Велокатамаран «малек»

Бессчётное семейство водных велосипедов пополнилось еще одной занимательной машиной, сконструированной отечественным читателем — инженером Г. Овчинниковым из Днепропетровска. Овчинников — автомобилист. Исходя из этого главной задачей для себя он поставил создание для того чтобы водного велосипеда, что возможно перевозить на крышевом багажнике автомобиля .

Велокатамаран собран из двух пустотелых поплавков, имеющих длину 3000 мм при высоте 200 и ширине 250 мм любой. Поплавки соединены между собою мостиком из дюралюминиевых уголков 30X30 мм (поперечины) и 20X20 (продольные связи), склепанных в одно целое. На мостике установлено кресло водителя 7, педали ножного привода 4, цепная передача с промежуточной звездочкой (узел 3) и движитель — гребное колесо (узел 4) с шестью плицами (лопастями), закрытое сверху железным кожухом.

Для управления рулями 13 под левой рукой водителя установлена ручка 6. Перемещением ручки «от себя» катамаран поворачивается вправо, перемещением «на себя» — влево. Громадная площадь взаимосвязанных рулей делает катамаран весьма маневренным.

Поплавки имеют каркас из девяти прямоугольных шпангоутных рамок (они смогут быть изготовлены или из дерева, или из алюминиевого уголка) и четырех продольных элементов (стрингеров), расположенных по углам шпангоутных рамок.

Спереди и позади поплавки оканчиваются прямыми штевнями. Каркас так несложен по конструкции, что его возможно собрать кроме того без стапеля, на ровном полу либо громадном столе. Обшивка (в том случае, если каркас железный) должна быть сделана из легкосплавного листового материала.

Она устанавливается на заклепках, с прокладкой по шву герметизирующей ленты (при отсутствии особой ленты возможно применить хозяйственную хлопчатобумажную ленту с подмазкой густотертой масляной краской). Сперва приклепывается дно, после этого — борта. Затем поплавок изнутри нужно прошпаклевать по швам и окрасить.

В последнюю очередь ставится палуба на винтах М5 с потайными головками (около смотровых люков, где возможно просунуть вовнутрь руку, направляться палубу приклепать).

Велокатамаран «малек»

Рис.

1. Велокатамаран «Малек»:

1 — палуба, 2 — бортовой стрингер, 3 — бимс шпангоутной рамки, 4 — ведущая звездочка с педалями, 5 — ведущая цепь, 6 — ручка управления рулями, 7 — сиденье водителя, 8 — подкос спинки сиденья, 9 — кожух гребного колеса, 10 — продольная рулевая тяга, 11 — головка руля, 12 — поперечная рулевая тяга, 13 — руль.

По окончании зачистки готовые поплавки шепетильно шпаклюются по швам и окрашиваются в желаемый цвет.

Перед окраской поверхность металла нужно обезжирить и обработать небольшой наждачной бумагой.

При изготовления поплавков из дерева шпангоутные рамки планируют из сосновых брусков 35X15 мм на косынках. Продольные стрингеры из сосны сечением 20X20 мм возможно крепить к шпангоутам шурупами либо крепкими капроновыми нитками с эпоксидным клеем.

Последний метод весьма несложен и совсем не ослабляет конструкцию, давая кроме того некую экономию веса.

Обшивку древесного каркаса делают из трехслойной фанеры-переклейки толщиной 2 — 3 мм, на эпоксидном либо казеиновом клею. Направление слоев «рубахи» — по бортам и дну — продольное, по палубе — поперечное.

Фанеру запрессовывают узкими гвоздями «в загиб» и шурупами 15X2,5 мм.

Готовый поплавок шепетильно зачищается и оклеивается одним слоем стеклоткани на эпоксидной смоле. В случае если этих материалов нет, возможно применить простую хлопчатобумажную бязь, приклеив ее нитроклеем.

Перед оклейкой все грани и углы корпуса поплавков нужно легко округлить драчевым напильником, дабы ткань продолжительнее не протиралась на протяжении эксплуатации.

Рис. 2. Подробности цепного привода:

узел 1 — крепление пилона педалей к мостику, узел 2 — разрез по оси педалей, узел 3 — разрез по оси промежуточной каретки, узел 4 — разрез по оси гребного колеса.

Сечение корпуса А—А:

1 — шпангоутная рамка поплавка, 2 — поперечная сообщение (уголок 30×30), 3 — продольная сообщение (уголок 20×20), 4 — Т-образные лонжероны.

Сечение корпуса Б—Б:

1 — поплавок, 2 — кожух гребного колеса, 3 — плица (лопасть) гребного колеса, 4 — ось барабана, 5 — ведомая звездочка.

Как продемонстрировала практика, велокатамаран «Малек» особенно удобен для охотников и рыбаков: он весьма остойчив, легко проходит через частые заросли водяных растений, совсем бесшумен и малозаметен на воде.

С него возможно делать дальние забросы спиннингом, ловить поплавочными удочками, на мормышку и на кружки. Транспортируется «Малек» на стандартном, производимом индустрией, крышевом автомобильном багажнике. Для этого на нем устанавливается древесная рама с подкладками из поролона либо пористой резины, на каковые доньями поплавков ложится велосипед.

Крепление «Малька» к багажнику осуществляется крючками с застежками патефонного типа. Такая конструкция разрешает без особенных упрочнений ставить и снимать его с багажника вдвоем. Дабы при транспортировке не создавалось лишнее сопротивление воздуха, сиденье водителя сделано съемным, а ручка управления — складывающейся.

При постройке велокатамарана «Малек» большая часть железных подробностей возможно изготовить собственными руками либо применять кое-какие стандартные велосипедные части, каковые продаются в магазинах.

Г. ОВЧИННИКОВ, инженер

Рандомные статьи:

ВЕЛОКАТАМАРАН


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Велокатамаран

    Если бы какое-то время назад автору заявили, что ему нужно будет изобретать велосипед, он принял бы это за шутку. Но скепсис развеялся по окончании…

  • Аквапеды

    То, что перемещаться по воде возможно, сидя па бревне и отталкиваясь от воды первой попавшейся под руки палкой, известно уже большое количество тысяч…

  • Велошезлонг

    Предлагаемая конструкция есть призером одного из смотров-конкурсов веломобилей в литовском городе Шяуляе. Собственный первый веломобиль я выстроил в…

  • По асфальту — с лодочным мотором

    Прочтя заголовок, возможно поразмыслить: мотор находится в ремонте. Ничего аналогичного. Данный пятисильный «Прибой» в хорошем состоянии. Но установлен…