Автомобиль для дачи

Под таким заголовком в «Фотопанораме» («Моделист-конструктор» № 2’93) в первый раз была опубликована информация о моей самоделке — дачном автомобиле. С того времени почта постоянно носиламне письма, авторы которых просили подробнее поведать о его конструкции. Ответить всем, конечно же, я не смог и сейчас рад предоставившейся возможности сделать это на страницах издания.

Наименование собственному дачному автомобилю я намерено не придумывал, исходя из этого для удобства описания буду условно именовать его «Дачником».

При конструировании «Дачника» я руководствовался рвением сделать его как возможно несложнее и с мельчайшими затратами, памятуя о правиле «чем несложнее, тем надежнее», исходя из этого в движение пошли все подручные материалы.

Справедливость этого правила подтвердило время: пять лет зимний период и летом я езжу на моем автомобиле и весьма им доволен — не было еще ни одной важной поломки. Кроме того, везде, где бы мы ни остановились, «Дачник» завлекает внимание прохожих. Их удивляют большая вместимость и маленькие размеры автомобили: в пассажирском варианте она легко перевозит четырех человек, а в грузовом — восемь-десять мешков картофеля!

Такое грузопассажирское назначение естественным образом продиктовало и конструктивное оформление. «Дачник» представляет собой малогабаритный двухдверный полуфургон с низкими бортами и съемным брезентовым верхом. Низкие борта разрешают легко грузить тяжести, а брезентовый тент надежно защищает пассажиров от снега и дождя. Вписаться же в относительно маленькие габариты удалось благодаря применению деталей и узлов мотоколяски СЗД.

Непривычна компоновка «Дачника».

В большинстве случаев двигатель в машинах располагают спереди либо позади. У меня же он — посредине, между грузопассажирским отсеком и кабиной. Такое размещение дает кое-какие преимущества. Основное из них — обслуживания и удобство эксплуатации: при чего подлезать под машину, а тем более переворачивать ее не нужно — все главные узлы силовой установки и без того дешёвы.

Неспециализированный вид «Дачника».

Автомобиль для дачи

точки и Элементы кузова их соединения (на виде сверху каркас тента условно не продемонстрирован):

А — каркас багажника, Б — переплет остекления, В — каркас кабины, Г — каркас грузопассажирского отсека;
1 — болты М6, 2,8,9 — подробности каркасов (уголок 40x40x1), 3 — окантовка багажника (уголок 50х50х 1,5), 4 — панели переплета (металлической лист s1), 5 — ложемент бортовой (Г-образный профиль 70x30x10x1,5,2 шт.), 6,7 — подробности каркаса тента (неотёсанны соответственно 20×2 и 30×2), 10 —подробности каркаса кабины (труба 30×1), 11 — петли (металлической лист s2), 12 — окантовка двери (уголок 15x15x1), 13 — болты М8, 14 — лаги пола грузопассажирского отсека (уголок 30x25x1), 15 — поперечины (уголок 30x25x1), 16 — лаги пола кабины (труба 20×2).

Компоновка автомобиля (на виде сверху кузов условно не продемонстрирован):

1 — бампер передний, 2 — колесо запасное. 3 — багажник, 4 — панель с блоком устройств, 5 — кабина, 6 — отсек грузопассажирский, 7 — тент, 8 — бак топливный.

9,18 — сиденья пассажирские задние, 10 — глушитель, 11—бампер задний, 12 — передача основная, 13 — подрамник, 14 — двигатель, 15 — рама шасси несущая, 16 — сиденье водителя, 17 — сиденье пассажирское переднее.

Шасси автомобиля:

1 —механизм рулевой, 2 — ограничитель хода вверх переднего моста (резиновый шнур сечением 12×12 мм), 3 — болт М14 подрамника натяжной, 4—амортизатор задний, 5 — передача основная, 6 — рессора, 7 — амортизатор передний (резиновая подушка), 8 — мост передний, 9 — рама несущая, 10 — подвеска заднего колеса, 11 — растяжка подрамника двигателя (труба 21×2), 12 — муфта карданная эластичная.

