Уже неоднократно отечественный издание приводил описания уникальных конструкций микровездеходов, выстроенных как фирмами и предприятиями, так и самодеятельными конструкторами. Постоянный интерес вызывают мотонарты — личный транспорт, в особенности полюбившийся в северных широтах. Эти легкие лыжногусеничные автомобили способны преодолевать каждые снежные преграды, в которых увязают более тяжелые вездеходы.
Действительно, их «способности» самый ярко проявляются зимний период. Во время же межсезонья необходимы другие автомобили.
Вот из-за чего Сейчас бурно начинается новый класс транспортных средств высокой проходимости: колесные и гусеничные микровездеходы, каковые возможно применять круглый год. Легкие и маневренные, эти автомобили завоевывают все громадную популярность.
универсальность и Проходимость их так заманчивы, а конструкция так несложна, что многие смело берутся за их постройку.
Микровездеходы — маленькие двух-трехместные автомобили, предназначенные по большей части для распутья. В целях увеличения проходимости они выполняются на широкопрофильных шинах либо миниатюрных пневмокатках со всеми ведущими колесами, время от времени — на резино-металлических гусеницах.
Снабженные герметичными кузовами несложной формы из пластмассы либо из легких сплавов, такие вездеходы владеют плавучестью и передвигаются в воде благодаря вращению колес либо гусениц. Подчас для увеличения скорости на плаву применяют дополнительно простой лодочный мотор.
На микровездеходах устанавливаются одно- либо двухцилиндровые двигатели мотоциклетного типа с воздушным охлаждением, мощностью в среднем 25—30 л. с., и механическая либо гидромеханическая трансмиссия; довольно часто используют гидростатические совокупности привода движителя, отличающиеся лёгкостью управления и особой компактностью.
Такая машина может легко преодолевать не только снег либо песок, но любую пересеченную местность а также болота и небольшие речки.
Воистину автомобиль и: универсальный транспорт, и моторная лодка! Микровездеходы благодаря этим качествам смогут с успехом использоваться в геологических и нефтедобывающих партиях, их смогут взять на вооружение работники лесного хозяйства, строители линий связи, охотники и почтальоны — словом, все. кто по роду работы остро испытывает недостаток в стремительном и легком вездеходном транспорте.
Рис. 1. Трехколесный микровездеход.
Рис.
2. Четырехколесный вездеход «раппстер».
Рис. 3. Трехосный микровездеход «Соло-750».
Рис. 4. Микровездеход «джигер».
Рис. 5. Техобслуживание микровездехода.
Прибавьте к этому удобство и необычную простоту техобслуживания. Многие агрегаты и узлы по большому счету не нуждаются в уходе. Неприятность доступа к узлам автомобили решается легко: достаточно немного поднять верхнюю часть легкого пластмассового кузова, подобно капоту простого автомобиля, и все механизмы как на ладони.
Нижняя часть вездеходов выполняется в большинстве случаев также из пластмассы, что выручает кузов от коррозии. Благодаря высокой эластичности колесного движителя подвеска фактически отсутствует. Необходимости в рулевом механизме кроме этого нет: поворот осуществляется притормаживанием движителей одной стороны вездехода и забеганием второй.
Не просто так многие компании уже приступили к выпуску самых разнообразных микровездеходов — от легких трехколесных до более тяжелых четырехосных.
Легкие одноместные трехколесные вездеходы (рис. 1) являются что-то среднее между автомобилем-багги и мотоциклом. Они не имеют кузова и снабжены только грязезащитными щитками и удобным сиденьем. За сиденьем установлен одноцилиндровый двигатель количеством до 100 см3. Привод — на задние ведущие колеса с широкопрофильными шинами; переднее колесо со столь же широкой шиной управляется рулем мотоциклетного типа.
Средняя мощность двигателя не превышает 5 л. с., но вездеходы развивают скорость по распутью до 50 км/ч. Их отличает кроме этого высокая маневренность благодаря очень общей компактности и малой массе. Позицию лидера в выпуске таких мотоциклов-вездеходов до тех пор пока занимает японская компания «Хонда».
Следующий, более респектабельный вид микровездеходов — двухосные.
Это, в большинстве случаев, двухместная машина с упрощенным открытым корытообразным кузовом без дверей, выполненным из пластмассы и укрепленным на трубчатой раме. Обе его оси — ведущие. Обычный представитель этого класса — вездеход «раппстер» (рис.
2) американской компании «Рапп», специализирующейся на выпуске мотонарт. В штампованного кузова находятся двухместное сиденье, органы управления и рулевое колесо; позади установлен двухтактный двухцилиндровый двигатель количеством 230 см3 и мощностью 10 л. с. Как и настоящие машины, микровездеход снабжен трансмиссией, совокупностями управления, освещения и торможения.
