Каким быть автоконструкторскому кружку? Какие конкретно в нем направляться строить машины? Как организовать занятия? Эти да и многие другие вопросы были затронуты в недавних публикациях М. Л. Ларкина и И. Ф. Рышкова «Проект — модель — машина» и «Конструктору машин — авто-конструктор!» («М-К» № 1, 1979 г.).
Более всего отечественных читателей заинтересовала техническая сторона дела — устройство модульного микроавтомобиля. Сейчас мы предлагаем последнюю разработку автоконструкторской лаборатории КЮТа Сибирского отделения Академии наук СССР — микроавтомобиль «Белка».
У этого маленького, красивого прогулочно-спортивного «внедорожника» всего за полчаса возможно коренным образом поменять целый вид. Стоит переставить два-три элемента конструкции — и перед вами багги.
А вдруг покажется желание прекратить «Белку» в туристский автомобиль, то достаточно установить на нее съемный тент-обтекатель. Без особенного труда преобразовывается она и в легкий грузовичок. При необходимости автомобиль легко разбирается и складывается в личный грузовой кузов, как в коробку.
Не обращая внимания на относительно маленькие размеры («Белка» вольно размещается кроме того на рабочем столе!), это не игрушка, а самый настоящий автомобиль. Его скорость около сорока километров/ч, а горючего в бензобаке хватает на 100 км пути.
Как появилась мысль модульного автомобиля? В первую очередь нас не устраивали строительства и сроки проектирования «классических» автомобилей — отечественные мальчишки успевали вырасти, окончить школу и уйти из клуба, так и не сев ни разу за руль.
Не доходили для нас и схемы с применением каркаса и нетехнологичных в условиях кружка профилированных панелей. Такие конструкции, кроме того, что на их воплощение требуется через чур много времени и сил, к тому же полностью неизменяемы — другую машину сделать на базе ветхой очень затруднительно. Строить же новый автомобиль без применения элементов ветхого накладно.
Рис. 1. «Белка» — модульный микроавтомобиль.
Рис.
2. Шасси микроавтомобиля:
1 — поперечная рессора, 2 — поперечная тяга, 3 — маятник передней подвески, 4 — проушина крепления передней подвески, 5 — хребтовая рама, 6 — рычаг запуска двигателя, 7 — поперечная балка рамы, 8 — проушины крепления маятника задней подвески, 9 — маятник задней подвески, 10 — заднее колесо, 11 — продольная рессора, 12 — двигатель ВП-150.
Рис. 3. Ступица заднего правого (вольно катящегося) колеса.
И последнее, что побудило взяться за разработку трансформируемого микроавтомобиля, — это неприятность хранения. Число отечественных разработок медлительно, но неуклонно возрастало; пара автомобилей мы держали в лаборатории, остальные — в гараже. Интерес к ним пропадал, потому, что ребятам хотелось попытаться силы в строительных работах как раз собственного автомобиля, и неспешно труд нескольких поколений кружковцев преобразовывался в металлолом.
Все это и вынудило нас обратиться к принципиально новой идее — спроектировать многоцелевой блочный (модульный) автомобиль.
Были, действительно, и возражения: кое-какие пологали, что проектирование таковой автомобили поставит юного конструктора в твёрдые рамки, мешающие полету творческой фантазии. Но большая часть ребят склонилось к мысли, что этого не случится.
Напротив, ограничения в конструкции предоставит шанс юному автостроителю показать максимум изобретательности при проработке собственного варианта на базе стандартного комплекта элементов.
Давайте сейчас в мыслях откроем коробку-кузов и разглядим, из чего складывается база автоконструктора.
Кузов «Белки»-грузовичка является ящиком , собранный из шестимиллиметровой фанеры и окантованный дюралюминиевым уголком.
Сверху лежат подробности водительского кресла — сиденье и спинка. Они простые — основание (фанера толщиной 6 мм) с наклеенным на него поролоном обтянуто неестественной кожей красного цвета. Габаритные размеры сиденья 570X300 мм.
Под подробностями сиденья лежит металлической лист 720X510 мм толщиной 2 мм, оклеенный с одной стороны рифленой резиной, — это днище автомобиля.
Двенадцать отверстий O 4 мм по кромке страницы предназначены для крепления пола к кузову.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Вынув днище, вы найдёте под ним шесть бортовых панелей, являющихся базой кузова автомобиля, потому, что фактически все остальные элементы корпуса крепятся к ним.
В центре коробки между бортовыми панелями покинуто место для четырех колес 3,50—5 модель В-25 А. В них положены восемь колесных дисков и две ступицы с осями и подшипниками в сборе с продольными тягами и поворотными цапфами.
Еще ниже лежат две качалки переднего моста, сваренные из газовых труб с внешним O 20 мм. Тут же находится и подмоторная рама, служащая в один момент основанием заднего моста и его подвеской. Сварена она из газовый труб O 30 мм.
В тот же ящик-кузов уложена и хребтовая рама автомобиля квадратного сечения 40X40 мм с приваренными к ней проушинами для крепления качалок переднего и заднего мостов.
