Я давешний поклонник издания «Моделист-конструктор». Еще в собственные школьные годы занимался авиа- и ракетомоделизмом, изготавливал воздушные змеи. Завлекала меня и малая механизация.
Грезил о каком-нибудь тракторе, в особенности в то время, когда приходилось вручную копать огород около дома.
По окончании окончания учебы в университете как юный эксперт был направлен трудиться в колхоз. В том месте моя детская либо, скорее, юношеская мечта о тракторе смогла получить настоящие очертания.
Как-то на глаза мне попался раз-укомлектованный двигатель Д-21 от трактора Т-25. Перебрав его и добавив коробку передач и задний мост от автомобиля ГАЗ-51, я за год выстроил собственный первое детище — мини-трактор.
Со временем в конструкции мини обнаружились недочёты: во-первых, двигатель был не смотря на то, что и экономичным, но не сильный; во-вторых, задняя подвеска с маленькими передними колесами от трактора Т-40 оказалась твёрдой — по отечественным дорогам на таковой ездить достаточно не легко.
Тогда я реализовал собственного первенца и на вырученные деньги купил двигатель замечательнее — Д-144 (от трактора Т-40) и коробку передач от автомобиля ГАЗ-53.
В качестве переднего моста для моего нового трактора применял задний мост зернового комбайна СК-5М «Нива» с малыми переделками: мало проточил ступицы и просверлил пять новых отверстий под винты крепления 16-дюймовых колес, заимствованных у прицепного культиватора. На «задок» отправился задний мост от автомобиля ЗИЛ-157, что было нужно обрезать так, дабы колея его колес совпала с колеей передних — это особенно принципиально важно при пахоте, в то время, когда оба правых колеса идут в одной борозде.
К слову: диски задних колес — «родные», «зиловские», но с шинами от вездехода ГАЗ-66.
Неспециализированный вид трактора (навеска рабочих органов на виде позади не продемонстрирована)
Компоновка трактора:
1 — кабина; 2 — зеркало заднего обзора; 3 — двигатель; 4 — гидробак; 5 — центрифуга; 6 — глушитель; 7 — клаксон; 8 — капот; 9 — путевые фары; 10 — переднее крыло; 11 — бампер; 12 — вспомогательные фары; 13 — генератор; 14 — стартер; 15 — рама трактора; 16 — подножки; 17,18 — рессорные кронштейны; 19 — плита навески рабочих органов; 20 — продольная тяга; 21 — раскос; 22 — рычаг; 23 — гидроцилиндр; 24 — заднее крыло; 25 — рабочие фары; 26 — передний мост; 27,29 — пневмокамеры тормозов; 28— задний мост.
Навеска рабочих органов на виде позади не продемонстрирована
Рама трактора:
1 — бампер (швеллер № 12); 2 — передние лонжероны (труба 80x80x6); 3 — передние поперечины (труба 80x80x6); 4 — кронштейн крепления двигателя (труба 80x80x6, 2 шт.); 5,10 — кронштейны крепления кабины (швеллер № 8, 4 шт.); 6 — подкосы (труба 80x80x6, 4 шт.); 7 — косынки (металлической лист s10,6 шт.); 8 — задние лонжероны (труба 80x80x6); 9— задние поперечины (труба 80x80x6); 11 — плита навески рабочих органов (металлической лист s10); 12 — кронштейн навески (металлической лист s10, 2 шт.)
Доработав мосты, я занялся подбором рессор. По окончании тряски на сиденье собственного первенца мне хотелось впредь ездить с комфортом. И не смотря на то, что колхозные механизаторы недоумевали (трактор — и на рессорах?!), я никого не слушал. К переднему мосту прикрепил рессоры от болгарского электрокара, к заднему — передние от автомобиля ГАЗ-51.
После этого выставил мосты на ровной площадке и шепетильно измерил отличие в их высоте. Эту отличие нужно было знать для изготовления ступенчатой рамы трактора.
Раму сварил двухступенчатой, преимущественно из металлической трубы квадратного сечения 80x80x6 мм. К нижней ступени рамы прикрепил передний мост и силовую установку. Для этого на лонжеронах предусмотрел соответствующие кронштейны: рессорные, снятые с электрокара (их привинтил болтами), и моторные, вырезанные из швеллера № 8 (приварил).
