«Буран» плюс

В отечественном домашнем гараже имеется видавший виды снегоход «Буран». Не буду высказывать собственный отношение к нему в целом, потому, что мнения обладателей по этому поводу расходятся. Но работа его сердца — мотора постоянно вызывала не только беспокойство, но и с каждым годом потребовала «хирургического» вмешательства.

Каждое лето, готовя эти «сани» к зимнему сезону, в двигателе из-за износа что-то поменяли: то кольца, то вкладыши, то поршни.
Как мне известно, эти неприятности, появляющиеся при эксплуатации двигателя РМЗ-600, не дают нормально дремать и вторым обладателям «буранов», а сам мотор до этот поры уже много лет будоражит умы отечественных Кулибиных, пробующих довести конструкцию «до ума». Мы же пошли иным методом, решив заменить штатный силовой агрегат вторым, подходящим.

Мысль установки двигателя от мотопомпы МП-80 на снегоход «Буран» в собственности моему сыну Владимиру, потому, что эксплуатирует и ремонтирует его по большей части он. Сын же и подбирал нужные запасные части для нового мотора, потому, что на момент появления идеи в наличии имелись только блок и цилиндры-картер. Он же осуществлял по большей части и переделку, а я только помогал ему, в то время, когда у него не хватало времени либо навыков в изготовлении отдельных сложных подробностей.

О двигателе от мотопомпы МП-80. Это двухцилиндровый, двухтактный мотор рабочим количеством около 700 см3 (по 349 см3 в каждом цилиндре) и мощностью 28 л.с. жидкостного охлаждения (тепло от цилиндров отбиралось протоком качаемой воды). Предельное количество оборотов — 4800 в 60 секунд. Его коленчатый вал — четырехопорный, уложен в замечательных роликовых подшипниках.

Прекрасно продумана совокупность его смазки. Нижние части шатунов установлены на коренных шейках также в роликовых подшипниках. Причем ролики — без сепараторов, собраны близко друг к другу. Такое ответ шатунного подшипникового узла я уже неоднократно применял ранее при переделке двигателей (к примеру, при спаривании двух моторов «Иж-Планета» — наблюдай «Моделист-конструктор» № 2 за 2003 год).

В таком узле удар от шатуна приходится не на один ролик, а распределяется между несколькими. Мотор весьма неприхотлив и может днями качать воду.

Силовой агрегат от мотопомпы МП-80 на снегоходе «Буран»:
а — вид справа (по ходу); б — вид слева (по ходу).

Поршни к двигателю МП-80 подошли от мотоцикла «Иж-Планета». Кстати сообщить, они в пять раз дешевле «бурановских», не смотря на то, что последние хуже по качеству — кроме того прогорают.

Поршневые кольца были более тугими, чем положено, но со временем притерлись.

Мотор МП-80 рассчитывался для работы на бензине марки А-66 либо А-72. на данный момент для того чтобы бензина на заправках попросту нет. Исходя из этого головки цилиндров было нужно «шлифануть» на один миллиметр, дабы уменьшить количество камеры сгорания и приспособить их под бензин Аи-80. Замер трансформации мощности не создавали, но за счет для того чтобы форсирования она обязана бы, само собой разумеется, увеличиться.

Глушитель двигателя покинули штатный — от МП-80, но его усовершенствовали, а правильнее дополнили самодельным баллоном-резонатором, подсоединив к глушителю через эластичный гофрированный рукав. Наряду с этим и новый двигатель, и дополнительный резонатор компактно уместились под штатным капотом.

Модернизированный коленчатый вал силового агрегата от мотопомпы МП-80, приспособленного для снегохода «Буран», в сборе:

1—левая (по ходу) полуось; 2—упорный подшипник 8207; 3—роликовый подшипник 42207; 4—наружные (цельные) щеки шатунов; 5—шатуны; 6—роликовые подшипники 2306; 7—внутренняя (разрезанная) щека шатуна; 8—храповая муфта кикстартера; 9—косозубая шестерня кикстартера; 10—полумуфта магнето; 11—правая полуось; 12—стяжной болт (2 шт.); 13—центральный вал; 14—дистанционная муфта; 15—коренная шейка шатуна (2 шт.); 16—ролики бессепараторного подшипника (по потребности, 2 компл.).