Под рамой лежат две рессоры (передняя — поперечная и задняя — продольная) и четыре стремянки с наклад« нами для крепления подвески к раме. Полосы рессор возможно подобрать от автомобиля «Москвич» любой марки.
В набор конструктора входят кроме этого рулевое колесо, рулевая колонка с поводками и кронштейнами и поперечные тяги с шарнирами. В отдельном пакете — педали управления дроссельной заслонкой карбюратора, тормозами и сцеплением.
На самое дно кузова уложены панель капота, ветровое стекло, задняя опора спинки сиденья (она же — капот бензобака), задние крылья и передние, приборный щиток и два металлических уголковых профиля 20X20 мм длиной 720 мм. В особом отсеке находятся фары и подфарники, габаритные огни, тросы, спидометр, тумблеры, пакет элементов и комплект электропроводки крепежных подробностей — болтов, винтов, гаек и шайб. Не забыты и торцевые гаечные ключи, отвертки.
Двигатель ВП-150 упакован вместе с бензобаком, шлангом бензопровода и кикстартером в отдельном коробке.
Набор деталей автомобиля налицо. Постараемся сейчас совместно собрать один из вариантов автоконструктора, например, микроавтомобиль «Белка»-«джип».
Затевать сборку оптимальнеес шасси. Для этого на монтажную площадку направляться уложить хребтовую раму и к ней двумя болтами М10 шарнирно подсоединить подмоторную качалки и раму переднего моста.
Финиши передней поперечной рессоры вводим в опорные скобы качалок переднего моста, а центр ее закрепляем двумя стремянками на раме.
В левую втулку подмоторной рамы вставляется вал двигателя, а сам он пристыковывается к раме двумя стопзрнымй болтами. Ось вольно катящегося колеса с обоймой и подшипниками вставляется в правую втулку подмоторной рамы.
Затем возможно монтировать заднюю продольную рессору, один из финишей которой обязан пребывать в опорной скобе подмоторной качающейся рамы, а второй фиксируется двумя стремянками на хребтовой раме.
Сейчас приступим к монтажу задних колес. В первую очередь направляться собрать посредством трех гаек и болтов покрышку с камерой и оба диска и накачать колесо. Колеса насаживаются на шпильки ступиц задних осей, снаряженных дисками и тормозными колодками.
Задний мост, так, оказывается всецело собранным.
Рис. 4. Главные их развёртки и панели кузова:
1 — эмблема, 2 — приборный щиток, 3 — капот, 4 — опора спинки, 5, 17 — боковины заднего крыла, 6, 18 — основание кузова, 7, 13 — бортовые панели, 8, 14 — боковины переднего крыла, 9, 15, 16 — задние крылья и передние (размеры в скобках — для задних крыльев), 10 — передняя панель, 11 — накладка, 12 — днище, 19 — задняя панель.
Рис. 5. Ступица переднего колеса с цапфой и осью.
Следующий этап — сборка переднего моста. Сперва на кулаки качалок устанавливаются две поворотные цапфы с полуосями передних колес, закрепляются шкворнями И шплинтуются. На полуоси надеваются ступицы с запрессованными в них подшипниками. Сборка передних колес кичем не отличается от соответствующих операций с задними.
Остается поставить на место рулевую колонку и поперечные тяги, и работу над шасси можно считать законченной.
Сейчас настала очередь кузова.
Для начала заберём несколько панелей основания кузова и скрепим их четырехмиллиметровыми болтами. Потом монтируем бортовые панели, крылья с необходимой вставкой шумопоглощающих элементов. В передней и задней частях кузова в появившиеся при сборке проемы устанавливаем два распорных уголка и закрепляем их четырьмя болтами.
К отбортовкам крыльев приворачиваем дне.
Потом последовательно закрепляются капот (не забудьте о прокладках!), ветровое стекло, приборный щиток (крепится винтами-саморезами), передние фары и задние габаритные огни. И напоследок в готовый корпус устанавливается бензобак, а на приборную доску — спидометр, тумблеры и замок зажигания. Корпус практически собран, остается поставить на рычаги управления и место педали и смонтировать электропроводку.
Сейчас кузов возможно стыковать с шасси, установить бензопровод и тросики управления. Автомобиль «Белка»-«джип» собран. Возможно отправляться в путь.
М.
ЛАРКИН, начальник лаборатории конструирования
и опытного моделирования КЮТа СО АН CCCР
Рандомные статьи:
Белка в программе \
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Микроавтомобиль «Друг» — машина… для малышей. Он создан в лаборатории конструирования Клуба и опытного моделирования юных техников Новосибирского…
-
Не для них колея повторений! Собственный творческий порыв они направляют по непроторенным дорогам технического поиска. Лишь то, что еще никто не делал, и…
-
Микроавтомобиль для начинающего водителя
На небе ни облачка, тепло. В такую погоду приятно прогуляться по окрестностям, а ещё лучше прокатиться. Вы открываете дверь и выносите посредством…
-
Белок и его составляющие в продуктах питания
Содержание: Кислород * В каких продуктах содержится кислород? Углерод * Какие конкретно продукты содержат углерод? Водород * В каких продуктах содержится…