Вы желаете сделать парусник? Тогда точно вас заинтересует швертбот упрощенной конструкции, рассчитанный на домашнюю разработку изготовления. Очевидно, при сохранении хороших гидродинамических обводов корпуса и хороших ходовых качеств.
Очень привлекательной многим покажется лодка с обшивкой из непромокаемой ткани.
Но мягкая обшивка для швертбота вряд ли подойдет — возможности маневра у парусника ограничены, и каждая щепка может стать обстоятельством аварии. К тому же нагрузки ка корпус парусника более велики, что ведет к утяжелению каркаса — так как мягкая обшивка фактически не увеличивает его жесткость. Не обращая внимания на это, в обтяжке каркаса тканью имеется рациональное начало, которое в полной мере возможно развить, сделав по примеру разборной байдарки твёрдый неразборный корпус с мембранной обшивкой.
Каркас швертбота — древесный, облегченного типа. Он складывается из трех наборных шпангоутов, киля и четырех стрингеров. Мидель-шпангоут — усиленный, потому, что к нему крепится мачта, и шверцы.
Каркас швертбота.
Мачта — из дюралюминиевой трубы либо поворотная, древесная.
Парусное оружие — латинское. Площадь паруса около 3,2 м2.
Шверцы фанерные, закрепленные шарнирно в дюралюминиевой трубе, заклеенной в мидель-шпангоуте.
Работа по сборке корпуса начинается с изготовления трех шпангоутов — для них потребуются сосковые рейки сечением 20X50 мм, и фанера толщиной около 3 мм. Сборка производится на плазе — странице фанеры с нанесенными на нем контурами теоретических шпангоутов.
Любой из элементов шпангоута подгоняется к соответствующей линии теоретического чертежа и соседней рейке и временно фиксируется гвоздями. По окончании подгонки всех подробностей поверх шпангоута накладывается лист фанеры и на гвоздях с клеем (лучше эпоксидным) закрепляется на рейках. Потом заготовка шпангоута отделяется от плаза, переворачивается, и иначе места стыков усиливаются фанерными косынками — кроме этого посредством клея и гвоздей.
Так же планирует и транцевая доска, но она имеет двухстороннюю фанерную обшивку.
Сборка каркаса производится на ровном полу. Предварительна на кем вычерчивается линия диаметральной плоскости, расположение форштевня, транцевой доски и шпангоутов.
Потом ка полу временно закрепляются шпангоуты, форштевень и транцевая доска, а после этого к этим элементам поперечного комплекта крепятся эпоксидным клеем и шурупами другие элементы и киль продольного комплекта. По окончании отверждения клея каркас выравнивается рубанком, шкуркой и рашпилем. Острые его кромки скругляются, неровности и впадины заделываются шпаклевкой из древесных опилок к эпоксидной смолы.
Следующий этап работы — получение обшивки.
Сперва каркас втугую обтягивается стеклотканью — сделать это возможно посредством эпоксидного клея и небольших гвоздей.
Натянутая обшивка пропитывается эпоксидной смолой. Первый слой возможно наносить посредством пульверизатора, разбавив предварительно густую эпоксидку ацетоном.
Наряду с этим в обязательном порядке пользуйтесь респиратором либо противогазом, трудиться нужно ка открытом воздухе. Последующие два-три слоя смолы наносятся кистью — в этом случае разводить смолу ацетоном не нужно.
Полученная обшивка не хватает твёрдая и прочная, исходя из этого ее нужно усилить — оклеить изнутри пенопластом (строительным либо упаковочным).
Его нарезают на пластины толщиной около 10 мм раскаленной электрическим током нихромовой проволокой, натянутой над древесностружечной плитой ка двух фарфоровых изоляторах. Напряжение подбирается посредством ЛАТРа. При оклейке дна не старайтесь применить пластины громадной площади, лучше заблаговременно нарезать их на полосы шириной около 100 мм — такие эргономичнее подгонять к элементам и днищу комплекта корпуса.
