Виндсерфер на суше

Историки утверждают, что парус показался на суше около четырех тысячелетий назад! Фантастика? Нет, действительность — тому имеется документальные подтверждения.
В 1935 году итальянская археологическая экспедиция при раскопках храма Птолемея около местечка Мединет Мади нашла остатки старого сухопутного парусника. Сконструирован и изготовлен он был под началом египетского фараона Аменехмета III (1849—1801 гг. до н. э.).

Это была ладья, сперва плававшая по Нилу, а позже установленная на четыре древесных колеса. На две четырехметровые мачты натягивались цветные паруса. Надпись на отысканной в пустыне базальтовой отшлифованной плите гласила: «Фараон Аменехмет III путешествовал из этого через пустыню к Мединет в парусной ладье, движимой ветром».

В древних русских летописях отыскано описание похода киевского князя Олега с дружиной на Византию в 907 году.

Греки закрыли вход в гавань Константинополя цепью, преградив путь русским судам. «И повеле Олег солдатам своим изделати и восстановити на колеса суда… и идяше к граду». С попутным ветром суда на колесах помчались к городу по суше, приведя соперника в смятение и ужас.

Равнинные морские берега Голландии и постоянные сильные ветры, дующие с моря, натолкнули голландского математика Симона Стевина (1548—1620 гг.) на идея применять парус на суше.

Заручившись покровительством принца и финансовой поддержкой Оранского, Стевин в 1600 году выстроил сухопутный парусник, прозванный «гаагским чудесным образом». Не обращая внимания на сопротивление церкви, посчитавшей изобретение «работой сатаны», Стевину удалось организовать регулярное сообщение на голландском побережье между городами Шевенингом и Петтеном, лежащими друг от друга на расстоянии 60 км. Повозки вмещали до 20 пассажиров и развивали скорость около тридцати километров/ч.

Во времена первых железных дорог в прибрежных районах Канады по рельсам со скоростью до 50 км/ч курсировали вагоны, оснащенные мачтами с управляемые моряками и парусами.

У нас за парусное сообщение на суше ратовал К. Г. Паустовский. «Не сочтите меня фантазером, — писал он, — но ветры пустыни нужно применять и для целей транспорта.

Я не отыскал еще правильное воплощение данной мысли, но я воображаю парусное сообщение в песках, где нет ни растительности, ни поселений, ни гор и нет ничего, что может помешать перемещению».

Быть может, парусу на суше суждено громадное будущее, но сейчас подобные конструкции употребляются лишь в спортивных целях.

«Песчаные парусники» либо «пляжные яхты» — так назвали новые спортивные боеприпасы — легкие одноместные колесные яхты.

Их корпус из пластика, по форме напоминающий челнок, снабжается тремя колесами от легких самолетов либо мотоциклов. Большой треугольный парус управляется гика-шкотом. Остановка осуществляется особым рычагом, упирающимся при торможении в почву. Отметим, что в первой половине 60-ых годов двадцатого века была создана Интернациональная федерация колесных яхт.

С того времени систематично проводятся открытые первенства Европы; на скорость, упражнения и время по акробатической езде и слалому на скоростях до 50 км/ч. Рекорд скорости на колесныхяхтах — 130 км/ч. тренировки и Старты соревнований проходят на песчаных пляжах, аэропортах а также в пустынях.

Вторая область применения колесных яхт — дальние, тысячекилометровые пробеги по пустыням и степным просторам. Наряду с этим песчаные яхты выдерживают огромные нагрузки, намного большие, чем их водные сородичи. Первая дальняя экспедиция, организованная Жаном де Буше на колесных яхтах, прошла в 1967 году. Спортсмены преодолели по пескам Сахары 3000 км — от Алжира до Мавритании.

В СССР кроме этого совершены многокилометровые переходы на сухопутных яхтах по пескам Приаралья, Каракумам, плато Устюрт, по северному Прикаспию и Казахстану.

Чуть показался на свет и собрал силы новый вид парусного спорта — виндсерфинг, как энтузиасты поставили его на колеса. Восемь лет назад француз Арно де Росне за 12 ходовых дней прошел на тележке под парусом от виндсерфера 1300 км по пескам пустыни Сахара.

Уже совершён первый мировой чемпионат по сухопутному виндсерфингу на высохшем соляном озере в Тунисе.

Тем, кто освоил парусную доску либо лишь планирует заниматься виндсерфингом, несложно освоить новое спортивное увлечение — катание на колесной тележке под парусом по суше.

