Горожан Тольятти непросто поразить новым автомобилем. На собственных улицах они первыми встречают перспективные модели Волжского автомобильного завода, новинки зарубежных компаний. Но где бы ни показался миниатюрный желтый автомобильчик с радостным заглавием «Колобок», он неизменно завлекает внимание прохожих и, само собой разумеется, автомобилистов.
А по окончании передачи «Это вы имеете возможность», где конструкция была представлена многомиллионной зрителей, интерес к ней возрос еще больше.
Отвечая на читателей и многочисленные просьбы телезрителей отечественного издания, мы публикуем чертежи и описание данной увлекательной автомобили, подготовленные ее автором инженером-конструктором ВАЗа Виктором Тимофеевичем нашим корреспондентом и Горбуновым С. Наджаровым.
Прочно вошел в быт современного человека автомобиль .
Модели, предлагаемые индустрией, отличаются надежностью, удобством обслуживания и эксплуатации, универсальностью. Но, самодеятельные автостроители, кроме того применяя предельное количество стандартных агрегатов, редко копируют их, а создают, в большинстве случаев, уникальные конструкции, самый отвечающие конкретному назначению автомобили.
Любителей отдыха на природе завлекают схемы полноприводных машин, с увеличенным клиренсом; автотуристов — наоборот, низкие, приземистые автомобили с обтекаемым кузовом; тех же, кто предпочитает отдых «на колесах» всей семьей, больше устраивает компоновка микроавтобуса.
А какой же автомобиль нужен муниципальному обитателю для ежедневных поездок на работу, за приобретениями, по бытовым потребностям, для недальних загородных маршрутов?
Ответы экспертов к настоящему времени «приходят к неспециализированному знаменателю». Таковой автомобиль должен иметь минимальную длину около 3 метров, просторный, удобный для нередкой посадки и высадки кузов с емким, трансформируемым за счет складывающихся задних сидений грузовым отделением. Он обязан владеть хорошей маневренностью, а его двигатель — прежде всего малой токсичностью и экономичностью выхлопных газов.
И вправду, кто из автомобилистов не подмечал: перемещение в общем транспортном потоке уравнивает стремительных Жигулей и «достоинства», и замечательных «Волг», и юрких «Запорожцев»: все они движутся с одной скоростью. А на просторных магистралях большая скорость ограничена величиной, легко дешёвой любому современному автомобилю.
Но шофер мелкого, маленького автомобиля чувствует себя в городе значительно увереннее: ему несложнее маневрировать на дорого, отыскать место на стоянке либо у тротуара и скоро припарковать машину. Не обращая внимания на скромные внешние габариты, кузов мини-автомобиля не меньше эргономичен. Так как, как показывает статистика, в среднем любой автомобиль перевозит одного-двух незначительный груз и человек.
Исходя из этого кроме того малолитражка с 4-5-ёмким багажником и местным салоном солидную часть времени перевозит… воздушное пространство. Тогда как у мини-автомобиля задняя часть салона может употребляться по необходимости и как пассажирское, и как грузовое отделение. Такое компоновочное ответ и разрешает существенно сократить длину кузова. Мощности двигателя в 30-40 л. с. для легкой автомобили достаточно.
И, двигаясь по городу, вы не ощутите отличия в скорости и динамике в сравнении с серийными легковыми авто. Наряду с этим топливные затраты будут существенно ниже: лучшие модели микролитражек на 100 км дороги тратят около 5 л бензина. Да и токсичность выхлопных газов меньше.
Потому, что чем меньше мощность двигателя, тем чаще он трудится на режимах, родных к номинальному, в том месте, где мельчайший удельный минимальное содержание и расход топлива вредных компонентов в отработавших газах.
Рис.
1. Устройство муниципального автомобиля «Колобок»:
1 — предохранительная накладка (упругий бампер), 2 — генератор, 3 — топливный насос, 4 — карбюратор, 5 — лючок отопления системы кузова и воздухозаборника вентиляции, 6 — выходное вентиляционное отверстие.
