Электророллер

Мысль применить в качестве движителя мотор-колесо заманчива. Ею увлеклись кружковцы из лаборатории конструирования малогабаритной техники КЮТа Сибирского отделения АН СССР девятиклассники Саша Титаренко и Виталий Молчанов.

Их завлекала компактно устройства, отсутствие передач и, значит, отсутствие утрат механической энергии в промежуточных звеньях, другими словами более большой к. п. д. мотор-колеса преобразование подводимой электроэнергии в механическую и передача последней конкретно на движитель — колесо.

Все это они попытались применять при конструировании собственной двухколесной автомобили.

Оказался электророллер с обоими ведущими колесами, причем двигатели вмонтированы прямо в ступицы колес. Необыкновенная эта машина движется со скоростью 20 км/ч в течение 30 мин. Источником питания есть автомобильный аккумулятор емкостью 68 А/ч, чего очевидно не хватает для продолжительной езды.

Применение большего количества свинцовых аккумуляторная батарей быстро увеличивает вес электророллера. Но это уже «глобальная неприятность»: до сих пор нет еще массовых недорогих, легких и энергоемких аккумуляторная батарей. И однако с позиций технического опыта конструкция электророллера с применением мотор-колеса, само собой разумеется, представит интерес для читателей издания.

Колеса 6 размером 400X100 мм использованы от списанной автомобили для стрижки газонов Нужно применить колеса с меньшим наружным диаметром, тогда существенно улучшается динамика электророллера

У электророллера оба колеса ведущие. В качестве силового агрегата использованы два династартера ДСI от мотороллера Т-200, расположенные в ступицах колес.

Это электрические двигатели постоянного тока с последовательным возбуждением. Преимуществом их есть то, что они не опасаются перегрузок и развивают громадной крутящий момент при трогании с места.

Применение династартера ДСI в качестве силового агрегата для мотор-колеса позвано его конструктивным выполнением.

В случае если у простого электродвигателя снаружи помещается неподвижная часть, а в — вращающаяся, то у династартера напротив: вращающаяся часть помещена снаружи, а неподвижная в двигателя, что наилучшим образом подходит для мотор-колеса.

Рис. 1. Электророллер, вид сбоку к спереди:

1 — рама 2 — аккумулятор; 3 — амортизатор; 4 — маятниковая вилка; 5 — подножка; 6 — мотор-колесо; 7 — передняя вилка; 8 — руль; 9 — сиденье; 10 — пусковое реле.

Династартер закреплен конкретно в ступице колеса (рис. 2). Для этого потребовалось изготовить только пара подробностей: выточить ось 2, громадную крышку 3, стакан 8 и корпус 9. В стакан запрессован ротор династартера.

В оси профрезерован паз 11 проводов питания двигателя.

Сборка ведется так: к ротору династартера крепится болтами М8 корпус 8 с подшипником № 202. В статор вставляется ось 2 и крепится болтами М6. Сейчас ось со статором вставляется в ротор. На ось надевается крышка 3 с подшипником 4 (№ 206) и крепится к стакану болтами М8. И наконец, целый двигатель в сборе вставляется в обод 5 колеса и крепится винтами М6.

Для включения двигателей в работу использованы два пусковых реле Р1 и Р2 (рис.

3) от списанных реле-регуляторов РР-121 мотороллера Т-200. Они соединяют обмотку двигателя с аккумулятором. Смонтированы реле на пластмассовой панели, закрыты крышкой от РР-121 и закреплены на раме под сиденьем.

Управляются пусковые реле рычажным тумблером света В1 от мотороллера Т-200. Данный тумблер лишь замыкает цепь пусковых реле, через него проходит маленькой ток.

Тумблер установлен на руле справа и имеет три положения: «отключено», «включен передний двигатель», «включены оба двигателя».

Электророллер

Рис. 2. Мотор-колесо:

1 — статор династартера; 2 — ось; 3 — громадная крышка; 4 — подшипник № 206; 5 — обод колеса; 6 — ротор династартера; 7 — щетка; 8 — корпус; 9 — стакан; 10 — ограничительный бурт для ленточного тормоза, 11 — паз для провода.

При первом щелчке тумблера замыкается цепь от аккумуляторной батареи через тумблер, обмотку первого пускового реле — на массу («минус» аккумулятора подключен на массу). Наряду с этим сердечник реле намагничивается, притягивает якорь с подвижным контактом.

