Ветер парус и… колёса

Историки утверждают, что парус показался на суше около четырёх тысячелетий назад! Фантастика? Нет — тому имеется документальные подтверждения.

В первой половине 50-ых годов XX века итальянская археологическая экспедиция при раскопках храма Птолемея около местечка Мединет Мади нашла остатки старого сухопутного парусника. Сконструирован и изготовлен он был под началом египетского фараона Аменехмета III (1849 — 1801 гг. до н.э.). Это была ладья, сперва плававшая по Нилу, а позже установленная на четыре древесных колеса. На две четырёхметровые мачты натягивались цветные паруса.

Надпись на отысканной в пустыне базальтовой отшлифованной плите гласила: «Фараон Аменехмет III путешествовал из этого через пустыню к Мединет в парусной ладье, движимой ветром».

В древних русских летописях отыскано описание похода киевского князя Олега с дружиной на Византию в 907 году. Греки закрыли вход в гавань Константинополя цепью, преградив путь русским судам. «И повеле Олег солдатам своим изделати и восстановити на колёса суда… и идяше к граду».

С попутным ветром суда на колёсах помчались к городу по суше, приведя соперника в смятение и ужас.

Равнинные морские берега Голландии и постоянные сильные ветры, дующие с моря, натолкнули голландского математика Симона Стевина (1548 — 1620 гг.) на идея применять парус на суше. Заручившись покровительством принца и финансовой поддержкой Оранского, Стевин в 1600 году выстроил сухопутные парусники, прозванные «гаагским чудесным образом».

Не обращая внимания на сопротивление церкви, посчитавшей изобретение «работой сатаны», Стевину удалось организовать регулярное сообщение на голландском побережье между городами Шевенингом и Петтеном, лежащими друг от друга на расстоянии 60 км. Повозки вмещали до 20 пассажиров и развивали скорость около тридцати километров/ч.

Во времена первых железных дорог в прибрежных районах Канады по рельсам со скоростью до 50 км/ч курсировали вагоны, оснащённые мачтами с управляемые моряками и парусами.

Ветер парус и... колёса

Несложный сухопутный виндсерфер:

1 — рама тележки; 2 — шарнир мачты; 3 — составная мачта (дюралюминиевая труба O40х1,5, 4 секции); 4 — клотик (древесина); 5 — парус; 6 — разборный гик; 7 — петля для ноги; 8 — основание; 9 — железная сетка; 10 — ограничитель сетки (труба O16x1); 11 — поперечина (труба O20x1,5); 12 — колесо; 13 -поперечный брус; 14 — продольный брус

Виндсерфер манёвренности и повышенной проходимости:

1 — колесо; 2 — поворотный брус; 3 — наклонная тяга; 4 — платформа; 5 — основание; 6 — мачта; 7 — резиновый амортизатор; 8 — ось колеса; 9 — медная (латунная) втулка; 10 — внутренний диск колеса; 11 — наружный диск колеса; 12 — капроновая лента; 13 — уголки 50×100; 14, 15, 17 — распорные втулки; 16 — рояльная петля; 18 — хомут

У нас за парусное сообщение на суше ратовал К.Г.

Паустовский. «Не сочтите меня фантазёром, — писал он, — но ветры пустыни нужно применять и для целей транспорта. Я не отыскал ещё правильное воплощение данной мысли, но я воображаю парусное сообщение в песках, где нет ни растительности, ни поселений, ни гор и нет ничего, что может помешать перемещению».

«Песчаные парусники», либо «пляжные яхты» — так назвали новые спортивные боеприпасы — лёгкие одноместные колёсные яхты.

Их корпус из пластика, по форме напоминающий челнок, снабжается тремя колёсами от лёгких самолётов либо мотоциклов. Большой треугольный парус управляется гика-шкотом. Остановка осуществляется особым рычагом, упирающимся при торможении в почву.

Быть может, парусу на суше суждено громадное будущее, но сейчас подобные конструкции употребляются по большей части лишь в спортивных целях.

Отметим, что в первой половине 60-ых годов двадцатого века была создана Интернациональная федерация колёсных яхт.

С того времени систематично проводятся открытые первенства Европы: на скорость, время, упражнения по акробатической езде и слалому на скоростях до 50 км/ч. На колёсных яхтах развивают скорость до 200 км/ч. тренировки и Старты соревнований проходят на песчаных пляжах, аэропортах а также в пустынях.

Вторая область применения колёсных яхт — дальние, тысячекилометровые пробеги по пустыням и степным просторам.