Виндсерфер на суше
Рис. 1. Несложный сухопутный виндсерфер:

1 — рама тележки, 2 — шарнир мачты, 3 — разборная мачта (дюралюминиевая труба O 40Х1,5, 4 секции), 4 — клотик (дерево), 5 — парус, 6 — разборный гик, 7— петля для ноги, 8 — основание, 9 — железная сетка, 10 — ограничитель сетки (труба O 16X1), 11 —поперечина (труба O 20X1,5), 12 — колесо, 13 — поперечный брус, 14 — продольный брус.

Несложный сухопутный виндсерфер возможно выстроить с маленькими затратами, применяя большая часть деталей и узлов от парусных саней (см. «М-К» № 11 за 1987 г.).

При изготовлении корпуса виндсерфера боковые лыжи заменяются на древесные бруски сечением 40X60 мм и длиной 1200 мм. Еще потребуются два поперечных бруска того же сечения, длиной 600 мм, служащие для крепления осей колес. Для ходовой части предпочтительно применять надувные колеса от детского велосипеда либо самоката, возможно забрать и от детской коляски, но в этом случае движение парусника будет более твёрдым.

Рангоут парусной тележки возможно разборным либо, как и парус, от простой парусной доски.

крепление и Конструкция осей на них колес зависят от типа и особенностей используемых колес. Выполнить их в каждом конкретном случае не воображает трудности. В разобранном виде габариты упаковки виндсерфера не превышают 1500X300X200 мм, что при неспециализированной массе в 14…16 кг разрешает переносить его одному человеку.

Рис.

2. Виндсерфер манёвренности и повышенной проходимости:
1 — колесо, 2 — поворотный брус, 3 — наклонная тяга, 4 — платформа, 5 — основание, 6 — мачта, 7 — резиновый амортизатор, 8 — ось колеса, 9 — медная (латунная) втулка, 10 — внутренний диск колеса, 11 — наружный диск колеса, 12 — капроновая лента, 13 — уголки 50Х100, 14, 15, 17 — распорные втулки, 16 — рояльная петля, 18 — хомут.

На колесном виндсерфере прекрасно кататься по асфальтированным закрытым для проезда транспорта дорогам, песчаным пляжам со слежавшимся песком и, само собой разумеется, по степным и пустынным равнинам. Резиновые шины создают достаточное сцепление с асфальтом и грунтом чтобы двигаться на тележке под достаточно острым углом к ветру. Повороты на таковой упрощенной тележке возможно делать лишь с остановкой, переставляя ее в нужном направлении.

Для торможения нужно, растравив парус по ветру, надавить ногой на ближайшее заднее колесо. Подобным образом комфортно тормозить, в то время, когда задние колеса мало выступают над платформой. Передние колеса смогут быть для того чтобы же либо большего размера.

При обучении катанию на парусной тележке и при езде на громадных скоростях не лишними будут наколенники, налокотники, мотоциклетный либо хоккейный шлем.

Умелые серфингисты осваивают езду на суше за какие-нибудь полчаса, и, напротив, постигшие навыки управления парусной тележкой после этого скоро укрощают парусную доску.

Для применения паруса на суше в более непростых условиях равнинной местности предназначена конструкция парусной тележки, разрешающая делать повороты на ходу и объезжать разные препятствия.

Рис.

3. Схемы поворотов:
А — поворот «уваливание», Б — поворот «приведение».

В качестве колес виндсерфера повышенной проходимости и маневренности смогут употребляться камеры от «дутиков» детских самокатов, картов, мокиков, легких машин, смонтированные на барабанах, изготовленных из фанеры толщиной 8—10 мм.

Диски колес крепятся болтами М6 к медным либо латунным втулкам, каковые в один момент являются подшипниками скольжения. Густая смазка закладывается во втулки при сборке их с осями. Оси металлические, закаленные. Крепление колес на осях осуществляется шплинтами и шайбами.

Капроновая лента сечением 3X25 мм либо шнур, стягивающие камеры, пропускаются через отверстия в дисках с таким условием, дабы поверхность камер прогибалась под действием ленты на 15—20 мм.

Для подкачки камер в наружных дисках предусмотрены отверстия O 40 мм: в них пропускаются ниппели, соединяемые со шлангом насоса. Давление воздуха в камерах поддерживается в пределах 0,3—0,4 кгс/см2.

