Швертбот для туриста

«Эврика» — это швертбот упрощённой конструкции, рассчитанный на домашнюю разработку изготовления. Корпус швертбота — древесный, облегчённый, с обшивкой мембранного типа. Он складывается из трёх наборных шпангоутов, киля и четырёх стрингеров. Мидель-шпангоут — усиленный, потому, что к нему крепятся мачта и шверцы. Мачта — из дюралюминиевой трубы либо древесная, поворотная.

Парус — латинский, с гротом площадью около 3,2 м2. Фанерные шверцы шарнирно закреплены в дюралюминиевой трубе, заклеенной в мидель-шпангоуте.

Для шпангоутов потребуются сосновые рейки сечением 50×20 мм и 3-мм фанера. Сборка шпангоутов производится на странице фанеры с нанесёнными на нём контурами теоретических шпангоутов. По окончании обоюдной подгонки всех подробностей поверх них накладывается лист фанеры и прикрепляется к заготовке шпангоута гвоздями с эпоксидным клеем.

Иначе места стыков усиливаются фанерными косынками. Транцевая доска имеет двухстороннюю фанерную обшивку.

Сборка каркаса производится на ровном полу — на нём временно фиксируются шпангоуты, форштевень и транцевая доска, а после этого к ним эпоксидным клеем и шурупами крепятся киль, другие элементы и стрингеры продольного комплекта. По окончании отверждения клея каркас выравнивается рубанком, шкуркой и рашпилем.

Следующий этап работы — получение обшивки. Для этого каркас посредством небольших гвоздей втугую обтягивается стеклотканью, по окончании чего обшивка пропитывается разбавленной ацетоном эпоксидной смолой. Наряду с этим в обязательном порядке пользуйтесь респиратором либо противогазом, трудиться нужно на открытом воздухе. Для двух-трёх слоев смола не разбавляется.

Полученная обшивка изнутри оклеивается пенопластом (строительным либо упаковочным). Предварительно его нарезают на пластины толщиной 10 мм и шириной 100 мм раскалённой нихромовой проволокой, натянутой над плитой из ДСП на двух фарфоровых изоляторах. Прижимать пенопласт к обшивке оптимальнееполиэтиленовыми пакетами с сухим речным песком.

По окончании оклейки поверхность пенопласта выравнивается, шпаклюется составом из древесных опилок и эпоксидной смолы и оклеивается изнутри одним-двумя слоями стеклоткани.

Швертбот для туриста

Прогулочно-туристический швертбот «Эврика»:

1 — корпус; 2 — винтовой талреп; 3 — штаг (сталь, проволока O3); 4 — мачта (дюралюминий, труба 50×2 либо переклейка из древесины); 5 — ванты (сталь, проволока ОВС O3); 6 — оковка мачты; 7 — грот (площадь 3,2 м2); 8 — блок гика-шкотов; 9 — гика-шкоты; 10 — румпель; 11 — рулевое перо; 12 — шверц (2 шт.); 13 — оттяжка; 14 — ось шверцов (сталь, труба O22x2)

Каркас швертбота

Шпангоуты

В верхней части мидель-шпангоута посредством эпоксидной шпаклёвки и капронового шнура из древесныхопилок прикрепляется дюралюминиевая труба диаметром 22 мм — в ней будут закрепляться боковые шверцы. Палуба швертбота — из фанеры либо оргалита.

Шверцы и рулевое перо выпиливаются из 12-мм фанеры, оклеиваются стеклотканью и по окончании вышкуривания грунтуются и окрашиваются яркой нитроэмалью.

Осью поворота шверца помогает дюралюминиевая шпилька с резьбой на одном из финишей.

Шверц в ней закрепляется между двумя гайками. Фиксация шверцов в трубе — посредством капронового штерта, которым он крепится к утке.

Рулевое перо закреплено на транце посредством петель-кронштейнов — односторонних резьбовых шпилек, согнутых в виде буквы Г и закреплённых на транцевой доске гайками с шайбами. Из таких же шпилек согнуты и ответные части петель, напоминающие по форме булавки с колечками. В рулевом пере они закрепляются в высверленных отверстиях на эпоксидном клее.

Румпель — из дубовой либо буковой рейки, шарнирно соединённой с баллером.

Изнутри, на киле корпуса, вблизи мидель-шпангоута устанавливается стакан степса мачты, а заподлицо с палубой — хомут из металлической полосы толщиной 3 мм: они образуют две опоры поворотной мачты.

Реёк и гик латинского паруса выстругиваются из прямослойной древесины и объединяются спереди дюралюминиевой накладкой, снабжающей их шарнирное соединение.

Обшивка корпуса:

1 — стеклотканевая обшивка; 2 — заполнение (пенопласт); 3, 6 — элементы продольного комплекта; 4 — стеклотканевая внутренняя обшивка; 5 — шпангоут

Рулевое устройство швертбота:

1 — румпель (бук либо дуб, брусок 30×30); 2 — шарнир румпеля (болт с самоконтрящей гайкой); 3 — баллерная коробка (дюралюминий, s2,5); 4 — рулевое перо (фанера s12, оклеенная стеклотканью на эпоксидной смоле); 5 — петли навески (шпилька М6)

Боковой шверц в сборе:

1 — шверц (фанера s 12, оклеенная стеклотканью на эпоксидной смоле); 2 — гайки; 3 — шпилька (дюралюминий)

Реёк и гик закрепляются на мачте капроновыми штертами, каковые оборачиваются «восьмёрками» около этих элементов рангоута. Фиксация паруса по высоте — за счёт пропускания крепёжного штерта через отверстие в мачте.

Для паруса оптимальнееподойдёт ткань типа «болонья» либо подушечный тик. Годится и палаточная ткань. С рей-ком и гиком парус соединяется посредством «карманов», выкроенных из более плотной, чем у самого паруса, ткани.

Все углы паруса усиливаются матерчатыми накладками-боутами.

В первые выходы на воду настройте швертбот. Главное — совместить центры бокового сопротивления и парусности.

Рассогласованность возможно подметить сходу: парусник при нейтральном положении руля будет или приводиться (идти круче к ветру), или уваливаться (идти полнее к ветру). Дабы уравновесить швертбот, нужно либо перемещать (вперёд-назад) парус относительно мачты, либо отклонять (вперёд-назад) шверцы. Прекрасно настроенный парусник имеет маленькую тенденцию идти круче к ветру; это оказывает помощь при шквалах либо в аварийных обстановках переводить швертбот в положение левентик — носом к ветру.

И.СЕРГЕЕВ

Рандомные статьи:

Яхтинг на озере Лосвидо


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Строим швертбот

    Вы желаете сделать парусник? Тогда точно вас заинтересует швертбот упрощенной конструкции, рассчитанный на домашнюю разработку изготовления. Очевидно,…

  • Швертбот на домашней верфи

    Если вы живёте не через чур на большом растоянии от водоёма, сделайте по отечественным чертежам швертбот, и вы испытаете все прелести плавания под…

  • Два листа фанеры — и швертбот!

    Если вы живете не через чур на большом растоянии от водоема, сделайте по отечественным чертежам швертбот, и вы испытаете все прелести плавания под…

  • Швертбот матрешка

    Один тюк и брезентовая киса (мешок с круглым дном) размерами 550X1400X1450 и 250X1400 мм — вот во что преобразовывается данный швертбот, в случае если…