Притом песчаные яхты выдерживают огромные нагрузки, намного большие, чем их водные сородичи. Первая дальняя экспедиция, организованная Жаном де Буше на колёсных яхтах, прошла в 1967 году. Спортсмены преодолели по пескам Сахары 3000 км — от Алжира до Мавритании.

У нас довольно часто совершенствовались многокилометровые переходы на сухопутных яхтах по пескам Приаралья, Каракумам, плато Устюрт, по северному Прикаспию и Казахстану.

Чуть показался на свет и собрал силы новый вид парусного спорта — виндсерфинг, как энтузиасты поставили его на колёса. Восемь лет назад француз Арно де Росне за 12 ходовых дней прошёл на тележке под парусом от виндсерфера 1300 км по пескам пустыни Сахара. Уже проводятся чемпионаты мира по сухопутному виндсерфингу на высохших соляных озёрах в Тунисе.

Новое спортивное увлечение — катание на колёсной тележке под парусом по суше несложно освоить не только тем, кто может кататься на парусной доске, но кроме того тому, кто только планирует заниматься виндсерфингом.

Несложный сухопутный виндсерфер возможно выстроить с маленькими затратами. При изготовлении корпуса виндсерфера по бокам монтируются древесные бруски сечением 40×60 мм и длиной 1200 мм.

Ещё потребуются два поперечных бруска того же сечения длиной 600 мм, служащие для крепления осей колёс. Для ходовой части предпочтительно применять надувные колёса от детского велосипеда либо самоката, возможно забрать и от детской коляски, но в этом случае движение парусника будет более твёрдым. Рангоут парусной тележки возможно разборным либо от простой парусной доски.

крепление и Конструкция осей к корпусу на них колёс зависят от изюминок используемых колёс. Выполнить и то и другое в каждом конкретном случае не воображает трудности. В разобранном виде габариты упаковки виндсерфера не превышают 1500x300x200 мм, что при неспециализированной массе в 14…16 кг разрешает переносить его одному человеку.

На колёсном виндсерфере прекрасно кататься по асфальтированным, закрытым для проезда транспорта дорогам, песчаным пляжам со слежавшимся песком и, само собой разумеется, по степным и пустынным равнинам. Резиновые шины создают достаточное сцепление с асфальтом и грунтом чтобы двигаться на тележке под достаточно острым углом к ветру. Повороты на таковой упрощённой тележке возможно делать лишь с остановкой, переставляя её в нужном направлении.

Для торможения достаточно, растравив парус по ветру, надавить ногой на ближайшее заднее колесо. Подобным образом комфортно тормозить, в то время, когда задние колёса мало выступают над платформой. Передние колёса смогут быть для того чтобы же либо большего размера.

При обучении катанию на парусной тележке и при езде на громадных скоростях не лишними будут наколенники, налокотники, мотоциклетный либо хоккейный шлем.

Умелые серфингисты осваивают езду на суше за какие-нибудь полчаса, и, напротив, постигшие навыки управления парусной тележкой после этого скоро «укрощают» парусную доску.

Для применения парусной тележки на суше в более непростых условиях равнинной местности и предназначена её конструкция, она обязана разрешать делать повороты на ходу и объезжать разные препятствия.

Для виндсерфера повышенной проходимости и манёвренности смогут употребляться камеры от «дутиков» детских самокатов, картов, мокиков, лёгких машин, смонтированные на барабанах, изготовленных из фанеры толщиной 8-10 мм. Диски колёс крепятся болтами М6 к медным либо латунным втулкам, каковые в один момент являются подшипниками скольжения. Густая смазка закладывается во втулки при установке их на оси.

Оси металлические, закалённые. Крепление колёс на осях осуществляется шплинтами и шайбами. Капроновая лента сечением 3×25 мм либо шнур, стягивающие камеры, пропускаются через отверстия в дисках с таким условием, дабы поверхность камер, соприкасающаяся с дорогой, прогибалась под действием ленты на 15-20 мм.

Для подкачки камер в наружных дисках предусмотрены отверстия диаметром 40 мм: в них пропускаются ниппели, соединяемые со шлангом насоса.

Давление воздуха в камерах поддерживается в пределах 0,3 — 0,4 кгс/см2.

Подобные колёса — красивые амортизаторы, оберегающие тележку от сильных толчков. Помимо этого, слабо надутые камеры создают хорошую устойчивость не только при езде по прямой, но и на уклонах и поворотах.