«Буран» плюс

Полуоси коленчатого вала:
а — правая; б — левая; штрих-пунктирной линией продемонстрированы очертания исходной подробности — штатной полуоси.

Забегая вперед, отмечу, что выброс стал мягче и его возможно сравнить с выбросом четырехтактного двигателя. Работу мотора на средних оборотах не слышно уже на расстоянии 40 м, а на холостом ходу — 7—8 м. Но основное преимущество оказалось в другом.

Так, на «Буране» выхлопные газы направлялись глушителем через корпус снегохода вниз — в том месте постоянно образовывалась наледь, куски которой приходилось в поездках отколачивать. Сейчас выхлопные газы выходят с правого борта в сторону совсем не попадая на пассажира и водителя. Старое отверстие под глушитель в корпусе закрыли приваренной накладкой.

Ответственная самодельная дополнительная подробность — особый фланец, на что крепятся генератор (вместо штатного магнето МП-80) и пусковой механизм от «Бурана». Фланец было нужно не только самому точить на токарном станке, но и отливать для него болванку, поскольку нигде не отыскал подходящей массивной заготовки.

Материалом для болванки послужили ветхие дюралюминиевые поршни, каковые наколол и расплавил в ковше, изготовленном из консервной банки.

Диаметр ковша около 220 мм, а высота — практически 90 мм. Плавил в кузнечном горне в конце смены, покинув расплав в ковше на затухающем огне на всю ночь. Наутро ковш с застывшим металлом разрезал болгаркой, разодрав стены «розочкой», и вытащил болванку.

Отливка имела разную структуру: пористую — в верхнем слое и плотную (приблизительно на 2/3 высоты) — в нижних слоях, которая и была использована для того чтобы изготовить горн.

Тут же отмечу, что фланец сажается на шпильки М8 и крепится гайками к блок-картеру. При монтаже фланца нужно сперва насадить его на шпильки так, дабы они только мало выступали из отверстий.

После этого на все шпильки легко наживить гайки и попеременно их равномерно закручивать.

Привод (клиноременная передача) вентилятора радиатора, генератора и жидкостного насоса (не виден за пусковым устройством).


Радиатор совокупности охлаждения двигателя снегохода.

Еще во фланце «по месту» сверлится отверстие под провода и выполняются два диаметрально противоположных паза под винты М5.

Пазы при ослабленных винтах разрешают поворачивать фланец по часовой стрелке (либо против), что позволяет установить более раннее (либо позднее) зажигание — поменять угол замкнутого состояния контактов прерывателя.

Особый фланец.

Не считая головок цилиндров переделкам подверглись и другие детали двигателя МП-80.

Прежде всего это касается его коленчатого вала, а правильнее его крайних частей (назовем их условно полуосями: правой и левой, ориентируясь по ходу). Для этого двигатель разобрали: сняли цилиндры, блок-картер «располовинили».

Начнем с левой полуоси. В заводском выполнении для МТ-80 конструктор как словно бы предугадал, что его мотор поставят на «Буран». А потому покинуты на месте оба ее подшипника: и опорный роликовый 42207, и упорный шариковый 8207. Возможно было бы сохранить прежней и длину оси.

Но тогда бы была излишне долгая ее консольная выступающая часть, что при смещении шкива вариатора позвало бы дополнительные нагрузки на подшипники. К тому же, было нужно бы еще переделывать узел ведомого шкива.

Исходя из этого все же решили полуось укоротить, не смотря на то, что и ненамного — всего лишь на 18 мм, перенеся, соответственно, все поперечные и продольные размеры с конца вала вглубь.

При определении длины консольной части полуоси «плясали» от финишей шпилек крепления корпуса сальника — по окончании напрессовки правого диска шкива на полуось до упора в буртик он все же не должен доходить до торцов шпилек хотя бы на 3 мм.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Полуось имеет заводские центровочные отверстия-гнезда, исходя из этого обработка ее концевой консольной части затруднений не позвала, не смотря на то, что и потребовалось строго выдержать допуски для посадки подшипника диска и правого шкива 205 холостого хода вариатора. На резьбовой финиш полуоси навинчивается бурановская втулка левого крайнего диска с грузиками шкива вариатора.