7 — амортизатор, 8 — пружина задней подвески, 9 — пол грузового отделения, 10 — основная передача, 11 — бензобак, 12 — соединительный вал трансмиссии, 13 — упругая пальцевая муфта, 14 — привод спидометра, 15 — рулевая сошка, 16 — выхлопная труба, 17 — амортизатор, 18 — пружина передней подвески, 19 — поперечная рулевая тяга, 20 — стартер, 21 — удлинитель, 22 — коробка передач, 23 — поперечная перекладина установки двигателя, 24 — коробка передач, 25 — рычаг ручного тормоза, 26 — рычаг задней подвески, 27 — трос ручного тормоза. 28 — глушитель, 29 — колесный кардан, 30 — заливная горловина топливного бака, 31 — верхний рычаг передней подвески, 32 — нижний рычаг передней подтески.
33 — вентилятор совокупности охлаждения двигателя. 34 — кронштейн вентилятора, 35 — приводной шкив.
Рис. 2. Схема кузова:
1 — лонжероны подрамника, 2 — трубчатый каркас съемного передка кузова, 3 — кронштейны крепления элементов передней подвески, 4 — задняя поперечная балка, 5 — верхняя часть кузова, 6 — колесная ниша с колодцем для установки пружины задней подвески, 7 — кронштейн крепления рычага задней подвески.
Рис. 3. Трубчатый каркас дна кузова:
1 — передняя поперечная труба, 2 — лонжероны подрамника (под кронштейны крепления двигателя), 3 — центральный лонжерон, 4 — поперечная труба, 5 — кронштейны крепления теплообменника совокупности отопления кузова, 6 — бортовой лонжерон, 7 — задняя поперечная балка, 8 — трубчатое усиление Дна грузового отделения, 9 — кронштейны крепления картера основной передачи.
Рис. 4. Привод запасных агрегатов:
1 — кронштейн генератора. 2 — генератор, 3 — двигатель. 4 — высоковольтный провод совокупности зажигания, 5 — натяжной ролик, 6 — кронштейн вентилятора, 7 — вентилятор совокупности охлаждения двигателя, 8 — приводной шкив, 9 — клиновые ремни. 10 — болт-храповик. 11 — ступица приводного шкива, 12 — приводной шкив. 13 — сальник, 14 — корпус узла привода. 15 — крышка двигателя, 16 — сферический шарикоподшипник. 17 — валик, 18 — шлицевал втулка.
19 — передний хвостовик коленчатого вала, 20 — шестерня коленчатого вала.
Исходя из этих требований и был спроектирован и изготовлен «Колобок». Его протяженность 3,1 м и ширина 1,5 м, но в салоне вольно размещаются четыре взрослых человека. При езде вдвоем задняя часть кузова преобразовывается во вместительное грузовое отделение с ровным дном.
Доступ в него — через громадную заднюю дверь. Нижняя плоскость ее разъема находится на высоте всего 0,5 м от почвы, исходя из этого погрузка кроме того тяжелых предметов в машину не вызывает затруднений. Малые габариты кузова, громадные углы поворота управляемых колес при базе чуть больше двух метров снабжают машине красивую маневренность.
Салон кроме того в четырехместном варианте удобен для пассажиров и водителя. Комфорт взят за счет повышения высоты кузова: посадка на более высоких сиденьях привычней и эргономичнее, в особенности при выходах и частых остановках из автомобиля. Само собой разумеется, таковой автомобиль менее обтекаем для встречного потока воздуха, но для муниципальных скоростей повышение аэродинамического сопротивления не столь существенно.
Более детально об устройстве автомобиля.
Кузов — несущий, трехдверный, с трубчатым усилением пола и моторного отсека. При его изготовлении использованы подробности кузова ВАЗ-2102: боковые и задняя дверь, крыша, стойки и пороги. Дабы подогнать их под выбранные размеры, двери увеличены по высоте и длине на 100 мм, а крыша значительно укорочена и на 100 мм делана выводы.
Нижняя и верхняя части кузова изготавливались раздельно.
Сперва был сварен трубчатый каркас с кронштейнами установки рычагов подвесок, элементов и двигателя амортизации. После этого он обшивался металлическими страницами, образующими пол салона и четыре колесные ниши. Форма последних — полусферическая, без ниш и карманов, где имела возможность бы задерживаться влага.
Такие ниши доступны для контроля н тщательной обработки антикоррозионными составами. Верхняя часть кузова — собранные совместно стойки, борта и крыша задней части салона монтировались на нижнюю; по окончании сварки они образуют твёрдый несущий кузов. Трубчатое усиление дна салона разрешило уменьшить пороги; у каждого одна из его стенок, выходящих в салон, была вырезана.