Несущая рама шасси:

1 — поперечина передняя, 2, 4 — кронштейны крепления каркаса багажника (уголки 30x30x4, 3 шт.), 3 — кронштейн левой рессоры, 5 — втулки для установки редуктора рулевого механизма, 6 — петля крепления дна (22 шт.), 7,10 — поперечины средние (уголок 30x30x4), 8 — подножка, 9 — лонжерон, 11 — подкос (уголок 30x30x4, 2 шт.), 12 — кронштейны передний и задний крепления подрамника, 13 — кронштейны передний и задний крепления основной передачи, 14 — поперечина задняя, 15 — стойки кронштейна заднего амортизатора, 16 — рычаг маятниковый задней подвески, 17 — ложемент (уголок 25x25x2), 18 — обвод (труба 42×2).

Верхняя рулевая тяга в сборе.

Рулевое колесо.

Рулевой механизм:

1 — труба несущей рамы шасси, 2 — шестерня редуктора ведущая (z=14), 3 — кардан, 4 — вал рулевой, 5 — кронштейн крепления рулевого механизма к передней панели, 6 — фланец рулевого колеса, 7 — шестерня редуктора ведомая (z=25), 8 — сошка рулевая, 9 — корпуса втулок редуктора на несущей раме шасси, 10 — втулка-подшипник медная (4 шт.).

Передний мост:

1 — шарнир шаровой, 2 — скоба крепления ограничителя хода вверх переднего моста с болтом М8 (4 шт.), 3 — ушки крепления рессоры (4 шт.), 4 — шпилька М14 крепления рессоры (2 шт.), 5 — тяга рулевая нижняя, 6 — кулак поворотный, 7 — вилка поворотная, 8 — тяга рулевая верхняя, 9 — ребро жесткости, 10 — рычаг рулевой, 11 — балка задняя, 12 — перемычка, 13 — балка передняя.

Кузов «Дачника» — не несущий, сделан в форме двухдверного полуфургона с брезентовым верхом.

Конструктивно он складывается из четырех частей (А, Б, В и Г), связанных между собой и с несущей рамой болтами. Любая часть — это каркас, сваренный из тонкостенных труб и стальных уголков (Б — еще и из металлического страницы), к каким винтами М5 с потайной головкой крепится обшивка из листового дюралюминия толщиной 1,5 мм.

Из таких же страниц дюралюминия выполнены днище, прекрасно защищающее раму, пол кабины, капот, ниши колёс и кожух двигателя.

Кожух для тепло- и звукоизоляции покрыт слоем ватина толщиной 15 — 20 мм и дерматином, а ниши колес для защиты от песка и дорожных камней — резиновыми фартуками. Дабы не допустить электролитическое разрушение дюралюминиевой обшивки, двигатель изолирован от рамы, другими словами кузов и рама в схеме электрооборудования не являются «массой».

В конструкции кузова использованы мало укороченные снизу двери от трактора «Беларусь».

Остекление с резиновой окантовкой — от того же трактора (задние и боковые стекла). Форточки от автомобиля ГАЗ-53, замки — от ГАЗ-69.

грузопассажирский отсек и Кабина водителя (салон), где расположены силовая установка и два пассажирских сиденья,

поделены брезентовой перегородкой с двумя окнами. Со всех сторон салон закрыт брезентовым тентом защитного цвета.

Закрытым он остается только на стоянках. В движении же один либо оба боковых полога снимаются — для отвода теплого воздуха от двигателя.

Технические данные автомобиля:

Масса в снаряженном
состоянии, кг……………….400

Грузоподъемность, кг…………500
Число мест
(включая водителя)…………….4
Мощность двигателя, л. с……….18
Большая скорость, км/ч…….80

Емкость бензобака, л…………..12
Мельчайший радиус разворота, м………………..2,5

Что касается сидений, то передние позаимствованы у ГАЗ-69, задние (подушки без спинок) — у ГАЗ-66.