На последние двумя собственными передними узлами крепления опирается двигатель (о задних его узлах — ниже).
К верхней ступени рамы я пристыковал кабину нового типа от трактора ЮМЗ-6, предварительно обрезав ее понизу вместе с дверями, и задний мост — посредством рессорных кронштейнов и рессор от автомобиля ГАЗ-51.
К раме спереди приварил бампер — отрезок швеллера № 12, что прекрасно подходит к высоте лонжеронов; а позади — массивную металлическую плиту для навесного оборудования.
Вот, фактически, и всё шасси трактора.
Более сложной для меня была неприятность стыковки тракторного двигателя с автомобильной коробкой передач. Между ними нужно было расположить самодельный переходник (кожух сцепления).
Как как раз, я сперва не знал. Но по окончании непродолжительных раздумий, прорисовок и прикидок остановился на варианте применения сцепления с гидроприводом от обрисованной германской косилки Forstrit Е-302 (но, с тем же успехом я имел возможность бы воспользоваться подобными узлами от германского же силосного комбайна Marat Е-281 — так они похожи). Кстати, от косилки понадобилась и рулевая колонка вместе с поворотным гидроцилиндром.
Благодаря ей управление у моего трактора только легкое и надежное.
Механизм сцепления в сборе и его положение в силовой установке трактора (гидропривод сцепления не продемонстрирован):
1 — коробка передач; 2 — кожух сцепления; 3 — фланец выжимного подшипника сцепления; 4 — винт М6 крепления фланца (6 шт.); 5 — выжимной подшипник; 6 — корзина с ведомым диском сцепления, 7 — болт М12×1,5 (6 шт. ); 8 — задняя балка двигателя; 9 — маховик двигателя; 10 — подшипник коленчатого вала: 11 — коленвал; 12 — удлинитель первичного вала коробки передач
Кожух сцепления (отверстие под гидропривод не продемонстрировано):
1 — корпус (сталь, лист s10); 2— крышка (сталь, лист s10); 3 — винт крепления крышки М10х1,5 (6 шт.); 4 — петля крепления к раме (сталь, лист s10, 2 шт.); 5 — шпильки крепления коробки передач М 14×1,5 (4 шт.)
Прикидки продемонстрировали кроме этого, что для выбранного сцепления кожух несложнее не подбирать из готовых, а сделать самостоятельно. Я сварил его из толстой листовой стали в виде цилиндра с торцовыми отверстиями громадного диаметра и двумя боковыми петлями.
Переднее торцовое отверстие предназначено для задней балки двигателя, заднее — для крышки, к которой изнутри привинчивается фланец выжимного подшипника сцепления. Петлями кожух крепится к нижней ступени рамы трактора. В один момент эти петли являются задними опорами двигателю, поскольку он собственной задней балкой присоединен к кожуху шестью винтами М12. Помимо этого, крышка кожуха имеет четыре шпильки М14×1,5 для крепления коробки передач.
И еще. Потому, что первичный вал коробки передач автомобиля ГАЗ-53 не доставал до посадочного отверстия в подшипнике коленчатого вала двигателя Д-144, я снабдил его несложным самодельным удлинителем.
Так, конструкция кожуха при ремонтной либо профилактической разборке силовой установки позволяет без проблем отсоединить коробку передач, не затрагивая механизма сцепления.
Но в случае если нужно, то потом, открутив шесть винтов М10×1,5, возможно снять крышку кожуха, а вместе с ней фланец, вилку, главный рабочий и выжимной подшипник гидроцилиндр сцепления. Затем нетрудно через освободившееся заднее торцовое отверстие кожуха отсоединить и вынуть остальные узлы механизма сцепления, другими словами корзину и ведомый диск.
Коробка передач карданным валом связана с задним мостом.
Последний, как уже было отмечено, от автомобиля ЗиЛ-157. Доработка его свелась к обрезанию полуосей и их кожухов («чулков»). Я всецело разобрал задний мост, срубил заклепки на картере, выпрессовал из него кожухи, укоротил их на токарном станке и запрессовал обратно в картер. Вместо заклепок засунул болты.