Не считая уменьшения ширины порога, это содействует упрощению антикоррозионного ухода за кузовом: сейчас внутренняя полость порога через перфорированную громадными отверстиями стенку имеет хороший доступ для нанесения «антикора».
Передок кузова, усиленный трубчатой рамкой, имеет съемную конструкцию: крепится он болтами. Это разрешит легко его заменить при аварии, и с громаднейшим удобством обслуживать либо ремонтировать двигатель.
Капот — аллигаторного типа.
Его возможно откидывать назад практически до ветрового стекла, всецело открывая подкапотное пространство.
Вместо бамперов, ограничивающих большие габариты автомобили, но периметру кузова установлена эластичная предохранительная накладка. Она делает кроме этого и функцию декоративного молдинга, придающего довольно высокому кузову громадную стремительность.
Для остекления салона использованы стандартные боковые стекла от «Жигулей»: с подъемными механизмами — в дверях и установленные без движений — в задней части кузова. Ветровое стекло — от автомобиля ЗАЗ-968, заднее — от ВАЗ-2102. «Форточки» у передней и задней стоек — самодельные, установлены без движений, но вентиляция салона через выходные отверстия в задних стойках кузова достаточно действенна.
Силовым агрегатом «Колобку» помогает двухцилиндровый четырехтактный двигатель воздушного охлаждения от мотоцикла «Урал». Его мощности — 36 л. с. при 5600 об/мин — достаточно для перемещения автомобили массой 700 кг со скоростью до 100 км/ч.
Средний расход бензина А-76 на 100 км пути — 6 л. Благодаря собственной оппозитной схеме двигатель превосходно «вписался» в маленькое подкапотное пространство, а воздушное охлаждение, не требующее установки радиатора в передней части автомобили, разрешило возможность придать кузову клиновидную форму. Преимущества выбранного двигателя разрешили сделать машину таковой маленькой.
Как экономно использовано подкапотное пространство в носовой части кузова, таким просторным и вместительным оказался салон автомобиля.
В совокупности питания вместо двух карбюраторов, установленных на каждом цилиндре, применен один — типа К-127. Он крепится к сваренному из металлических труб неспециализированному впускному коллектору над двигателем — в том месте, где комфортно создавать его регулировку.
Для улучшения работы зимой коллектор снизу подогревается теплом выхлопных газов: к его нижней стенке близко примыкает дугообразная трубка, соединяющая выхлопные трубы обоих цилиндров. На протяжении работы двигателя часть тёплых газов проходит через нее и нагревает своим теплом стенку впускного коллектора.
Воздушный фильтр — масляно-инерционного типа.
За счет его маленького диаметра под капотом слева от него осталось хватает места для размещения запасного колеса.
Горючее в карбюратор подает бензонасос диафрагменного типа, приводимый в воздействие эксцентриковой шайбой от вала масляного насоса.
Для равномерного охлаждения цилиндров и исключения перегрева при работе в жаркое время года двигатель оборудован принудительным обдувом: перед каждым цилиндром установлен железный трехлопастный вентилятор, приводимый во вращение клиноременной передачей. Для устройства для того чтобы привода было нужно дообработать переднюю часть двигателя. В крышке распределительных шестерен соосно коленчатому валу было расточено отверстие под корпус узла приводного шкива.
Крепится он на крышке болтами либо посредством особой сварки. Валик шкива установлен в корпусе на шариковом самоустанавливающемся подшипнике и приводится во вращение шлицевой втулкой, прикрепленной к торцу шестерни коленчатого вала. Сдвоенный шкив, собранный из двух шкивов водяного насоса ВАЗ, монтируется на хвостовике валика со шпонкой и фиксируется храповым болтом.
Клиноременная передача от ведущего шкива к вентиляторам осуществляется двумя ремнями. Правый приводит генератор и вентилятор, левый — лишь вентилятор. Натяжение первого регулируется положением генератора, второго — дополнительным роликом.
Совокупность смазки двигателя в целом осталась без трансформаций.
Но масляный фильтр из компоновочных мыслей было нужно установить горизонтально: для этого пригодилось пара металлических втулок и резиновых уплотнительных колец. А для улучшения охлаждения масла к нижней стороне поддона приварены пара металлических уголков.