Подобные колеса — красивые амортизаторы, оберегающие тележку от сильных толчков.

Помимо этого, слабо надутые камеры создают устойчивость не только при езде по прямой, но и на уклонах и поворотах.

Ничем не защищенные камеры низкого давления кажутся такими уязвимыми, что тяжело решиться применить их для сухопутного виндсерфера-вездехода, предназначенного для передвижения по пересеченной местности, к тому же и с громадной скоростью. Но опыт подтверждает их надежность.

На вездеходах, оборудованных подобными колесами, совершались долгие походы кроме того по Заполярью («М-К» № 5 за 1984 г.).

На основании тележки устанавливается на петлях платформа, причем она имеет возможность наклоняться в обе стороны от продольной оси тележки. По финишам основания на вертикальных осях монтируются поворотные брусья с колесами.

На переднем финише основания фиксируется шарнир мачты.

Платформа тележки с двух сторон шарнирно соединяется наклонными тягами с поворотными брусьями так, что при наклоне платформы колеса с одной стороны тележки расходятся, а с другой — сближаются. К примеру, двигаясь курсом бейдевинд правого галса (рис.

3а), спортсмен нажимает ногой на правый край платформы, а мачту наклоняет пара вперед, в следствии чего колеса с правой стороны расходятся, а с противоположной сближаются — колесный виндсерфер начинает поворот налево (уваливание). Нажимает на противоположный край платформы, мачту легко назад — поворот вправо (приведение, рис. 3б). Для поворота налево при перемещении курсом фордевинд нужно наклонить платформу вправо, и напротив.

При экстренном повороте возможно не выполнять маневра парусом, а только надавить на край платформы, противоположный повороту. Так осуществляются объезд и повороты препятствий при перемещении на сухопутном виндсерфере.

Для торможения на курсе фордевинд достаточно обезветрить парус, быстро поставив его в положение левентик, на острых направлениях — ослабить тягу шкотовой рукой и быстро поставить парус против ветра; тележка, имеющая маленький вес, владеет малой инерцией и останавливается практически сходу.

Дабы повысить устойчивость платформы, к финишам осей колес крепят резиновые амортизаторы.

Их упругость подбирается умелым методом: чем она выше, тем большее упрочнение нужно приложить к краям платформы для поворота тележки.

Все шарниры тележки — соединение наклонных тяг с платформой и с поворотными брусьями, платформы с основанием — выполняются на болтах М6 и М8, на каковые надеваются распорные втулки, предотвращающие «глухое» затягивание этих соединений.

Шарниры, соединяющие поворотные брусья и основание, складываются из шпильки М8, промежуточной шайбы и распорных втулок, последняя исключает «закусывание» брусьев между собой. Все гайки фиксируются на болтах шплинтами. Наклонные тяги изготавливаются из дюралюминиевой трубки O 22X1 мм, расплющенной и засверленной на финишах.

При достаточном количестве камер на основании тележки возможно смонтировать подъёмный плавничок и поворотный шверт, перевоплотив сухопутный виндсерфер в амфибию. При отлогом береге и благоприятном ветре он сможет съезжать в воду и преодолевать под парусом громадные водоемы в режиме виндсерфинга.

Колесный виндсерфер имеет маленькой личный вес, а его наклоняющаяся во все стороны мачта — «совокупность со свободным парусом» — позволяет спортсмену устанавливать парус в оптимальное положение по отношению к ветру и приобретать большую тягу, что разрешает виндсерферу при свежем ветре передвигаться по пересеченной местности успешнее, чем колесным яхтам классической конструкции.

Н. ШЕРШАКОВ

Рандомные статьи:

Самые странные в мире животные — На суше


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ветер парус и… колёса

    Историки утверждают, что парус показался на суше около четырёх тысячелетий назад! Фантастика? Нет — тому имеется документальные подтверждения. В первой…

  • Виндсерфер… с веслами

    Парусная доска завоевала сейчас огромную популярность. Все больше водоемов летом «расцветают» ее броскими треугольниками. Но в безветрие их паруса и…

  • «Торос-1»: и по суше, и по воде

    Транспортные средства на воздушной подушке (ТСВП) стали широко распространены за границей и у нас. Сейчас громаднейшую популярность покупают легкие…

  • Яхта на… шоссе

    Большое количество километров намотали на собственные колеса сухопутные яхты-парусники с того времени, как в первой половине 70-ых годов XX века…