Для обитателей Урала, Сибири, Севера, Дальнего Востока (другими словами большей части территории страны) потребность в таковой машине, как вездеход,легко жизненная необходимость. Обстоятельств тому большое количество: хороших дорог мало, местностьпересеченная, зимний период чуть ли не полгодаглубокий снег, а в межсезонье а также летомраспутица.
Обзавестись машиной, не опасающейся распутья, постоянно хотел и я. Само собой разумеется, фирменный джип, к примеру, Нива на пневматиках (с ними эта машина уже в два раза дороже простой)мне не по карману. Но (возможно от максимализма моего характера) и самодельное вездеходное транспортное средство (из тех, что довольно часто собирают энтузиасты собственными руками), которое и машиной-то назвать тяжело, меня также не устраивало: хотелось иметь что-то большее.
Мысль необыкновенной конструкции автомобили появилась достаточно нежданно: заметил на улице находившийся автомобиль Жигули с прислоненным к нему колесом от ремонтируемого рядом ГАЗ-66.
Как раз подобные колеса имели возможность обеспечить качества, за счет которых легко добиться высокой проходимости автомобили: малое удельное давление на грунт, надежное с ним сцепление шин, громадный дорожный просвет. Ну а приемлемый комфорт давали бы кузов автомобиляи его салон.
К тому же обе части плана были в полной мере реализуемы, потому, что не связаны с каким-либо недостатком. Так как с каждым днем появляется все больше ветхих автомобилей , от которых хозяева готовы отказаться и недорого реализовать. А в умелых руках автомобили смогут получить вторую жизнь: вернуть любой отечественный автомобиль фактически из металлолома по плечу многим самодельщикамдля них это лишь вопрос времени и средств на запасные части.
Для меня же создание вездехода явилось еще и проверкой собственных инженерных и конструкторских навыков. По окончании соответствующего анализа (и взвесив настоящие возможности) сделал вывод, что самый подходящий кузов для внедорожникаот автомобиля ВАЗ-2108. В том, что достался мне, доработке подверглись его передняя днище и часть (четырехдверному кузову пригодились бы более большие переделки). Моторный отсек принялось удлинить.
Этого потребовали и колеса (намного большего диаметра, чем штатные), выходящие за передний габарит, и двигатель, расположившийся сейчас на протяжении оси автомобили, как у Нивы и классики, а не поперек, как у переднеприводной восьмерки. Но внешнего вида автомобиля это удлинение не испортилопоперечные сварные швы были прикрытыми новыми капотом и крыльями. Последний забран от ветхого Москвича-2141, соответственно доработанный и отрихтованный.
В днище салона в середине вырезал продольный проем, а над ним приварил кожух, сделав так тоннель для узлов и агрегатов трансмиссии. Размеры его такие же, как у Нивы, исходя из этого выкройку развертки кожуха делал по распластанным шумоизоляционным прокладкам данной автомобили. Переднюю панель кузова (между салоном и моторным отсеком) усилил подкосами и дополнительными накладками.
Надкрылки внедорожника по форме (попарно: передние и задние)зеркально отображенные. Для их изготовления сперва дела:, картонные шаблоны, стыкующиеся с кузовом кромки которых шепетильно подгонялись к его обводам, а после этого по шаблонами сами надкрылки. Выполнены они из металлического холоднокатаного страницы толщиной 0,8 мм. Гнул вручную, исходя из этого их поверхности достаточно простыесопряженные плоскости. Жесткость обеспечена за счет целой (по всей их длине) отбортовки свободного края.
Вторым краем (вырезанным по обводам) надкрылки приварены к соответствующим кузовным восьмерочным крыльям, по окончании чего часть последних в колесных нишах была отрезана по контуру первых.
Подножки (по форме также зеркально отображенные) выполнены из металлического страницы толщиной 1,5 мм (с отбортовками для жесткости). Они приварены к нижним отбортовкам, имеющимся у стыков порогов и днища кузова. Сами подножки сделаны со ступенями; дорожного просвета они не уменьшают, а удобства додают. К тому же ступени закрывают базисное пространство и создают более приземистый вид вездеходу.
Дабы подножки не были скользкими, их внешние ребра оклеены резиной.
Бамперы, как передний, так и задний, сделаны на всю ширину автомобили. Любой из них собран из двух аварийных (забраны в авторемонтных мастерских). Финиши бамперов соединены с надкрылками.
Двигательот автомобиляВАЗ-21011, дефорсирован до степени сжатия 7,6, что разрешает применять для него низкооктановый бензин А-76 либо АИ-82.
Как уже упоминалось, под капотом кузова от ВАЗ-2108 двигатель сейчас, в отличие от штатного, расположен продольно. Для его установки было нужно изготовить из металлического страницы толщиной 2 мм особый переходный подрамник.
Трансмиссия с ее главными агрегатами и узламисцепление, раздаточная коробка, карданные передачииспользованы от автомобиля НиваВАЗ-2121. Коробка передач (четырехступенчатая) от Жигулей (ВАЗ-21011), с нивскими агрегатами она соединяется без переделок. Потому, что база машины по сравнению с нивской возросла, то карданный вал от раздаточной коробки к заднему дифференциалу было нужно установить более длинныйот автомобиля Москвич-412.
От дифференциала момент вращения передается на колеса двумя полуосями от автомобиля Нива.
Передача от переднего дифференциала к колесамоткрытыми валами с шарнирами равных угловых скоростей также от ВАЗ-2121.