Сейчас о правой полуоси. В первую очередь с нее снимаются все сидящие на ней подробности. Свободная полуось обрезается под корень щеки кривошипа. Затем иначе щеки (в том месте имеется центровочное гнездо) сверлится отверстие диаметром 28 мм, а после этого растачивается до диаметра 29 — 0,05 мм.

Правая полуось выгачивается новая (ее размеры приведены в чертеже) — сперва с припусками 2 мм, а после этого — совершенно верно в размеры. Для посадки щеки на полуось щеку нагревали. По окончании того удостоверились в надежности биение всего коленчатого вала и устранили излишнее. Потом, установив кривошип правого шатуна в положение верхней мертвой точки, на полуоси профрезеровали шпоночный паз для ротора генератора.

Совокупность охлаждения мотора в мотопомпе МТ-80 была совсем простой — цилиндры охлаждались протоком закачиваемой воды. Исходя из этого для применения на снегоходе совокупность охлаждения было нужно конструировать заново. Главной трудностью наряду с этим было то, что она (совокупность) должна быть компактной и умещаться вместе с двигателем под штатным капотом. Но и эта задача была решена кроме того с теми комплектующими узлами, каковые имелись в наличии либо каковые удалось раздобыть.

Схема жидкостного охлаждения двигателя МП-80 на снегоходе «Буран-плюс»:
1 — двигатель; 2—муфта (отрезок резиновой трубки); 3—трубка (штатная, разрезанная); 4—шланги (резиновая трубка O вн. 14); 5—радиатор (печка от трактора ДТ-75); 6 — вентилятор (от снегохода «Буран»); 7—расширитель (бензобак от пускового двигателя ДТ-75); 8—насос (помпа от автомобиля ВАЗ-2101); 9—переходник (сталь, круг 45); 10—хомут (9 шт.).

Самая объемная подробность (либо узел) — радиатор.

В его качестве приспособили обогреватель (печку) от трактора ДТ-75 фактически без переделок. А расширителем послужил бензобак пускового двигателя того же трактора. Лишь в совокупности охлаждение он установлен «на попа» (вертикально). Потому, что радиатор расположен под капотом, к тому же боком к направлению перемещении (а следовательно, и к встречному воздушному потоку), то его снабдили еще вентилятором, что расположили между правым цилиндром и радиатором, прикрепив корпус к картеру.

Вращение вентилятора вместе с насосом осуществляется от коленчатого вала через шкивы клиноременной передачи.

Насос использован от автомобиля ВАЗ-2101. Его было нужно доработать: заглушить отверстие в торце 3-мм металлической пластиной через резиновую прокладку и, просверлив наоборот приемного патрубка отверстие диаметром 12 мм, приварить отвод — отрезок трубы наружным диаметром 15 мм.

Потому, что приемный патрубок запланирован на шланг диаметром 40 мм, а все трубопроводы новой совокупности имеют внутренний диаметр 14 мм, то было нужно сделать переходник.

Насос крепится к корпусу вентилятора радиатора посредством кронштейна с прорезью (от генератора ВАЗ-2101) и уголкового кронштейна с осью (втулка приварена к заглушке насоса) — к картеру. Насос имеет возможность поворачиваться на небольшой (но достаточный для натяжения приводного клинового ремня) угол.

Головки цилиндров имеют прокладки, в которых было только по одному отверстию около каждого цилиндра. Было нужно пробить особым пробойником еще по шесть отверстий (кроме места крепления штуцеров), дабы жидкость не шла по пути мельчайшего сопротивления, а обтекала всю головку цилиндров.

Головки цилиндров соединены между собой алюминиевой трубкой. Эту трубку разрезали, рассверлили до диаметра 10 мм и соединили отрезком резинового шланга, затянув его хомутами.

Такая переделка предотвратит разгерметизацию головок и соединений трубки цилиндров от вибрации на протяжении работы двигателя.

