Багги — спортивный кроссовый автомобиль

Студенческое конструкторское бюро Карийского политехнического университета имени А. М. Горького известно не только в родкых краях, но и далеко за пределами республики. Уникальные снегоходы, транспорт на воздушной подушке, ранцевый аэродвижитель и другие разработки, о которых неоднократно рассказывалось в «М-К», неизменно завлекают внимание специальных организаций.

СКБ существует уже практически четверть века. Сейчас это замечательное научно-экспериментальное подразделение университета, тут ведутся изучения по целому последовательности проблем, а основное, СКБ снабжает массовое привлечение студентов к научно-исследовательским и умело-конструкторским работам. на данный момент в нем семь групп, любая разрабатывает «собственную» тематику.

Организованное 4 года назад СКБ-7, специализирующееся на конструировании, испытании и изготовлении спортивных кроссовых машин — багги, — самое молодое студенческое объединение университета. Первые две автомобили с маркой МПИ показались на свет весной 1984 года и сходу забрали успешный старт: автоспортсмены политехнического В. Щеглов и В. Ершов заняли последовательность призовых мест в наибольших соревнованиях года.

Одержанные победы во многая выяснены успешной конструкцией автомобилей — тем, что было заложено в их схеме еще при проектировании. Поведать о багги МПИ мы попросили начальника СКБ-7 Вячеслава Михайловича ЩЕГЛОВА.

Рис. 1. Каркас в сборе (правые рычаги подвесок условно не продемонстрированы):

1, 2 — дуги безопасности,

Багги - спортивный кроссовый автомобиль

3, 4 — кронштейны крепления двигателя,

5 — защитный каркас силового агрегата,

6 — ушко ограничителя заднего рычага,

7 — усиление рычага,

8 — рычаг задней подвески,

9 — съемный отбойник,

10 — поворотный кулак,

11 — нижний рычаг передней подвески,

12 — верхний рычаг передней подвески,

13 — амортизатор.

Единые конструкторский опыт и технические требования многих коллективов по логике вещей в далеком прошлом должны были привести к выработке некой «совершенной» схемы багги. Но вряд ли среди прибывших на каждые старты автомобилей вы и сейчас отыщете две однообразные. И неудивительно: каждому коллективу, если он по-настоящему творческий, свойственно что-то собственный, особое, да и возможности у всех различные.

Сохраняем надежду, что отечественный опыт понадобится в первую очередь молодым спортивным коллективам. По существующей сейчас классификации багги МПИ относятся к 1-му классу и выстроены из наиболее узлов и доступных агрегатов, входящих в набор, поставляемый ДОСААФ. Данный силовой агрегат разрешает спроектировать хорошую кроссовую машину. Его заднее размещение снабжает загрузку ведущих колес, что крайне важно для автомобиля для того чтобы типа.

Ни форсирование двигателя, ни понижение неспециализированного веса конструкции заметно не поменяют динамики разгона, в случае если нет надежного сцепления ведущих колес с опорой. Но и перегрузка задней оси нецелесообразна: станет хуже продольная устойчивость и управляемость из-за ослабления сцепления передних колес с дорогой. У отечественной автомобили распределение веса на переднюю и заднюю оси составило 40 и 60%. Такое соотношение, по отечественным расчетам, близко к оптимальному.

Помимо этого, задняя установка двигателя разрешила более комфортно расположить водителя, чем в багги с хорошей трансмиссией. Сиденье размещается совершенно верно по продольной оси и в соответствии с выбранной развесовкой смещено вперед. При таком положении шофер руководит машиной правильнее, а на поворотах с заносом — перемещается по меньшему радиусу.

Рис. 3. Несущая рама каркаса с рычагами подвесок:

1 — нижний рычаг,

2 — лонжерон, труба 42X2,5,

3 — поперечная балка,труба 42X2,6,

4 — рычаг задней подвески,

5 — кронштейн амортизатора,

6 — ушко ограничителя,

7 — кронштейн двигателя.

