Аэросани «боловик»

Конструкторы аэросаней, трудящиеся в сельской местности, — а таких большая часть — частенько используют подробности списанного тракторного пускача ПД-10 для винтомоторных установок собственных автомобилей. Это ясно и закономерно: двигатель ПД-10 обширно распространен в сельском хозяйстве, нужная переделка его в аэросанный вариант не воображает громадной сложности.

Накапливая опыт эксплуатации аэросаней с этими двигателями, конструкторы получают очень ощутимого увеличения их мощностных черт методом улучшения продувки, подбора карбюраторов и т. д. Возможно смело заявить, что на данный момент одноместные «сельские» аэросани с двигателем, созданным на базе ПД-10, являются самый отработанной и надежной машиной. К сообщённому направляться добавить, что в конструкции ходовой части, совокупностей управления и т. п. за последние годы кроме этого создано большое количество нового. Согласно точки зрения редакции, своевременная информация об этих новинках может уменьшить работу начинающих строителей.

Аэросани «Воловик», описание которых мы предлагаем, относятся как раз к такому классу. Они выстроены бухгалтером совхоза «Рудавский» Обояньского района Курской области В. И. Болотским и вот уже третий сезон исправно помогают ему при поездках по широким просторам совхозных полей. Ключевые принципы, заложенные конструктором в эту машину: простота, недефицитность используемых материалов, неприхотливость и надёжность в эксплуатации.

Это одноместная машина трехлыжной схемы с передней рулевой лыжей (рис. 1). Она весит около 90 кг и развивает по хорошему насту скорость до 60 км/ч.

Полузакрытый кузов с обшивкой из фанеры смонтирован на древесной раме несложного типа («лестница»), собранной на косынках с клеем и усиленной по углам железными накладками. Позади рамы металлическими хомутами крепится трубчатая ось, на которую навешиваются задние лыжи; в том месте же установлена подмоторная рама, сваренная из металлического уголка 25X25 мм. Передняя (рулевая) лыжа имеет вертикальную поворотную стойку, связанную коническими шестернями с валом рулевого колеса.

Все три лыжи подрессорены амортизаторами от мотоцикла М-1-М. Для экономии веса кронштейны лыж направляться изготовлять из тонкостенных металлических труб (к примеру, от ветхих велосипедных рам).

Аэросани «боловик»

Рис. 1. Неспециализированный вид аэросаней:

1 — передняя (рулевая) лыжа, 2 — амортизатор, 3 — кронштейн, 4 — поворотная стойка, 5 — конические шестерни, 6 — карданный шарнир рулевого вала, 7 — фара, 8 — рулевой вал, 9 — доска устройств, 10 — железный шпангоут (из раскладушки), 11 — рулевое колесо, 12 — рычаг тормоза, 13 — рычаг газа, 14 — топливный бачок, 15 — двигатель, 16 — воздушный винт, 17 — габаритный фонарь на штанге ограждения винта, 18 — стойка моторамы, 19 — подкос, 20 — лонжерон рамы саней, 21 — задняя ось, 22 — задняя лыжа, 23 — амортизатор, 24 — реактивный рычаг, 25 — гребенка тормоза, 26 — переднее крепление реактивного рычага, 27 — тяга тормоза, 28 — фланец шпангоута, 29 — обшивка кузова, 30 — корпус рулевого механизма.

вал и Рулевое колесо забраны от инвалидной мотоколяски С3А. Вал крепится к шпангоуту, сделанному из дуги раскладушки, соответственным образом обрезанной и подогнанной по месту. Кузов обшит фанерой толщиной 3 мм и снаружи оклеен одним слоем бязи. С правой (по ходу) стороны саней высота борта кузова равна 400 мм, с левой же для удобства посадки уменьшена до 200 мм. его спинка и Сиденье имеют поролоновые подушки, обтянутые кожзаменителем.

При конструировании двигателя использованы картер, поршневая несколько, коленчатый вал в сборе с роликовыми подшипниками и магнето от ПД-10. Картер обрезан со стороны передаточных шестерен магнето и регулятора оборотов до гнезда подшипника. Шейка коленвала с той же стороны укорочена до ведущей шестерни, на ней сделаны прорези под магнето М-24.

Для установки последнего на хвостовик вала выточена ступица с фланцем, на котором насверлены отверстия и сделана резьба для крепления магнето и регулировки опережения зажигания. Ступица насаживается на гнездо подшипника №2206 и крепится тремя болтами. После этого на модифицированный картер устанавливаются цилиндр, головка, декомпрессор, карбюратор К-28-Е и тросы управления от мотоцикла Иж-56 либо Иж-«Планета», потому, что их посадочные места соответствуют картеру ПД-10.

Подмоторная рама сварена из металлического уголка 25X25 мм. Она складывается из верхней части, на которой устанавливается двигатель, и нижней, соединяемой болтами М8 с рамой кузова. Для повышения жесткости подмоторная рама улучшается двумя трубчатыми подкосами, двумя горизонтальными трубками и одним поперечным угольником на болтах М8. Верхняя рама несет на себе топливный бачок. Двигатель кроме этого крепится болтами М8 с резиновыми бобышками.

Он расположен цилиндром вниз — для понижения обеспечения тяжести подачи и центра машины горючего самотоком. Топливный бачок — от мотора ЗИД, его емкость 8 л. Этого количества хватает практически на 2 ч работы двигателя. Используемое горючее — бензин А-72 в смеси с маслом АС-8 в соотношения 1 : 25.