Для продувки радиатора с целью действенного охлаждения циркулирующей в нем жидкости, независимо от скорости движения и температуры воздуха, установлена еще крыльчатка (вентилятор). Она — от снегохода «Буран», где употреблялась для принудительного воздушного охлаждения цилиндров.

Вращение крыльчатки, как и насоса (помпы), осуществляется от коленчатого вала через шкивы клиноременной передачи. А дабы крыльчатка не гнала воздушное пространство мимо радиатора, она заключена в кожух, а все щели в самом радиаторе и между ним и кожухом крыльчатки запаяны белой жестью.

Впускной коллектор:

1—патрубок цилиндров (от выпускной трубы мотоцикла «Иж-Планета»); 2—патрубок карбюратора (от той же трубы); 3—карбюраторный фланец (металлической лист s6); 4—ушко крепления карбюратора (металлической лист s3, 2 шт.); 5—фланец цилиндра (металлической лист s5).

Для двигателя МП-80 приобрели новый карбюратор К-68 «Пекар». Для него было нужно сделать из выхлопной трубы мотоцикла «Иж-Юпитер» второй впускной коллектор.

Доработка подмоторной площадки:
1—рессора (2 шт.); 2—площадка (металлической лист s3); 3—крепление площадки к реcсоре (болт М8, 6 шт.); 4—подушка (резина, 4 шт.); 5—дополнительная пластина (металлической лист s3).

Для закрепления нового силового агрегата на подмоторной площадке «Бурана» ее было нужно удлинить (приварить добавочную поперечную пластину) на 27 мм и выполнить новые пазы для регулировки его расположения с целью совпадения шкива вращения редуктора и плоскости вариатора.

Наряду с этим самую малость, но неизбежно сфрезеровывались края рессор (что, в неспециализированном-то, не страшно). Дабы шпильки крепления силового агрегата (а правильнее, их гайки с шайбами) не перекашивались, на место срезанных финишей рессор к площадке снизу приварили такие же по толщине пластинки.

Еще одно изменение на снегоходе коснулось скорее его внешнего вида (так сообщить, дизайна), чем конструкции, — это переделка обтекателя.

Его «скроили» из двух, установив на нем еще и вторую фару, что придало снегоходу более внушительный вид. Штатную фару переместили наряду с этим вправо (по ходу), и она осталась так же, как и прежде путевой (неподвижной). Вторая же имеет возможность поворачиваться в собственном гнезде а также выниматься из него при необходимости и употребляться как фара-искатель.

Напоследок хочется отметить преимущества, каковые купил ветхий «Буран» по окончании оборудования его двигателем от мотопомпы МП-80.

Во-первых, жидкостное охлаждение мотора снабжает ему стабильный тепловой режим с рабочей температурой около 85°С. Во-вторых, увеличились тяговые характеристики снегохода, что разрешает ему не только нормально преодолевать более крутые препятствия, но и буксировать не легко груженные нарты (аж до 800 кг).

В третьих, запасные части дешёвы и недороги, что также важно.

Возможно, упала большая скорость. Но снегоход рекомендован не для гонок по степям и равнинам.

Местность у нас пересеченная, к тому же с лесами, где и 45 км/ч — скорость уже запредельная. А отечественный «Буран-плюс» может катиться и стремительнее.

ВИТАЛИЙ и ВЛАДИМИР ПРОНИНЫ, г. Краснослободск, Мордовия

Рандомные статьи:

М4А1 буран плюс подствольник


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Двигатель «бурана»: вскрываем резервы

    Двигатель РМЗ-640 «Буран» производства Рыбинского моторостроительного завода обширно употребляется не только на одноименных снегоходах, но и на…

  • «Буран» не боится морозов

    Чем отличается снегоход (мотонарты) от мотоцикла — известно всем, кто знаком с этими транспортными средствами. По большей части тем, что первый —…

  • «Буран» станет надёжнее

    В конструкции трансмиссии снегохода «Буран» имеется центробежный ускоритель-вариатор. При достаточно интенсивной эксплуатации снегохода данный узел…

  • «Триумф»: комфорт плюс скорость

    «Им не страшны преграды!» — под таким девизом отечественный издание пара лет назад начал публиковать описания конструкций самодельной вездеходной…