Задний мост по окончании доработки:
1,3 — укороченные кожухи полуосей; 2 — болты крепления кожухов
Капот двигателя (металлической лист s1,6)
Удлинитель первичного вала коробки передач
У полуосей отрезал фланцы и просверлил в них осевые отверстия по диаметру полуосей.
Последние укоротил на ту же длину, что и кожухи, на оставшиеся «»фланцы и обварил их по контуру. После этого бережно собрал мост.
Нужно добавить, что колея задних колес трактора изменяемая; в случае если колеса поменять местами, сохраняя направление их вращения, то возможно сделать ее узкой (для пахоты), либо широкой (для транспортных работ).
Капот двигателя я сделал из листовой стали толщиной 1,6 мм. Глушитель также самодельный, из нержавеющей стали.
Тормоза у автомобили пневматические. Такие весьма эргономичны и, основное, надежны.
Трактор оказался компактным, маневренным, с легким управлением и мягким (за счет рессор) ходом.
Трактор агрегатируется фактически с любыми сельскохозяйственными орудиями, а также самодельными: трехкорпусным плугом (корпуса от конных плугов № 7) и культиватором, и грузовым прицепом. Вал отбора мощности, действительно, у автомобили отсутствует. Но данное событие меня не огорчает, потому, что от бортовой гидросистемы в полной мере сносно трудится гидромотор ГМШ-50, к которому легко присоединить косилку либо циркулярную пилу.
Примеривался я и к тому, как навесить на трактор мини-экскаваторную установку. Для этого нужна блокировка дифференциала заднего моста («зиловский» мост ее не имеет). Казалось бы, возможно поставить «газоновский», к примеру, от ГАЗ-66, но тогда нужно отказываться от пневматических тормозов.
Так что до тех пор пока раздумываю.
Эксплуатирую трактор уже более трех лет и весьма им доволен. Нравится он не только мне и моим односельчанам. Отечественное подворье находится в десятке метров от оживленнейшей автомобильной автострады Киев — Николаев. Пожалуй, пол-Украины уже проехало мимо отечественного двора, в котором стоит мой любимец.
Люди довольно часто останавливаются, просят продемонстрировать им агрегат либо кроме того реализовать. Но я не спешу расставаться со своим вторым детищем. Возможно, позднее, в то время, когда покажется третье…
А до тех пор пока вынашиваю проект полноприводного трактора с «ломающейся», как у Т-150К, рамой, самоблокирующимися мостами, замечательной гидромеханической коробкой передач, пневматическими тормозами и пневмоприводным сцеплением. Надеюсь, что со временем мне удастся реализовать и эту собственную мечту.
Характеристики трактора
Протяженность (с навеской рабочих орудий), м…..3940
Ширина, м……………………………………………1900
Высота, м…………………………………………….2350
Масса, кг………………………………………………2750
Большая скорость, км/ч………………..65
Минимальная рабочая скорость, км/ч…….5
Двигатель, марка…………………………………..Д-144
Мощность двигателя, л.с……………………….50
А.
БУДЬКО, п. Александровка, Кировоградская обл.
Создатель высказывает признательность собственному приятелю Ю. Мельнику за помощь в изготовлении трактора.
Рандомные статьи:
ТРАКТОР ЮМЗ 6//ЗАГОНЯЕМ КОМФОРТ В КАБИНУ 2
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
«Микрус»-туристский автомобиль
Практика самодеятельного автоконструирования, среди них и моего лично, говорит о том, что вагонная компоновка с применением колес с размером шин 5X10 (от…
-
Я весьма давешний подписчик издания — еще с «ЮМК», номера которого искал когда-то по киоскам. Подшивки «М-К» и сейчас дают толчок к творчеству, являются…
-
Аэросани с комфортом автомобиля
Аэросани всегда были одними из самых популярных самодельных транспортных средств. Обстоятельство того — в относительной легкости изготовления (у…
-
«Малютка» — школьный автомобиль
«на данный момент многие увлекаются изготовлением и конструированием микролитражных машин. Мы в собственном автоконструкторском кружке при школе № 146…