Ток от аккумулятора через замкнутые контакты состоится в обмотку двигателя переднего колеса. Для улучшения разгона передвигаем тумблер дальше на щелчок — включается таким же образом двигатель заднего колеса. По окончании разгона тумблер передвигаем на щелчок назад — задний двигатель отключается, едем лишь на переднем двигателе.

Применение в качестве ведущего колеса переднего, тянущего, а не заднего, толкающего, как у мотоцикла, значительно улучшает устойчивость при перемещении на скользком участке, исключает заносы.

Тормоз ленточного типа — лишь на заднее колесо, для чего на стакане двигателя имеется особый бурт (см. рис. 2, поз, 10), удерживающий ленту от соскальзывания. Привод тормоза — тросовый, через рычаг, расположенный справа на руле.

При таковой конструкции электродвигателя мы используем лишь сериесную обмотку династартера, потребляющую большое количество тока. Возможно, для экономии электричества возможно применять и экономичную шунтовую обмотку дина-стартера, переключаясь на нее по окончании разгона.

Рис. 3. Электросхема:

В1 — тумблер; Р1, Р2 — реле; Р1/1, Р2/1 — контакты реле; КН1 — кнопка; М1, М2 — двигатели; Б1 — аккумулятор.

«Дорогая редакция!

В № 4 вашего издания за текущий год под рубрикой Конкурс идей» была опубликована статья «Электророллер». В данной идее имеется, само собой разумеется, рациональное зерно. Но при конструировании маши вы нужно учитывать и следующие расчеты.

На электророллере предлагается силовой агрегат мощностью 350 Вт — это 0,475 л. с., либо, округляя, — 0,5 л. с. В случае если применять аккумуляторная батареи 6СТ-42, дающие напряжение 12 В, Е-42А/ч, то неспециализированная весовая нагрузка будет складываться из веса водителя 70 кг, веса аккумуляторной батареи — 40 кг, и собственного веса электророллера — 60 кг. Итого — 170 кг. И это заведомо меньше, чем окажется в действительности, но вероятно.

Тогда машина при мощности 0,5 л. с. сможет развить скорость 7—10 км/ч, а не 45— 50 км/ч. Как мы знаем, что ГИБДД регистрирует мотоциклы и автомобили при мощности на тонну веса 20—25 л. с. Это значит, что у отечественной самоделки придется полный вес сократить до 25 кг, что нереально!

В остальном все режимы подобраны прекрасно. Ток разряда ЗОА, самый благоприятный для отечественного случая. Но повысится ли мощность электророллера по причине того, что будут поставлены два двигателя?

Хотелось бы определить о опыте и конструкциях вторых читателей, строящих электророллеры».

Д. ОРЛОВ, механик, г. Набережные Челны

«Прочтя в вашем издании предложение изготовить электророллер, мы решили создать собственную конструкцию. На первых же опробованиях была взята скорость 36 км/ч при мощности электромотора 0,6 л. с. Запас хода на одной свинцовой аккумуляторной батарее — 5 км.

Рама — двойная (дуплексная), изготовлена из труб 19X1.5 мм, легкая и прочная.

Колеса: заднее — 2,50X16; переднее 2,25X19. Вес всей конструкции — 63 кг.

Будем признательны, если вы на страницах издания станете говорить о вторых конструкциях».

С.

СТЕПАНОВ, А. ЛУНЕВ г. Воронеж

А. ТИТАРЕНКО, В. МОЛЧАНОВ

Рандомные статьи:

Elektro-Roller im Test: Kreidler eFlorett 3.0


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В дорогу, электромобиль!

    Представьте: около подъезда нас ожидает миниатюрный автомобиль приятной современной формы. Давайте проделаем на нем маленькое путешествие. Дверь не…

  • Электромобиль «иволга»

    «Иволга» — так я назвал выстроенный для сына автомобиль с электроприводом. Мысль конструкции появилась у меня около двух лет назад, и большая заслуга в…

  • Прогулочный электроэкипаж

    Мысль создания маленького четырехколесного экипажа с электроприводом для прогулочных поездок по красивым окрестностям Петродворца зародилась у нас в…

  • Электрокартингу — быть!

    Бессчётные опыты по созданию карта с электроприводом до сих пор приводили к появлению автомобилей, по своим скоростным качествам талантливых стать только…