную коробку пропущен штерт, закрепленный на рулевом пере, — с его помощью перо возможно поднять при подходе яхты к небольшому месту.

Дабы верно настроить яхту, необходимо, по возможности, совместить на одной вертикальной линии центр бокового сопротивления и центр парусности Последний выяснить достаточно легко — он лежит на пересечении медиан (медиана — линия, соединяющая середину и вершину угла противолежащей стороны) треугольника АВС на рисунке паруса. Ну а центр бокового сопротивления лучше выяснить умелым методом, для чего нужно корпус с опущенными шверцами медлительно буксировать боком посредством закрепленного в его диаметральной плоскости финиша.

При совпадении точки крепления буксира с центром бокового сопротивления корпус будет перемещаться плоскопараллельно, ну а в любой другой ситуации он сразу же начнет разворачиваться. Остается лишь посредством нескольких проб отыскать ту единственную точку на диаметральной плоскости — и это будет центр бокового сопротивления. Кстати, его возможно в некоей степени «перемещать», поднимая либо опуская шверцы.

Выяснив искомую точку, направляться отложить от нее вперед отысканное ранее расстояние от центра парусности до мачты: так будет отыскано оптимальное положение мачты на корпусе швертбота.

Напоследок необходимо заметить, что швертбот, относящийся к классу «бермудский кэт», несложно перевоплотить в «бермудский шлюп», вооружив еще одним парусом — стакселем. Наряду с этим аэродинамическое уровень качества совокупности из двух парусов возрастет, соответственно возрастет и скорость.

Пара советов по эксплуатации парусника. Для обеспечения непотопляемости затопленногосуденышка в форпик (переднюю подпалубную часть) нужно заложить воздушные емкости — к примеру, накачанные автомобильные камеры. Выходя на воду, помните надевать спасательный жилет.

Не стремитесь не смотря ни на что откренить швертбот при сильном шквале — лучше привести парусник к ветру и растравить гика-шкот. На громадных водоемах постоянно старайтесь пребывать в виду берега — заболтавшись с пассажиром, возможно весьма не так долго осталось ждать утратить привычные ориентиры.

И в завершение: в любом парусном походе — попутного вам ветра и семь футов под килем.

И.

МНЕВНИК

Рандомные статьи:

мотолодка морские сани фокса


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Швертбот на домашней верфи

    Если вы живёте не через чур на большом растоянии от водоёма, сделайте по отечественным чертежам швертбот, и вы испытаете все прелести плавания под…

  • Сани-труженики

    Копенгаген, 1934 год. Интернациональная авиационная выставка. Среди автомобилей для освоения Севера привлекли особенное внимание аэросани ОСГА-6. Удобные…

  • Эх, сани — едут сами

    Пожалуй, в воспоминаниях каждого взрослого детские зимние забавы в обязательном порядке связываются с санками. И возможно с уверенностью заявить, что в…

  • Сани — вперед!

    В собственном письме в редакцию обитатель поселка Благовещенка Республики Алтай В.Н. Ермаков именует себя постоянным и преданным читателем отечественного…