Для осуществления пуска двигателя электрическим стартером маховик доработан. На удлинительное кольцо, концентрично приваренное к торцу маховика, напрессован обычный зубчатый венец от маховика ЗАЗ.
Стартер с обратным вращением крепится на точеном металлическом картере сцепления.
Сцепление двухдисковое, сухое. Его конструкция усовершенствована по типу автомобильного. Привод выжимного рычага — тросовый.
Коробка передач стандартная, жигулевская, но крепится она не к картеру сцепления, как у многих машин, а через удлинитель с промежуточным валом, так что на автомобиле она расположена между передними сиденьями. Такая компоновка, не обращая внимания на маленькое усложнение трансмиссии, снабжает лучшую развесовку автомобили, а основное, разрешает более вольно разместить педали управления.
Удлинитель представляет собой отрезок тонкостенной металлической трубы (в качестве заготовки возможно применять карданный вал от автомобиля «Москвич-408»). С одной стороны он вварен в круглый фланец, для подсоединения к картеру сцепления двигателя. Иначе в трубе прорезан продольный паз, а поверх надет широкий хомут — для соединения со стаканом фланца коробки передач.
Данный фланец изготовлен из торцевой стены стандартного картера сцепления двигателя ВАЗ. В его центральном отверстии закреплен сваркой металлической толстостенный стакан, в котором установлены уплотнение и подшипник промежуточного вала. Дополнительную жесткость соединению придают четыре металлических подкоса.
Промежуточный вал опирается передним хвостовиком на подшипник, запрессованный во внутренний фланец маховика, а задняя — через соединительную шлицевую муфту — на подшипник стакана фланца коробки. Данный вал передает вращение от ведомых дисков сцепления к первичному валу коробки передач.
При сборке узла корпусные подробности промежуточного вала объединяют двигатель и коробку передач в единый силовой агрегат, что крепится к кузову автомобиля в трех точках: к двум кронштейнам подрамника и на поперечной перекладине, под задней частью коробки.
Рис. 5. Соединение двигателя с коробкой передач:
1 — коленчатый вал, 2 — корпус двигателя. 3 — маховик, 4 — удлинительное кольцо с зубчатым венцом, 5 — стартер, 6 — нажимной диск сцепления.
7 — картер сцепления, 8 — фланец удлинителя, 9 — труба удлинителя, 10 — вал, 11 — шайба-уловитель, 12 — шлицевая муфта, 13 — стяжной хомут, 14 — первичный вал коробки передач. 15 — подкос стакана. 16 — стакан фланца коробки передач. 17 — фланец коробки передач. 18 — передняя стена коробки передач.
Рис. 6. Упругая пальцевая муфта соединительного вала:
1 — вторичный вал коробки передач.
2 — пальцевый диск. 3 — палец. 4 — металлическая обойма, 5 — стопорное проволочное кольцо. 6 — резиновый диск, 7 — центрирующий подпятник.
8 — сферический шип вала. 9 — соединительный вал.
Рис. 7. Привод ведущих колес:
1 — полуось колеса, 2 — тормозной барабан.
3 — стойка подвески. 4 — ступица колеса. 5 — карданный шарнир. 6 — карданный вал. 7 — основная передача.
Рис. 8. Устройство отопителя салона:
1 — фланец подсоединения выпускной трубы левого цилиндра.
2 — кронштейны крепления к кузову. 3 — фланец для выпускной трубы правого цилиндра. 4 — патрубок подачи холодного воздуха, 5 — патрубок отвода нагретого воздуха. 6 — перегородка. 7 — выпускная труба, 8 — теплообменник, покрытый асбестом.
С основной передачей коробка соединяется еще одним валом. Так как на автомобиле применена свободная подвеска задних колес, картер основной передачи крепится к кузову фактически без движений — посредством резинометаллических втулок.
Исходя из этого у соединительного вала вместо карданных шарниров возможно применять упругие пальцевые муфты.
Редуктор основной передачи имеет передаточное отношение 4,1. Его маленькие полуоси соединены с колесными полуосями двумя карданными валами.
Ступицы и подшипниковые узлы задних колес возможно применять от мотоколяски СЗА.