Как уже было сообщено, силовая установка автомобиля размещена посредине — в грузопассажирском отсеке.

В подкапотном пространстве устроен багажник с запасным колесом, инструментальным коробкой и другими нужными вещами.

Двигатель «Дачника» рабочим количеством цилиндра 350 см3 — от мотоколяски СЗД. От серийного он отличается тем, что имеет совокупность зажигания с магнето «Катзк» и запускается из кабины вручную кикстартером. Исходя из этого стартер и аккумулятор отсутствуют.

Двигатель установлен на особом подрамнике и удерживается от поперечных перемещений трубчатой растяжкой (справа). Для предотвращения чрезмерной вибрации подрамник крепится к кронштейнам рамы посредством демпферов — резинометаллических втулок.

Охлаждается силовая установка следующим образом. Холодный воздушное пространство забирается через бортовые жалюзи, а теплый через особые щели в кожухе двигателя выводится в салон, открытый по бокам, и потом — в воздух.

Выхлопные газы выводятся через самодельный глушитель активного типа.

Трансмиссия «Дачника» подобна мотоколясочной. Крутящий момент от силового агрегата передается втулочно-роликовой цепью назад к основной передаче, складывающейся из редуктора и дифференциала заднего хода, а после этого полуосями с упругими карданными муфтами на финишах — к задним колесам.

Механизм управления автомобилем складывается из «баранки», вала, редуктора и рулевой сошки. Он установлен в особых втулках, приваренных к лонжерону несущей рамы слева. «Баранка» соединена с валом тремя болтами М6, вал с ведущей шестерней — карданом от ГАЗ-66. В качестве ведущей и ведомой забраны шестерни от основной передачи мотоколяски СЗД.

Шарниры нижней рулевой тяги сделаны из втулок с коническими отверстиями, отрезков резинового шланга диаметром 20×10 мм и болтов М10.

От пыли и грязи редуктор надежно защищен: снизу — резиновым чехлом, сверху — дюралюминиевым полом кабины.

Пружинно-гидравлические амортизаторы — мотоциклетного типа: гидроцилиндры забраны от «Урала», пружины с наружным диаметром 75 мм — от сидений сельхозтехники.

Несущая рама сварена преимущественно из тонкостенных уголков и стальных труб.

Передняя ее поперечина несет на себе кронштейны каркаса и рессор кузова; задняя — кронштейны подвесок колес и стойки крепления амортизаторов; обводная труба — кронштейны основной передачи, подрамника двигателя, и ложемент задней части каркаса кузова.

Передний мост сварен из водопроводных труб разного диаметра. Рессоры — от коляски мотоцикла «Урал» первого выпуска.

Поворотные кулаки, шаровые шарниры и вилки — от мотоколяски СЗД.

Мост прикреплен (через резиновые подушки) к задним финишам рессор (для этого в них просверлены отверстия диаметром 16 мм) шпильками М14.

М. ДРУЖИНИН,

г. Вологда

Рандомные статьи:

#1376.#АВТОПРИКОЛЫ#НА ДАЧУ#РЖАЧ#УГАР#СМЕХ[HD](АВТО БЛОГ 2015)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Грузовичок для мини-стройки

    Все работы на приусадебном либо дачном участке — это сочетание строительных, транспортных и чисто сельскохозяйственных работ. И в случае если для…

  • Мини автомобиль для детей

    Первый микроавтомобиль Мышонок я выстроил для моих детей. Как он удался, читатели Моделиста-конструктора смогут делать выводы, ознакомившись с его…

  • Автомобиль для города

    Горожан Тольятти непросто поразить новым автомобилем. На собственных улицах они первыми встречают перспективные модели Волжского автомобильного завода,…

  • Автомобиль «для души»

    Я весьма давешний подписчик издания — еще с «ЮМК», номера которого искал когда-то по киоскам. Подшивки «М-К» и сейчас дают толчок к творчеству, являются…