Ходовая частьпередний и задний мосты, и элементы подвески: пружины, амортизаторы, рычаги и т.д.все от того же автомобиля ВАЗ-2121 Нива.
Для шарнирного подсоединения заднего моста к кузову было нужно продольные тяги удлинить, сделав в некоторых из них вставки либо сварив одну из двух.
Колеса (то, что автомобилисты, да и многие специалисты чаще именуют дисками) забраны от ветхого микроавтобуса польского производства Жук. На их обода надеты (с вылетом в наружную сторону) и приварены еще и самодельные обода с отбортовками из металлического 2,5-мм страницы. Ширина нового обода колеса254 мм (10 дюймов), посадочный диаметр457 мм (18 дюймов).
Шины на них закрепляются разъемными кольцами, как на грузовиках . Посадочные отверстия в дисках совпадают по расположению и размеру с нивскими.
Сами шины камерные, диагональные, высокопрофильные, низкого давления (в передних0,8, в задних0,7 атм.). По рисунку и размерам протектора (елочка) шины такие же. как у грузовика повышенной проходимости ГАЗ-66.
Тормозаот Нивы, без переделок, двухконтурные с вакуумным усилителем; передниедисковые, задниебарабанные.
Рулевое управлениесборное: механизмот таксомотора ГАЗ-24 Волга, приводот автомобиля УАЗ-469. Такая комбинация не позвана какой-то необходимостью, легко эти узлы были у меня в наличии.
Электрооборудование также сборное. Однопроводная (с минусом на корпусе) электропроводкаот ВАЗ-2108. стартер и Генератор от ВАЗ-2101.
Блоки фарот ВАЗ-2106; блоки задних фонарейот ВАЗ-2108; передние габаритные и поворотные огниот Москвича-412; повторители поворотниковот ВАЗ-2105.
Схема компоновки силового агрегата, трансмиссии и ходовой части (позиции 2,4,5,7,9,10,11,12,13от автомобиля ВАЗ-2121 Нива):
1двигатель (от ВАЗ-21011 Жигули, дефорси-рованный); 2сцепление; 3коробка передач (от ВАЗ-21011 Жигули); 4промежуточный карданный вал; 5раздаточная коробка; 6задний карданный вал; 7задний мост; 8колесо (4 шт.); 9передний карданный вал; 10передний мост; 11внутренний шарнир привода переднего колеса (2 шт.); 12вал привода переднего колеса (2 шт.); 13наружный шарнир привода переднего колеса (2 шт.)
Неспециализированный вид вездехода:
1самодельное колесо с размерами обода 457-254/18-10 (диаметр ширина); 2передний брызговик (резина 83); 3подножки (СтЗ, лист в 1,5, 2 шт.зеркально отображенные); 4камерная шина, диагональная, облегченная, низкого давления размерами 457-320 (1812,6); 5передний сигнальный фонарь (от автомобиля Иж-2715,2 шт.); 6облицовка радиатора (от ВАЗ-2107); 7блок фар (от ВАЗ-2106,2 шт.); 8передний бампер (из двух от ВАЗ-2108); 9поддон двигателя (СтЗ, лист 81,5); 10задний кардан (от Москвича-2141); 11передняя подвеска (от ВАЗ-2121 Нива); 12задний бампер (из двух от ВАЗ-2108); 13задний брызговик (резина 83,2 шт.); 14задняя подвеска (от ВАЗ-2121); 15задний мост (от ВАЗ-2121); 16заднее крыло (СтЗ холоднокатаная, лист й0,8,2 шт.зеркально отображенные); 17кузов (от ВАЗ-2108 с удлиненным моторным отсеком); 18передний надкрылок (Ст3 холоднокатаная, лист 50,8. 2 шт. зеркально отображенные); 19капот(от Москвича-2141, доработанный)
Личная масса всецело заправленного и снаряженного джипа-вездехода 1330 кг. Габаритные размеры указаны на рисунке неспециализированного вида. Большая скорость, если сравнивать с базисными машинами мало уменьшилась и образовывает около 120 км/час. Но потому, что машина запланирована на эксплуатацию и вне дорогэтого кроме того большое количество.
А вот приемистость низковата: с пассажиром и водителем машина разгоняется до 80 км/час за 35 секунд. Это разъясняется мощностью двигателя.
Дорожный просвет (клиренс) увеличен и образовывает 400 мм.
Не считая четырех пассажиров джип способен везти еще 50 кг груза.
Окраска вездехода двухцветная. Кузов выкрашен в собственный первозданный вишневый цвет, а бамперы, надкрылки и подножкив светло-серый.
И.ШИРИКАЛОВ, г.Сысерть, Свердловская обл.
Рандомные статьи:
Вездеход Sogjoy-V2 на зимней дороге
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
История создания вездехода достаточно продолжительная. Сперва начал приспосабливать для передвижения по отечественному распутью «Ниву-2121» — поставил её…
-
Глубокоуважаемая редакция издания Моделист-конструктор. Ваш издание я просматриваю с 1988 года (мне на данный момент 33 года). По профессии я слесарь,…
-
Уже неоднократно отечественный издание приводил описания уникальных конструкций микровездеходов, выстроенных как фирмами и предприятиями, так и…
-
Не так довольно часто, к сожалению, на страницах издания видятся описания самодельных конструкций, превосходящих сегодняшний уровень серийной русском, а…