Рама — это сварной трубчатый каркас. При его изготовлении употреблялись трубы из дешёвых конструкционных сталей: на главный каркас, дуги безопасности и главные несущие элементы подвесок балки — трубы размером 42X2,5, на боковую защиту— 35X2,2, а на остальные, менее нагруженные элементы (защита силового агрегата, отбойники, кронштейны крыльев) — размером 32X2.

Сборку рамы начинают с нижнего каркаса. В передней части к его маленьким продольным трубач привариваются кронштейны нижних рычагов передней подвески, а к поперечной балке с противоположной стороны— кронштейны рычагов задней подвески и ушки передней опоры силового агрегата. От геометрической точности сборки всех элементов нижнего каркаса зависит работа узлов ходовой части, исходя из этого сварку ведут на стапеле из металлических швеллеров.

После этого к каркасу привариваются две П-образные дуги безопасности. Соединенные на верхнем и среднем уровнях продольными трубами, а на нижнем поперечными, они образуют твёрдый каркас. Передняя часть рамы имеет клиновидную форму. Размеры ее разрешают разместить рулевой механизм, педали управления и топливный бак. На низких стойках данной части рамы приварены кронштейны верхних рычагов передней подвески, а между ними на лонжероне — опорные ушки крепления амортизатора.

Часть рамы за задней дугой безопасности помогает для защиты и крепления силового агрегата.

Рис. 4. Размещение силового агрегата:
1 — двигатель,

2 — кронштейн двигателя,

3 — рычаг управления коробкой передач,

4 — защитный каркас,

5 — выпускная совокупность,

6 — удлиненная полуось.

Подвески автомобиля — свободные. Передняя на треугольных поперечных рычагах, сваренных из металлической трубы 28X2,5. Нижние рычаги усилены продольной перекладиной и имеют кронштейн для крепления амортизатора.

Установка на раму — через стандартные резинометаллические сайлент-блоки. поворотный кулак и Шаровые опоры «жигулевские», но ось кулака проточена под размеры оси «Запорожца», так как от этого автомобиля забраны ступицы колес.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);

Задняя подвеска монтируется на стандартных продольных рычагах ЗАЗ. На их финиши наварены усиливающие металлические пластины толщиной 4 мм. К ним же крепятся ушко подсоединения и кронштейн амортизатора ремня-ограничителя большого хода рычага.

К ходовой части кроссового автомобиля предъявляются высокие требования. Главная задача подвесок — максимально обеспечить контакт колес с почвой в тяжелых условиях перемещения и действенно гасить появляющиеся колебания. На багги МПИ рычаги задней подвесок и передней оснащены гидропневматическими амортизаторами авиационного типа, снабжающими работу при большом ходе 240 мм передних и 300 мм — задних колес.

Но в полной мере удовлетворительно тут ведут себя и более дешёвые пружинно-гидравлические амортизаторы с пружинами от передней подвески ЗАЗ и амортизаторами от грузовиков.

Рис. 5. Передняя подвеска:

1 — ступица колеса,

2 — поворотный кулак,

3 — шаровая опора,

4 — верхний рычаг,

5 — тормозной шланг.

Механизм рулевого управления — реечный. Он легче и компактнее червячного, имеет меньшее передаточное отношение (1 : 10) и потому эргономичнее для спортивного автомобиля.

У двигателя ЗАЗ-968 в стандартном выполнении мощность 40 л. е., но ее возможно расширить на 30—50%. Приемы форсировки стандартные. Поршни с шатунамиподгоняют по массе. Балансируют коленчатый вал с сцеплением и маховиком в сборе.

Улучшают наполнение цилиндров горючей смесью. Для этого впускные и выпускные каналы в головках цилиндров и патрубках шепетильно зачищаются и полируются. Стыки соединений головки с коллекторами контролируют на отсутствие «ступеней». Из используемых на ЗАЗ-968 карбюраторов рекомендуем выбрать ДААЗ-2101-20 — он несложнее в регулировке.

Настройте его на легко переобогащенный состав: дабы двигатель трудился без «провалов» и скоро раскручивался. направляться уделить время и совокупности очистки воздуха, осуществляя контроль состояние воздушного фильтрующего элемента ВАЗ. При соревнованиях в сухую погоду он скоро забивается пылью и ухудшает работу совокупности питания.

