Fun-fly wizard 3d

  • Вступление
  • Параметры модели
  • Крыло
  • Оперение
  • Фюзеляж
  • Обтяжка
  • Инсталляция
  • пилотирование и Настройка
  • Перечень материалов
  • Заключение

Вступление

Статья ориентирована на моделистов, имеющих достаточный опыт как в постройке моделей, так и в их пилотировании.

Для начального обучения управлению р/у самолётами эта модель не рекомендуется!

Итак, всё началось с безобидной беседы в чате на сайте RC Design. Это не реклама, а жизненный факт, перенесённый из занимательного виртуального мира, в мир обыденной модельной действительности…

в один раз жаркой летней ночью сижу я и разговариваю в чате. Разговор шёл про фан-флаи — это упрощённые, своеобразные р/у модели для экстремального пилотажа. В этот самый момент я отыскал в памяти про имеющийся у меня пятнадцатикубовый мотор OS Max .90 FSr, что лежал без дела целых четыре года.

В чате в то время среди вторых визитёров находился Алексей Ким (ник — lexa), один из молодых моделистов в отечественном городе. Он-то мне и внес предложение: — А не выстроить ли нам громадного фан-флая? В общем, так всё и началось…

Благодарю создателям сайта RC Design, благодаря которому живущие в одном городе моделисты встретились и взяв новый интеллектуальный стимул, создали нижеописанную модель, и не только… Эта модель была спроектирована и выстроена в г. Алма-Ате (Казахстан), Алексеем Ким и Андреем Ломтевым, при моей технической и материальной помощи, в весьма сжатые сроки — ровно за 20 дней от начала разработки чертежа до первого полёта в всецело законченном виде!Fun-fly wizard 3d

Параметры модели

Размах крыльев 1600мм
Протяженность (с коком 3) 1790мм
Хорда крыла 670мм
Масса без горючего 3550 гр
Нагрузка на крыло 34 гр./дм2
Двигатель (15сс 2-х тактный) OS Max .90 FSr
Статическая тяга с винтом 380Х140 при 11750 rpm 4,8 кг
Энерговооружённость 1,35
Центровка 35%
Шасси двухстоечные, диаметр главных колёс 75 мм
хвостового 30 мм
Топливный бак капроновый Du-Bro 240 мл
Бортовая топливная помпа Perry VP-30 Glo (для калильного горючего)
Аккумулятор Ni-Mh JP 1500 АА 5 элементов

Крыло

Крыло — хорошее наборное, бальзовое. До лонжерона лобик зашит бальзой толщиной 1,5 мм. Поперечный комплект крыла включает в себя двенадцать нервюр из 3 мм бальзы (лёгкой).

Десять из них имеют громадные окна облегчения, не облегчаются лишь корневые. Хвостовые части образующей профиля совсем ровные, что разрешает собирать крыло на любой ровной поверхности без опасений происхождения круток

Лонжерон двухполочный, полки — сосна 8х4. Стена лонжерона — 2 мм лёгкая бальза с вертикальным направлением волокон.

Передняя кромка — составная, главный элемент — рейка 10х13 из плотной бальзы. Кроме данной рейки имеется два поддерживающих стрингера из плотной бальзы 7х7.

Задняя кромка — кроме этого составная: бальзовая рейка 10х10 и две накладки — полосы шириной 35 мм из 1,5 мм бальзы.

Порядок сборки крыла — на рабочем чертеже планируют нервюры и полки лонжерона (смола). По окончании вклейки стенок лонжерона (на смоле), встык приклеивается рейка 10х10 и обрабатывается по профилю. Наклеиваются накладки задней кромки. Под петли навески элеронов вклеиваются бальзовые брусочки.

Тут эргономичнее всего применить густой циакрин.

Сейчас вклеиваются 3 элемента передней кромки. Вся передняя часть лобика (от середины верхнего до середины нижнего стрингера) зашивается 1,5 мм бальзой. Затем возможно на смоле обшивать фактически кессон.

Остаётся зашить центральную секцию крыла, наклеить полочки на нервюры и оформить контейнеры под сервомеханизмы элеронов.

Оперение

Всё оперение планирует из бальзовых реек 10х10 (кромки) и 10х3 (нервюры). Сложностей сборка стабилизатора и киля не образовывает. Примечание — все киль и рули, имеют роговую компенсацию и необходимую весовую балансировку.

Рог обязан мало перевешивать всецело обтянутый руль. Весовая балансировка (изготавливается из кусочков свинца) исключает появление для того чтобы неприятного явления, как флаттер, что при аналогичных размерах рулей возможно весьма и весьма страшным. Задняя кромка стабилизатора в корневой территории (300 мм по размаху) улучшается сосновой рейкой 10х4 мм. По конструкции и материалам элероны подобны оперению. Под шарниры вклеены бальзовые брусочки.