Схемы поворотов:

А — поворот «уваливание»; Б — поворот «приведение»

Катание на колёсных виндсерферах по дну высохшего озера

Гонка сухопутных парусников по береговой полосе (Англия)

Ничем не защищённые камеры низкого давления кажутся такими уязвимыми, что тяжело решиться применить их для сухопутного виндсерфера-вездехода, предназначенного для передвижения по пересечённой местности, да ещё и с громадной скоростью. Но опыт эксплуатации подтверждает их надёжность. На вездеходах, оборудованных подобными колёсами, совершались долгие походы кроме того по Заполярью («М-К» № 5 за 1984 г.).

Для колёс возможно подобрать и мягкие шины с глубоким протектором и «обуть» в них камеры.

На основании тележки устанавливается на петлях платформа, причём она имеет возможность наклоняться в обе стороны от продольной оси тележки. По финишам основания на вертикальных осях монтируются поворотные брусья с колёсами. На переднем финише основания фиксируется шарнир мачты.

Платформа тележки с двух сторон шарнирно соединяется наклонными тягами с поворотными брусьями так, что при наклоне платформы колёса с одной стороны тележки расходятся, а с другой — сближаются. К примеру, двигаясь курсом бейдевинд правого галса (рис.

А), спортсмен нажимает ногой на правый край платформы, а мачту наклоняет пара вперёд, в следствии чего колёса с правой стороны расходятся, а с противоположной сближаются — колёсный виндсерфер начинает поворот налево («уваливание»). Нажимает на противоположный край платформы, наклоняет мачту легко назад — поворот вправо («приведение»), (рис. Б).

Для поворота налево при перемещении курсом фордевинд нужно наклонить платформу вправо, и напротив. При экстренном повороте возможно не выполнять манёвра парусом, а только надавить на край платформы, противоположный повороту. Так осуществляются объезд и повороты препятствий при перемещении на сухопутном виндсерфере.

Для торможения на курсе фордевинд достаточно обезветрить парус, быстро поставив его в положение левентик, на острых направлениях — ослабить тягу «шкотовой» рукой и быстро поставить парус против ветра; тележка, имеющая маленький вес, владеет малой инерцией и останавливается практически сходу.

Дабы повысить устойчивость платформы, к финишам осей колёс крепят резиновые амортизаторы.

Их упругость подбирается умелым путём: чем она выше, тем большее упрочнение нужно приложить к краям платформы для поворота тележки.

Все шарниры тележки — соединение наклонных тяг с платформой и с поворотными брусьями, платформы с основанием — выполняются на болтах М6 и М8, на каковые надеваются распорные втулки, предотвращающие «глухое» затягивание этих соединений.

Шарниры, соединяющие поворотные брусья и основание, складываются из шпильки М8, промежуточной шайбы и распорных втулок, последняя исключает «закусывание» брусьев между собой. Все гайки фиксируются на болтах шплинтами. Наклонные тяги изготавливаются из дюралюминиевой трубки диаметром 22×1 мм, расплющенной и засверленной на финишах.

При достаточном количестве камер колёс тележки возможно смонтировать подъёмный плавничок и поворотный шверт, перевоплотив сухопутный виндсерфер в амфибию.

При отлогом береге и благоприятном ветре он сможет съезжать в воду и преодолевать под парусом громадные водоёмы в режиме виндсерфинга.

Колёсный виндсерфер имеет маленькой личный вес, а его наклоняющаяся во все стороны мачта — «совокупность со свободным парусом» — даёт возможность спортсмену устанавливать парус в оптимальное положение по отношению к ветру и приобретать большую тягу, что разрешает виндсерферу при свежем ветре передвигаться по пересечённой местности успешнее, чем колёсным яхтам классической конструкции.

Н. ШЕРШАКОВ

Рандомные статьи:

Солнечный парус


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Колеса под парусом

    В последнее десятилетие особенной популярностью у самодеятельных конструкторов пользуются моторные вездеходы на лёгких колёсах с камерами-пневматиками….

  • Виндсерфер на суше

    Историки утверждают, что парус показался на суше около четырех тысячелетий назад! Фантастика? Нет, действительность — тому имеется документальные…

  • На лыжах за парусом

    Желание прокатиться на лыжах «с ветерком» заставляет иногда изобретательных спортсменов выдумывать новые виды спорта: гонки на лыжах на буксире за…

  • Белеет парус…

    Белеет парус одинокий В тумане моря голубом… Эти строки из красивого стихотворения великого русского поэта постоянно навевают острое желание и…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.