Еще один резерв форсировки двигателя — настройка выпускной совокупности. Как мы знаем, что резонансные явления в выпускной трубе возможно применять для улучшения очистки цилиндров от отработавших газов. Осуществляется это подбором размеров выпускных труб.

На отечественной машине удачно применен один из способов типа «четыре в одну». Он рассчитывается по эмпирической формуле и уточняется умелым методом. Детально об этом возможно прочесть в книгах: Назаров М. М. Особые кроссовые машины — багги.

М., ДОСААФ, 1980; Морозов К. А., Черняк Б. Н., Синельников Н. И. Особенности рабочих процессов высокооборотных карбюраторных двигателей. М-, 1971.

Стандартная коробка передач для кроссового автомобиля негодна. Четвертой передачей в гонке пользоваться фактически не приходится, а промежуток передаточных взаимоотношений между второй и третьей через чур велик. Исходя из этого мы установили шестерню третьей передачи вместо четвертой, а вместо третьей — самодельную прямозубую зубчатую несколько.

Усовершенствованная коробка имеет следующие передаточные отношения: 1—3,8, II—2,118, III—1,75 и IV — 1,409.

Рис. 6. Задняя подвеска:

1 — ограничитель,

2 — кронштейн амортизатора,

3 — рычаг подвески,

4 — полуось.

Широкая колея повысила устойчивость автомобили, но заставила удлинить полуоси. Дабы они при крайнем нижнем положении рычагов не вышли из зацепления с основной передачей, движение рычагов подвесок ограничили прочными брезентовыми ремнями. Такие же ограничители установлены и в передней подвеске.

Диски, ступицы и тормозные щиты «Запорожца» использованы без трансформаций. Покрышки — или от «Волыни» (ЛуАЗ), или особые — НК-9. Последние снабжают надежную тягу при перемещении по грязи и наряду с этим прекрасно самоочищаются, но па сухом покрытии требуют от водителя большей сноровки: из-за уменьшения пятна контакта машина немного хуже «держит дорогу».

Обшивка рамы дюралюминиевыми страницами делает не только декоративную и предохранительную роль. Она помогает и силовым элементом конструкции. Страницы обшивки водительского отделения, боковины, задняя перегородки и передняя, и дно крепятся к трубкам каркаса на алюминиевых заклепках. Это повышает жесткость рамы. Толщина страниц обшивки на дне 1,5 мм, по бортам — 1,0 мм, остальные элементы из страницы 0,8 мм.

Для большей жесткости страницы зигуются. Соединять обшивку на заклепках продолжительнее и тяжелее, чем болтами, но такое крепление более надежно и не разбалтывается от тряски. На болтах крепится к своим трубчатым каркасам только обшивка крыльев: тут серьёзнее простота ремонта либо замены при случайном повреждении.

По той же причине сделаны съемными трубчатые отбойники, закрепляемые на протяжении бортов автомобили.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БАГГИ МПИ:

База, мм — 2300

Колея, мм:

передних колес — 1530

задних колес— 1500

Дорожный просвет, мм— 250

Мощность двигателя л. с. — 60

Масса, кг — 450
Распределение массы-по осям, % — 40/60

Видеосюжет:

Рандомные статьи:

Багги 2013 (покатушки 1)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Багги — гонки без дорог

    Каждое воскресенье раскрываются ворота спортивной секции Багги-ЭРМЗ. На заводской двор с характерным для мотоциклетных двигателей треском выезжают…

  • Багги-350 — спортивный автомобиль шестнадцатилетних

    Клуб «Романтик» из города Красноярска отечественные читатели знают по недавней публикации («М-К», 1979 г., №4). Редакция взяла большое количество писем с…

  • Бтр? нет, автомобиль

    Человек я не столь состоятельный, дабы позволить себе иметь пара автомобилей различного назначения (кроме того и самодельных). Исходя из этого…

  • «Боевой» багги

    Глубокоуважаемые автомобилисты, самодельщики и просто читатели! Перед тем как начать рассказ о отечественном автомобиле, стоит возвратиться не в столь уж…