Воздушный винт изготовлен из целого бруска вяза. Для этого потребовалась сухая прямослойная заготовка размером 1300X140X50 мм.

Возможно применять кроме этого красный бук, хорошую березу, а в крайнем случае мелкослойную сосну. В последнем случае винт в обязательном порядке оклейте одним слоем стеклоткани АСТТ (б) на эпоксидной смоле. Заготовку из дерева жёсткой породы перед обработкой нужно пара часов выдержать на тёплом несколько.

Это при-дзет дереву высокую стойкость против атмосферных действий.

Рис 2. сечения и Размеры винта.

Рис. 3. Схема в двух проекциях:

А— вид сбоку; Б— вид сверху.

Разработка изготовления воздушного винта, равно как и подборки и методика расчёта воздушных винтов, описывались в отечественном издании. Исходя из этого мы приводим лишь теоретические сечения лопасти винта, продемонстрировавшего, согласно точки зрения Бопотского, отличных показателей.

По окончании того как обработка обоих лопастей винта и его балансировка будут закончены, ка центральную часть (место размещения ступицы) нужно наклеить усиливающие круглые накладки из фанеры толщиной 5 мм, дабы предотвратить возможность поломки винта при эксплуатации. После этого винт два раза покрывается тёплой олифой и окрашивается яркой масляной краской на натуральной олифе. направляться не забывать: от верного изготовления и подбора воздушного винта сильно зависят ходовые качества!

Крепление винта на валу двигателя осуществляется посредством ступицы, выточенной из стали Ст. 20. Отверстия под крепежные болты в бобышке направляться сверлить по окончании того, как винт будет верно посажен на втулку ступицы.

Лыжи изготовлены из липовых досок толщиной 15 мм в соответствии с чертежом и снизу окованы по окончании установки кабанчиков кровельным железом. Передняя рулевая лыжа имеет подрез из металлического уголка 20X20, выгнутый по форме подошвы лыжи и прикрепленный к ней болтами М6 с потайной головкой.

Электрооборудование: зажигание — от агрегатного магнето М-24; освещение — от аккумулятора (потребители — фара ФГ-38, бортовые огни и переносная лампа на ограждении воздушного винта).

В варианте с махеничным магдино целесообразно собрать диодный выпрямитель для подзарядки аккумулятора на ходу.

Тормозное устройство скребкового типа. На стоянке тормоз фиксируется ручным рычагом, имеющим храповик и собачку.

Места установки ручек и подкрыльных коньков определяются лично.

Для этого нужно, раскинув руки; лечь на санки и выяснить самоё удобное положение для рук.

Последняя операция — изготовление подушки, на которую ложится спортсмен. В ее основе возможно поролон либо простеганная вата (к примеру, кусок ветхого ватника либо одеяла). Наружный чехол не должен быть, скользким — в противном случае вам будет тяжело руководить «самолетом».

При эксплуатации санок выяснилось кроме этого, что по очень сильно укатанному снегу либо твёрдому насту лыжа подчас идет юзом и конструкция теряет управляемость. В этих обстоятельствах нужным окажется железный гребешок («подрез»), укрепленный на подошве лыжи. Его возможно изготовить из металлического уголка 10X10 мм либо немного меньше (для этого нужно «гребешковую» полку опилить напильником до высоты 5—8 мм).

Подрез к лыже нужно крепить как возможно надежнее — для этого оптимальнееприменить болты М4 с потайной головкой.

Техника езды имеет изюминке, каковые спортсмен почувствует по окончании первых же спусков. Свойство поддерживать равновесие у людей различная, она зависит от состояния быстроты реакции и вестибулярного аппарата.

Исходя из этого в случае если один «пилот» предлагаемых нами санок сходу красиво спустится вниз, то второй — менее подготовленный — может продолжительно «ковырять гору», перед тем как овладеет секретами мастерства. В любых ситуациях нужно не забывать одно необходимое правило: сперва «стартовать» с маленьких горок и, лишь освоив несложные спуски, переходить на более крутые склоны. При резком касании снега финишем крыла сани смогут мгновенно развернуться и скинуть водителя.

При перевозке в метро либо пригородной электричке крыло нужно отвернуть и сложить санки в пакет, как продемонстрировано на рисунке А. Для этого к болтам, соединяющим крыло с лыжей, нужно подобрать набор барашковых гаек.

Г. МАЛИНОВСКИЙ

Рандомные статьи:

Обзор котла \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Аэросани из лесного края

    Уникальные древесные аэросани сконструировали школьники Гена Воронцов, Жора Кочесов, Светлана Сыркова, Борис Насонов, Коля Утакин и учитель О. Д. Сырков,…

  • Асп-3: аэросани из уфы

    «Я в прошлом летчик, — написал нам директор станции юных техников Уфимского нефтехимического завода С. П. Асташкин, — и по в полной мере понятным…

  • Аэросани: идеи и конструкции

    Интерес к аэросаням как личному средству передвижения по спортивному типу и зимнему бездорожью моторной техники проявлялся в далеком прошлом. Но столь…

  • Аэросани с лодочным мотором

    Все началось довольно давно, с одной из публикаций в издании Моделист-конструктор № 5 за 1981 год, подшивки которого мы храним и иногда просматриваем. В…