Практика продемонстрировала, что на всех рулевых поверхностях под кабанчики лучше вклеивать не бальзовое, а липовое, тунговое либо второе (достаточно плотное) усиление.

Фюзеляж

Вопреки классической концепции фан-флая фюзеляж сделан объёмным. Боковины имеют смешанную конструкцию — до задней кромки элеронов она целая бальзовая 3 мм. Хвостовая часть представлена плоской фермой с диагональными раскосами из бальзы 2 мм. Раскосы имеют Т-образный профиль. Продольные элементы хвостовой фермы — бальзовые стрингера 8х8 с наклеенными полосами бальзы 2 мм.

Передние части стрингеров — из сосны, стыкуются с бальзовыми на ус. Из-за весьма толстого профиля крыла фюзеляж в напряжённой территории над крылом имеет маленькую высоту. Данный перешеек усилен наклеенным изнутри на боковины переклеем из 1мм фанеры 3 мм бальзового шпона.

Передний, моторамный шпангоут (fire wall) изготовлен из переклея 1 мм фанера + 8 мм бальзовая фанера + 1 мм фанера. В шпангоут вклеиваются анкерные гайки крепления моторамы. Передний подкрыльевой шпангоут выполнен из бальзовой пластины толщиной 9 мм, нижняя добрая половина её обшита с двух сторон 1 мм фанерой. Размечаются и сверлятся отверстия под крыльевые штыри. Задний подкрыльевой шпангоут подобен переднему, он имеет прямоугольное отверстие 5 х 50 мм для пластинки под грибок крыльевого болта.

Передний и задний гаргроты представлены зашивкой и формообразующими шпангоутами из 1,5 мм бальзы.

Перед зашивкой низа фюзеляжа рекомендуем покрыть отсек бака химолом либо паркетным лаком, на нём же моторный отсек оклеивается узкой стеклотканью 0,1мм. Низ фюзеляжа за крылом — таврованная ферма с раскосами.

В носовой части фюзеляжа вклеивается буковый брусок крепления стоек шасси. Он завязан на второй шпангоут (узел нужно хорошо проклеить (лишь смола!) с галтелью клея на стыках). Стойки шасси — стандартной торсионной схемы ( Г — образный изгиб, засунутый в тело буковой бобышки), изготовлены из 4 мм качественной металлической проволоки.

Они имеют маленькие подкосы из 2 мм проволоки. Подкосы крепятся к подобному бруску на подмоторном шпангоуте. Форма (изгиб) стоек произвольный, принципиально важно лишь обеспечить высоту около 300 мм от оси двигателя до опорной поверхности.

Колёса — диаметр 80 мм серии Ultralight (пара весит около 35 г).

Обтяжка

Модель обтянута термо-плёнкой Super MonoKote компании Top Flite. Использовались самые простые для таких работ инструменты: железные линейки, модельные ножи, паяльник с дюралюминиевой насадкой и модернизированный утюжок грузинского производства (для глаженья рукавов и воротников на белье). Раскраска была отрисована вручную, на программе Type 3, после этого на плоттере из простого оракала вырезаны выкройки элементов окраски.

Разработка наклейки сложных подробностей из оракала — мокрая, простая для таких криволинейных поверхностей, как на самолёте. Как она выглядит? Весьма легко! Готовится мыльный раствор, складывающийся из 9 частей воды и 1 части шампуня (хоть компании Schwarzkopf, хоть HeadShoulders, хоть хозяйственное мыло). Наливается данный раствор в безлюдный распылитель от любого бытового стеклоочистителя.

Вырезанный оракал на бумажной подложке очищается от всего не нужного оракала около и в вырезанных подробностей. После этого задираете уголок нужной подробности и начинаете снимать оракал с мелованной подложки наряду с этим брызгая мыльным раствором на клеящий слой. Так, иногда распыляя раствор, снимаете всю подробность и преспокойно раскладываете её на том месте, где ей необходимо быть приклеенной по Вашему плану, не опасаясь, что финиши подробности склеятся!!!

После этого совсем ровняете вырезанную подробность и с опаской вытесняете водный раствор из-под оракала. Вытеснять раствор лучше мелким резиновым либо пластиковым шпателем, но возможно и руками, ногтями, тряпками, меньше, тем, что под руками выяснилось J. Основное в этом деле-стараться не допускать остающихся воздушных пузырьков!

Инсталляция

В модели мы применили рулевые машинки от различных производителей — какие конкретно были в наличии, те и поставили. С учётом нагрузок на рули подобрался следующий набор из шести машинок:

Элероны Futaba S 3001, 2 шт.
Рули высоты (раздельные) Futaba S 3003, 2 шт
Руль направления Hitec HS 615 MG, 1 шт.
Газ Hitec HS 80 micro, 1 шт.