На другой американской машине, «Кут» (4X4), использована не твёрдая, а шарнирная рама, что существенно увеличивает проходик манёвренность и ость.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Самый популярны трехосные микровездеходы со всеми ведущими осями. Они оснащены шинами широкого профиля и пониженного внутреннего давлении.
Характерен в этом отношении двууместный германский вездеход «Соло-750» (рис. 3). Благодаря герметичному легкому кузову из пластмассы он может передвигаться и по воде, причем скорость в 3—4 км/ч достигается лишь за счет вращения колес. Кроме двух человек, машина перевозит 250 кг груза.
Двухцилиндровый двигатель мощностью 25 л. с. снабжает при полной нагрузке большую скорость до 60 км/ч. Благодари малым габаритам (протяженность 2,1 м и ширина 1,4 м) и особенной конструкции бесступенчатой клиноременной трансмиссии вездеход может разворачиваться на месте. Наряду с этим колеса каждого борта вращаются в противоположные стороны.
По тому же принципу выстроено большая часть аналогичных автомобилей. В большинстве случаев их личная масса не превышает 150—180 кг. Они вольно преодолевают труднопроходимую местность а также уклоны до 45°.
самая интересная конструкция одного из первых двухмоторных микровездеходов «джигер» (6X6) продемонстрирована на рисунке 4. Он снабжен шестью пневмокатками с внутренним давлением порядка 0,14 кгс/см2.
На нем использованы два мотоциклетных двигателя и автоматическая клиноременная трансмиссии. Раздельный привод от моторов на колеса каждого из бортов разрешает машине разворачиваться на месте. Для перемещения по воде вездеход в отличие от вторых аналогичных конструкций снабжен двумя гребными винтами, любой из которых приводится своим двигателем. Поворот на воде осуществляется трансформацией скорости вращения того либо иного винта.
Кузов «джигера» выполнен из стекловолокна; при его подъеме раскрывается доступ ко всем узлам (как на рис. 5).
Самые большие среди микровездеходов — четырехосные автомобили со всеми ведущими колесами. Они подобны трехосным, но снабжаются более замечательными двигателями, имеют повышенную грузоподъемность и являются уменьшенную копию настоящих многоосных машин-вездеходов. Кое-какие из этих моделей оснащены съемными гусеницами, что еще больше повышает их проходимость.
Вот один из них — американский четырехосный вездеход «кид» (рис. 6). Кузов герметичный, упрощенной формы (без крыши), выполнен из легких сплавов. трансмиссия и Двигатель расположены в центре за сиденьями, задняя употребляется для перевозки пассажиров либо груза.
Вездеход возможно снабжен 4-цнлиндровым бензиновым либо дизельным двигателем воздушного охлаждения мощностью 30 л. с. и гидромеханической трансмиссией с отдельным цепным приводом на каждое колесо. Все шины вездехода «кид» широкопрофильные, низкого давления. Машина развивает хорошую скорость: по суше 36 км/ч с полной нагрузкой в 500 кг. по воде 2,4 км/ч (без особого гребного винта).
В набор оборудования автомобили входят тент кабины грузового отсека, пассажирские кабины, и съемные гусеницы. В сельскохозяйственном варианте предусмотрены гидравлическая отбора система и вал мощности навески орудий — в этом случае он заменяет легкий трактор. Строители приобретают его с бульдозерным отвалом переднего размещения либо буровым оборудованием.
Рис. 6 Вездеход «кид».
Рис. 7. Гусеничный вездеход «бомби» — схема устройства и общий вид.
Рис. 8. Гусеничный сочлененный вездеход «кам-трак».
Рис. 9. перевозка и Процесс погрузки микровездеходов.
Рис. 10. Микровездеход «Механический мул».
Рис. 11. Микровездеход «Пони» — общин схема и вид устройства.
Рис. 12. Вездеход «тилкар».
Рис.
13. Складывающийся вездеход «крака» и схема складывания.
Второй вездеход из этого семейства «сюр-трек» (8X8) оснащен шарнирной рамой. На нем установлены двухтактный двигатель мощностью 20 л. с. и автоматическая трансмиссия, кузов выполнен из полиэфирного стекловолокна. Машина запланирована на двух человек и 200 кг груза либо на четырех человек.
От полугусеничных автомобилей перейдем к гусеничным.
На рисунке 7 продемонстрирована принципиальная конструкция легкого гусеничного вездехода «бомби» (Канада), что, не обращая внимания на приставку «микро», солиднее собственных колесных собратьев. У него 4-цилиндровый двигатель (от простой автомобиля ) рабочим количеством 1,6 л. и мощностью 57 л. с. Передача крутящего момента на передние ведущие звездочки осуществляется кроме этого по-автомобильному: посредством маленького карданного вала, основной передачи, полуосей и дифференциала.
Опорные катки являются простые автомобильные пневматики. Кузов открытый, двухместный, отлит из синтетического материала. В варианте с закрытым кузовом устанавливается обогреватель и отопитель ветрового стекла. Вездеход снабжен электрической лебедкой, запасным колесом и несколькими дополнительными секциями гусениц, дугой безопасности.
