Как ни необычно, веломобиль… старше велосипеда. Его предком можно считать уникальную «самобеглую коляску», предложенную русским изобретателем Кулибиным еще в первой половине 90-ых годов XVIII века. На ее задке, на запятках, стоял слуга, нажимая ногами на рычаги и раскручивая так два горизонтальных маховика.
Сейчас в различных государствах сконструировано пара видов веломобилей, а одна из компаний Японии кроме того предприняла их выпуск на экспорт.
Мы желаем познакомить читателей с конструкцией веломобиля, выстроенного автором и известным спортсменом многих занимательных мамин Ю. Стебченко, аспирантом Харьковского политехнического университета. О его работах мы уже говорили на страницах издания («Карт «Хади-электро» № 7 и «Покорение скорости» № 12, 1975).
будучи членом студенческого проектно-конструкторского бюро университета Ю. Стебченко принимал яркое участие в постройке и разработке электромотоцикла, электрокарта, электромобиля. Ему принадлежат рекорды скорости. И внезапно веломобиль?
Нет, не внезапно: это продолжение поиска непроторенных дорог, увлекательных технических ответов.
Так как «Вита» — Первая ласточка веломобилей любительской постройки. Редакция сохраняет надежду, что в будущем читатели поделятся на страницах издания и своим опытом разработки аналогичных автомобилей ка базе велосипедов.
Что же представляет собой веломобиль? Это небольшой одноместный «экипаж» на трех велосипедных колесах: два ведущих задних и рулевое переднее.
Корпус складывается из трубчатой рамы-каркаса с обшивкой из узких страниц стеклопластика. Все трубки металлические, тонкостенные, соединены способом пайки бронзой.
Примечательно, что при проектировании веломобиля Ю. Стебченко использовал проволочные макеты и эскизы в масштабе 1:10, что существенно облегчило компоновку главных элементов, помогло выбрать эргономичную и рациональную форму кузова.
В ходовой части автомобили употреблялись детали и готовые узлы. Колеса забраны от велосипеда «Школьник». Передняя вилка — от подросткового велосипеда «Орленок», ее лишь было нужно укоротить на 35 мм.
Подвеска задних колес осуществлена на двух рамах от для того чтобы же велосипеда.
Педали и привод — самая интересная часть устройства «Виты». В веломобиле использованы не простые педали, а особенной конструкции, с удлиненными рычагами. Они вынесены в переднюю подкузовную часть и выполнены раздельно, другими словами смогут трудиться независимо друг от друга.
От каждого из шатунов идет тросовая передача на промежуточный вал, на котором установлены шкивы двух барабанов с храповым механизмом (трещотка от велосипеда «Турист»). Возвратное вращение барабанам снабжает резиновый амортизатор. На промежуточном валу имеются две ведущие звездочки z=32, соединенные цепной передачей со звездочками задних колес z=16. Все звездочки — от «Орленка».
Компоновочная схема веломобиля:
1 — каркас, 2 — педаль с удлиненным шатуном, 3 — подвижной хомут для крепления тягового троса, 4 — трос, 5 — барабан с трещоткой, 6 — резиновый шнур, 7 — тормозной механизм, 8 — каркас кабины, 9 — рычаги тормозов, 10 — рулевое колесо, 11 — втулка шатуна.
Такое устройство снабжает свободную передачу: возможно нажимать на каждую педаль поочередно либо на обе сходу.
Оригинальность механизма содержится и в том, что упрочнение, передаваемое на ведущие колеса, возможно изменять еще и благодаря подвижным муфтам на шатунах, к каким крепятся тросы. Смещая их вверх либо вниз на ходу, удается получать того же результата, что дает на автомобиле бесступенчатая коробка передач.
Подобный тип «бесступенчатой передачи» на веломобилях используется в первый раз.
Зарубежные конструкции имеют другие, более сложные механизмы.
«Вита» владеет хорошими ходовыми качествами, сохраняя «велосипедную» небольшой вес и простоту управления — 29 кг. На дороге с асфальтовым покрытием она развивает скорость 15 — 16 км/ч, а при легком уклоне — более чем 20 км/ч.
Что же касается наслаждения, испытываемого от езды на веломобиле, то любой, кто его выстроит, может в этом убедиться сам.
* * *
Создатель веломобиля вычисляет вероятным применить в конструкции таковой автомобили инерционный привод. Причем кроме того предлагает два варианта его устройства.
Первый, самый простой, в то время, когда инерционный барабан либо цилиндр весом 2—5 кг (в зависимости от веса водителя) крепится жестко на ось ведущих звездочек.
Второй — вынос инерционного барабана за сиденье водителя, в грузовой отсек веломобиля, и крепление его на независимой оси, над задними колесами. В эточ случае на заднюю ось нужно посадить звездочку для передачи вращения на ось инерционного барабана. Вес его остается в тех же пределах, а соотношение шестеренок подбирается экспериментально.
Тут, как говорится, каждому имеется возможность показать собственные конструкторские свойства.
В. ЗАХАРОВ, В. СИНЯКОВ
Рандомные статьи:
Самодельный веломобиль Ласточка Саранск
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
План был воистину грондиозным — сконструировать и выстроить универсальное транспортное средство, талантливое с уверенностью двигаться по распутью (в…
-
Веломобиль для прогулок и дела
На данный момент автомобильные «пробки» и смог стали главной проблемой не только мегаполисов, но и маленьких провинциальных городов. Развитие…
-
Вы подмечаете? Они опять начинают псе чаще попадаться на глаза во дворах, на улицах городов и поселков, сельских дорогах — юркие и стремительные…
-
Двухместный веломотомобиль Тандеммоя последняя самодельная конструкция с комбинированным приводом: от пассажира и педалей водителя (в этом случае он…