Тяги на рули сделаны максимально маленькими, поскольку все сервомеханизмы расположены у собственных рулей. На рули и элероны высоты применены велосипедные спицы O 2 мм, на торцы которых навинчены термиковские вилочки. Тяги для руля направления изготовлены из двух кордовых тросиков, длиной по 20 см любой.

Для привода дросселя на карбюраторе применён отрезок стандартного боудена чешского производства.

пилотирование и Настройка

На модели фан-флая я применил аппаратуру управления Futaba 8UAP. Задействовано 6 каналов. Активированы два миксера: ailvatr — на рули высоты (в то время, когда половинки рулей высоты трудятся в противофазе и приводятся от команды по элеронам, наряду с этим работаякак рули высоты; и aildiff — на элероны (дифференциальные элероны). Кроме этого был задействован третий, отключаемый миксер elevator-flaps — при перемещении рулей высоты, отклоняются закрылки.

Данный миксер оказывает помощь делать острые углы по тангажу и петли минимального радиуса. На всех рулях выставлена отрицательная экспонента. Dual Rates: на полных расходах, рули отклоняются по 48-50 град, это пилотажный режим.

При зажатых расходах, рули отклоняются по 25 градусов, это — посадочный режим.

Хоть я и налетал на республиканских соревнованиях в классе F3A на 2-е место (из 10 участников), но в то время, когда я полетел на данной модели фан-флая, то я осознал, что практически не могу летать- так это было непохоже на все другие модели самолётов, на которых я летал до этого. Большой и весьма манёвренный, для настоящего 3D пилотажа!!! Тяжело придумать фигуры, каковые нереально сделать на таковой модели.

Перечень материалов

Бальза 10х13х1600мм 1 шт. (элемент передней кромки)
Бальза 7х7х1600 мм 2 шт. (поддерживающие стрингеры передней кромки)
Бальза 10х10х1000мм 10 пластин (оперение, элероны, стрингера)
Бальза 3мм 12 пластин (нервюры, торцовка законцовок, боковины фюзеляжа)
Бальза 2мм 4 пластины (таврики ферм фюзеляжа, контейнеры под машинки и аккумулятор и др.)
Бальза 8х8х1000мм 4 шт. (задние стрингеры фюзеляжа)
Сосна 8х4х1600мм 2 шт. (лонжероны)
Сосна 8х6х500мм 4 шт. (передняя часть стрингеров)
Сосна 10х4х300мм 1 шт. (усиление стабилизатора)
Фанера 1х300х300мм 1 шт. (накладки и шпангоуты)
Бальзовая фанера 300х300мм (3 слоя по 3мм) 1 шт.
Клей циакриновый 30 тюбиков по 10 гр.
Смола эпоксидная ЭДП 1 упаковка 250 гр.
Стеклоткань 0,1мм 0,5м2
Обтяжка Super MonoKote Top Flite 4 рулона по 6 футов
Обтяжка Оракал 2 квадратных метра, раскроенных на плоттере

Заключение

В заключении возможно сообщить такую вещь — если вы уже давно занимаетесь авиамоделизмом, в частности пилотажом, и Вам хочется чего-нибудь этакого — стройте фан-флай.

И совсем необязательно придерживаться строгих рамок по геометрии модели, конструкции, либо используемым комплектующим и запчастям. Фан-флай — это полный фристайл, как в постройке, так и в эксплуатации. Ясно, что мотор 15 кубов достаточно специфичен и мало распространён. Исходя из этого возможно без опасения маштабировать модель и под 10 кубов, и под хороший 7,5сс мотор. Кстати на подходе предстоящее развитие данной эпопеи — сейчас под 7,5сс.

В любом случае Вы станете приятно поражены способностями и манёвренностью модели. И ещё — чего не следует делать на фане — так это очень сильно разгонять его в пике — помните про огромные площади рулей ведущие к вероятному флаттеру, в особенности в случае если рули не имеют балансировки…

Чертеж Wizard 3Dwizard3d.zip 32,83 kB
Видео Wizard 3Dwizard3d_video.exe 5,89 MB

Рандомные статьи:

Eachine Wizard X220 — Betaflight 3D Fun — I ♥Blheli S


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Самолёт ф-3

    В отечественном городе Кингисепп был планерный клуб РОСТО, в котором я с 1996 г. трудился пилотом-инструктором. Из авиатехники в клубе имелись: два…

  • «Настойчивый» просится в полёт

    Так именуют собственный самолёт кружковцы-их руководитель и авиамоделисты — Вадим Борисович Румянцев из города Приволжск Ивановской области, чьими руками…

  • Protech cougar

    Вступление Характеристики Содержание комплекта Сборка самолета Крыло Фюзеляж аппаратуры и Инсталляция двигателя Первый полет Вердикт Вступление История…

  • Pilotage як-54 40 arf

    Из-за чего как раз ЯК-54 Открываем коробку Осмотр Взвешивание Обмер Сборка Двигатель Топливный бак Крыло руль и Стабилизатор высоты хвостовое колесо и…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.