Машина управляется, как и все гусеничные, притормаживанием одной из гусениц с легкими алюминиевыми грунтозацепами на резиновых лентах.
В экспериментальном порядке неприятность поворота гусеничных автомобилей на пересеченной местности разрешается и созданием двухсекционных вездеходов с так называемой сламывающейся рамой, при изгибе которой изменяется направление перемещения. Примером может служить шарнирный «камтрак» (рис. 8).
Он складывается из двух секций, имеющих по паре ведущих гусеничных тележек. Конструкция автомобили максимально упрощена. На передней секции установлены 3 цилиндровый дизельный двигатель мощностью 52 л. с. и 4-ступенчатая механическая коробка передач; задняя секция помогает для перевозки грузов. Привод на задние гусеницы — посредством совокупности карданных валов. Причем любая ведущая звездочка установлена не в гусеницы, как в большинстве случаев, а сверху.
Недочёт надежности тут компенсируется простотой.
Перевозка микровездеходов на дальние расстояния по шоссе — задача совсем не тяжёлая. Самые мелкие из них вольно помещаются в кузове простого «пикапа», заезжая іуда самостоятельно, а более тяжелые автомобили перевозятся на особых прицепах, буксируемых автомобилем(рис. 9). Кстати, платформу, на которой перевозят микровездеход, после этого возможно сочленить с ним же и перевозить дополнительные грузы.
Говоря о микровездеходах, нельзя не поведать о совсем независимом классе автомобилей для того чтобы типа. Речь заходит о легких вездеходах со всеми ведущими колесами. Один из них стал называться «Механический мул» (рис.
10). Его основанием помогает трубчатая платформа, под которой позади установлен горизонтальный бензиновый двигатель воздушного охлаждения рабочим количеством 900 см3 и мощностью 25 л. с. Трансмиссия складывается из 3-ступенчатой коробки передач и 2-стуненчатого редуктора, подход мощности ко всем четырем ведущим колесам осуществляется коническими редукторами.
Изюминкой автомобили есть то, что рулевая колонка возможно установлена как спереди автомобили, так и позади, либо кроме того вынесена в сторону, что разрешает руководить машиной, идя рядом с ней. Скорости вперед и назад однообразные минимальная 1,3 км/ч, большая 40 км/ч; при собственной массе около сорока килограмм грузоподъемность образовывает 450 кг, большая высота вездехода без рулевой колонки всего лишь 687 мм. Подобная машина, названная «Пони» (рис.
11), выстроена голландской компанией ДАФ. Тут использован горизонтальный двигатель количеством 500 см3 и мощностью 20 л. с., расположенный в центре автомобили под трубчатой грузовой платформой. В блоке с двигателем установлена бесступенчатая автоматическая клиноременная трансмиссия «вариоматик» и 2-ступенчатая механическая коробка передач, что снабжает непроизвольный выбор скорости в зависимости от условий пересеченной местности.
Рулевое колесо кроме этого возможно установлено спереди, позади либо сбоку вездехода. Все узлы автомобили надежно защищены от попадания грязи, песка либо воды. «Механический пони» может проходить броды глубиной до 40 см, полностью погружаясь в воду, преодолевать спуски и подъёмы крутизной до 30°, выдерживает боковой крен в 22°. Протяженность данной автомобили 2840 мм, ширина 1270 мм, высота по грузовой платформе 750 мм.
Более большой микровездеход «Тилкар» (рис. 12) снабжен двенадцатью ведущими колесами с широкими пневмокатками. Его высота образовывает около 800 мм. Он может плавать, преодолевать крутые склоны и глубокие рвы, двигаться не стремительнее ползущего человека либо спешить по шоссе, не уступая в скорости машинам.
Увлекательна и схема складывающегося вездехода «крака» (рис. 13).
У нас легкие вездеходы строятся по большей части самодеятельными конструкторами, и кружками станций и клубов юных техников.
О некоторых из них вы определите из будущих публикаций.
Е. КОЧНЕВ, инженер
Рандомные статьи:
Новейший вездеход Шатун. Претендент на вездеходный трон?
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Вездеход повышенной… комфортности
Для обитателей Урала, Сибири, Севера, Дальнего Востока (другими словами большей части территории страны) потребность в таковой машине, как вездеход,легко…
-
Перед тем как приступить к описанию снегохода «Черепаха-2», поведаю об истории его появления на свет. А случилось это благодаря мотовездеходу —…
-
Любой раз, таская громоздкую геофизическую аппаратуру по горным ледникам, я грезил о вездеходе. Наконец он был взят. И вот мы на гусеничной…
-
Глубокоуважаемая редакция издания Моделист-конструктор. Ваш издание я просматриваю с 1988 года (мне на данный момент 33 года). По профессии я слесарь,…