Для долговечности и увеличения надёжности вместо штатных колесных полуосей установлены самодельные, с увеличенным диаметром шеек под подшипники № 205 и №206.
При выборе размера колес (5,0-10) учитывалась не только недефицитность и низкая стоимость покрышек. Их размер во многом выяснил всю компоновку кузова: чем меньше колеса, тем меньше величина колесных ниш, а следовательно, больше места в салоне.
Использование легких, мелких колес благоприятно отражается на динамике и комфорте перемещения: чем они легче, тем меньше их неподрессоренные массы и момент инерции подвесок. И наконец, меньший наружный диаметр колес определяет и меньшее передаточное отношение трансмиссии: более компактный редуктор основной передачи. Недочёты малых колес — пара более худшая проходимость и быстрый износ.
Но первый компенсируется дешевизной резины, а второй в условиях города имеет второстепенное значение.
Подвеска всех колес — свободная. Передних — на поперечных, а задних — на продольных рычагах, поддемпфированных гидравлическими амортизаторами и спиральными пружинами ВАЗ.
Рулевое управление — классической схемы: червячный механизм (от «Запорожца») собственной сошкой перемещает поперечную рулевую тягу, соединенную сферическими шарнирами с рычагами рулевой трапеции на ступицах передних колес.
Электрооборудование автомобиля — 12-вольтовое, с генератором и реле-регулятором ВАЗ. Аккумуляторная батарея — 6-СТ-45, но успешная компоновка подкапотного пространства допускает установку любого аккумулятора от легковых автомашин.
Имеется все нужное сигнальное и контрольное оборудование: фары, указатели поворотов, стоп-сигналы, звуковой сигнал, щиток устройств — от ВАЗ-2103. Не забыто и дополнительное: освещение салона, вместительный перчаточный ящичек, электрообогрев заднего стекла и его стеклоочиститель, и радиооборудование — магнитофон и приёмник.
Нужный комфорт при эксплуатации автомобили зимой снабжает уникальный отопитель салона.
Устроен отопитель так.
Выхлопные трубы левого и правого цилиндров через гофрированные термостойкие трубы присоединены к теплообменнику — сваренной из листовой нержавеющей стали емкости. В том месте трубы сходятся в одну, которая потом выводится наружу и соединяется с совокупностью глушения.
К верхней части корпуса теплообменника приварены два маленьких патрубка для подающего и отводящего воздушных шлангов, а вовнутрь емкости вварена продольная металлическая перегородка, направляющая поток воздуха между ними по большому пути — на протяжении разогретых выхлопными газами труб. Для уменьшения теплообмена с встречным потоком воздуха, обдувающим при перемещении агрегат, корпус теплообменника изолируется асбестом.
Циркуляцию воздуха через отопитель снабжает двухскоростной вентилятор, установленный под капотом около лючка воздухозаборника. Температуру подаваемого в салон воздуха возможно регулировать заслонкой в лючке, изменяющей соотношение холодного и нагретого воздуха. В салоне выходные отверстия совокупности выполнены на протяжении ветрового стекла, по бокам передней панели, с дефлекторами для подачи воздуха на боковые стекла, и в нижней части салона: у пассажира и ног водителя на переднем сиденье.
Все сиденья в машине раздельные. Передние имеют регулировку положения по наклону и длине спинки. Задние смогут складываться вперед.
Причем, кроме пассажирского и грузового вариантов, вероятен промежуточный: сложив одно из задних сидений, приобретаем трехместный салон с грузовым отделением сбоку от заднего пассажира.
Рандомные статьи:
5 САМЫХ ЭКОНОМИЧНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ [FAKTOLOG1YA]
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Первый микроавтомобиль Мышонок я выстроил для моих детей. Как он удался, читатели Моделиста-конструктора смогут делать выводы, ознакомившись с его…
-
«Яуза» — легковушка для города
«Я собирается выстроить автомобиль для широкого потребления. Он хватит велик, дабы в нем поместилась целая семья, но и мал, дабы один человек имел…
-
Я весьма давешний подписчик издания — еще с «ЮМК», номера которого искал когда-то по киоскам. Подшивки «М-К» и сейчас дают толчок к творчеству, являются…
-
Под таким заголовком в «Фотопанораме» («Моделист-конструктор» № 2’93) в первый раз была опубликована информация о моей самоделке — дачном автомобиле. С…