Прижимают пенопластовые полосы полиэтиленовыми мешками, в каковые насыпан сухой речной песок.
По окончании оклейки внутренней поверхности корпуса пенопластом его поверхность выравнивается, шпаклюется составом из эпоксидки и древесных опилок и оклеивается изнутри одним-двумя слоями стеклоткани.
К верхней части мидель-шпангоута пришнуровывается, а после этого и совсем прикрепляется посредством эпоксидной шпаклевки из древесных опилок дюралюминиевая труба O 22—30 мм — в ней будут закрепляться боковые шверцы.
Прогулочно-туристический швертбот «Эврика»:
1 — корпус, 2 — винтовой талреп, 3 — штаг (металлическая проволока O 3 мм), 4 — мачта (дюралюминиевая труба 50X2 либо переклейка из древесины), 5 — ванты (металлическая проволока ОВС O 3 мм), 6 — оковка мачты, 7 — латинский парус площадью 3,2 м2, 8 — блок гика-шкотов, 9 — гика-шкоты, 10 — подъемный румпель, 11 — рулевое перо, 12 — шверц, 13 — оттяжка, 14 — ось под шверцы (труба с внутренним диаметром 18 мм).
Шпангоуты.
Схема формирования обшивки корпуса:
1 — стеклотканевая обшивка, 2 — пенопластовое заполнение, 3, 6 — элементы продольного комплекта, 4 — внутренняя стеклотканевая обшивка, 5 — шпангоут.
Боковой шверц в сборе:
1 — шверц (фанера толщиной 12 мм, оклеенная стеклотканью на эпоксидной смоле), 2 — гайки, 3 — дюралюминиевая шпилька.
Рулевое устройство швертбота:
1 — румпель (бук, дуб сечением 30X30 мм), 2 — шарнир румпеля (болт с самоконтрящей гайкой), 3 — баллерная коробка (дюралюминиевые пластины толщиной 2,5 мм), 4 — рулевое перо (фанера толщиной 12 мм, оклеенная стеклотканью на эпоксидной смоле), 5 — петли навески (шпилька М6).
Латинский парус швертбота:
1 — передняя оковка (две дюралюминиевые пластины толщиной 3—4 мм), 2 — реек (переклей из древесины, диаметр у основания 60 мм, у вершины — 40 мм, протяженность 3600 мм), 3 — гик (переклей из древесины, O 50 мм, протяженность — 2600 мм), 4 — парус.
Геометрическая схема построения паруса.
Палуба швертбота — из фанеры либо оргалита, не смотря на то, что и ееможно сделать так же, как обшивку корпуса.
Отличие только в том, что по окончании обтяжки палубы стеклотканью приклеивать пенопласт и вторую оболочку «сандвича» направляться не изнутри корпуса, а снаружи. Это, действительно, потребует белее тщательного выравнивания пенопласта на палубе перед окончательной приформовкой к ней стеклоткани.
Изнутри, на киле корпуса, вблизи мидель-шпангоута устанавливается стакан степса мачты, а заподлицо с палубой — хомут из металлической полосы толщиной 3 мм: они образуют две опоры поворотной мачты.
Шверцы выпилены из 12-мм фанеры. Им придана удобо-обтекаемая форма, напоминающая в сечении двояковыпуклый летный крыльевой профиль. Любой из шверцов оклеен стеклотканью и по окончании вышкуривания загрунтован и покрыт яркой краской. Осью поворота шверца помогает дюралюминиевая шпилька с резьбой на одном из финишей. Шверц в ней закрепляется между двумя гайками. Фиксация шверцов в трубе — посредством капронового шкертика, которым он крепится к утке.
Рулевое перо из 12-мм фанеры.
Так же как и шверц, в сечении оно представляет собой удобообтекаемый профиль. И совершенно верно так же завершающими операциями по его изготовлению являются оклейка стеклотканью, вышкуривание, окраска и грунтовка яркой эмалью. К транцу перо крепится посредством смонтированных на первом петель-кронштейнов. Они являются односторонние резьбовые металлические шпильки, согнутые в виде буквы Г и закрепленные на транцевой доске шайбами и гайками.
Из таких же шпилек согнуты и ответные части петель, напоминающие по форме булавки с колечками. В рулевом пере они закрепляются в высверленных в нем отверстиях ка эпоксидном клее.
Румпель — из дубовой либо буковой рейки. С баллером соединять его оптимальнеешарнирно.
Это сделает управление парусником более эргономичным.
Реек и гик латинского паруса — неравновеликие. Протяженность рейки — 3600 мм, протяженность гика — 2600 мм. Они смогут быть древесными, выструганными из прямослойной древесины, или трубчатыми, дюралюминиевыми — к примеру, из прыжковых шестов. Спереди реек и гик объединяются дюралюминиевой накладкой, снабжающей шарнирное соединение этих элементов рангоута.
Реек и гик связаны с мачтой капроновыми шкертиками, каковые оборачиваются «восьмерками» около этих элементов рангоута. Фиксация паруса по высоте — за счет пропускания крепежного шкертика через отверстие в мачте.
С рейком и гиком парус соединяется посредством «карманов», выкроенных из более плотной, чем у самого паруса, ткани. Размещение полотнищ паруса начинается от галсового его угла так, дабы линия первого шва составляла прямой угол с задней шкаториной.
Все углы паруса усиливаются матерчатыми накладками-боутами. Для паруса более всего подойдет ткань типа «болонья» либо подушечный тик. Годится и палаточная ткань.
В первые выходы на воду настройте швертбот. Главное — совместить центры бокового сопротивления и парусности. Рассогласованность возможно подметить сходу: парусник при нейтральном положении руля будет или приводиться (идти круче к ветру), или уваливаться (идти полнее к ветру). Дабы уравновесить швертбот, нужно либо перемещать (вперед, назад) парус относительно мачты, либо отклонять (вперед, назад) шверцы.
Прекрасно настроенный парусник имеет маленькую тенденцию идти круче к ветру; это оказывает помощь при шквалах либо в аварийных обстановках переводить швертбот в положении левентик — носом к ветру.
Пара пожеланий начинающим яхтсменам:
1. В то время, когда налетает шквал, не ждите, пока вода хлынет в кокпит, вовремя растравливайте гика-шкоты и соответственно парус!
2. В то время, когда яхта идет курсом фордевинд (ветер — позади), старайтесь избегать перекидки паруса с борта на борт — это угрожает опрокидыванием либо поломкой мачты. Выбирайте курс так, дабы ветер дул не совершенно верно в транец, а мало сбоку.
3. Избегайте поворотов фордевинд, в то время, когда линию ветра пересекает корма парусника — в этом случае кроме этого происходит перекидка паруса со всеми вытекающими из этого последствиями. Лучше выполнять повороты оверштаг, в то время, когда линию ветра пересекает шнобель парусника.
Наряду с этим парус наполняется неспешно, без рывков.
4. Выходя кроме того в самое непродолжительное плавание, помните надевать спасательный жилет!
В.
ЕВСТРАТОВ, яхтенный капитан
Рандомные статьи:
ШВЕРТБОТ из ФАНЕРЫ
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
«Эврика» — это швертбот упрощённой конструкции, рассчитанный на домашнюю разработку изготовления. Корпус швертбота — древесный, облегчённый, с обшивкой…
-
Если вы живёте не через чур на большом растоянии от водоёма, сделайте по отечественным чертежам швертбот, и вы испытаете все прелести плавания под…
-
Два листа фанеры — и швертбот!
Если вы живете не через чур на большом растоянии от водоема, сделайте по отечественным чертежам швертбот, и вы испытаете все прелести плавания под…
-
По своим мореходным качествам это судёнышко больше всего подходит для плаваний по внутренним водоёмам, а маленькая масса корпуса разрешает доставлять его…