В большинстве случаев картингисты начинают собственный спортивный путь летом, участвуя в кольцевых гонках. Тем, кто желает попытаться собственные силы зимний период, мы предлагаем эту статью, продолжающую отечественную заочную школу картингиста (см. № 10 и 11). Об изюминках зимнего картинга говорит мастер спорта СССР, публичный инструктор экспериментальной лаборатории микроавтомобилей Курского Дворца пионеров инженер М. ТОДОРОВ.
…«На старт приглашаются…» Судья-осведомитель объявляет номера участников очередного заезда, и к стартовой линии приближаются четыре карта. Вот они замерли перед резинкой, натянутой поперек дорожки. Нетерпеливо взревели моторы — ив следующее мгновение автомобили разом рванулись вперед, под метнувшуюся вверх резинку.
Из-под колес бьют тугие струи ледяной крошки. Борьба на автостраде идет за любой сантиметр, за каждую долю секунды, и все это на самых высоких скоростях, на пределе возможностей моторов!
Меньше двух мин. прошло с момента старта, а победитель заезда под ободряющие возгласы болельщиков, заполнивших трибуны стадиона, уже пересекает линию финиша.
Тем временем очередная четверка спортсменов приготовилась выйти на лед, дабы продолжить состязание.
Это увлекательное, захватывающее зрелище — зимние гонки на картах по залитой льдом беговой дорожке стадиона.
Федерация автомобильного спорта СССР каждый год проводит зимние чемпионаты СССР и последовательности республик, классические матчевые встречи по картингу на льду, в которых многие спортсмены с наслаждением пробуют собственные силы.
ГОНКИ ПО ЛЬДУ НА КАРТАХ, как и мотоциклетные, проводятся правильно трековых соревнований с применением особой таблицы заездов. Таблицы бывают для 9, 13 либо 16 участников. В случае если спортсменов 16, то в сутки соревнований проводится 20 заездов, причем любой участник выходит на старт пять раз.
В заезде состязаются четыре гонщика. Таблица составлена так, что спортсмен видится в заездах с каждым из собственных соперников лишь один раз.
По итогам каждого заезда судьи начисляют спортсменам очки.
За первое место — три очка, за второе — два и за третье — одно очко. За последнее, четвертое место очки не начисляются. Победитель соревнований определяется по солиднейшему числу собранных очков. Если оно равняется у двух и более спортсменов, проводится дополнительный заезд.
Зимний картинг имеет собственные особенности. Они в первую очередь отражаются на конструкции «ледового» карта.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, не считая неспециализированных, приведенных в № 10 издания, имеют и особые положения для зимнего карта. Так, в автомобилях, предназначенных для соревнований на льду, запрещается использовать передние тормоза.
На беговой поверхности колес должны быть установлены железные шипы длиной не более 28 мм.
Колеса зимнего карта в отличие от летнего имеют по всей ширине защитное ограждение, причем нижняя граница его обязана отстоять от ледяной поверхности не более чем на 100 мм.
Официальные соревнования по картингу на льду проводятся на автомобилях с двигателями рабочим количеством до 175 см3.
Но соревнования последних лет, в которых принимали участие карты класса до 125 см3, продемонстрировали, что гонки на льду вероятны и на таких автомобилях.
Практически во всех случаях спортсмены применяют наряду с этим те же автомобили, на которых они выступали летом, только пара переоборудовав их. Прекрасно зарекомендовали себя зимний период модели, производимые индустрией, — легкие, «эластичные» и достаточно прочные.
С не меньшим успехом на льду возможно применять и самодельные карты.
Как перевоплотить простую заводскую модель в зимнюю, предназначенную для ледовых гонок? В первую очередь нужно снабдить колеса шипами и особыми защитными ограждениями, после этого произвести маленькие переделки самого карта.
ШИПЫ ДЛЯ КАРТОВ подобны по конструкции тем, каковые употребляются для ледовых гонок на мотоциклах.
Громаднейшей надежностью владеет «гвоздик» (рис. 1) с так называемой «плавающей» опорной шайбой.
Он складывается из точеного стержня с грибком у основания, специальной гайки и опорной шайбы. Заготовки в большинстве случаев делают из стали У7 либо У8. Верхняя часть стержня сводится на конус с углом 7—8°, а на цилиндрической части нарезается резьба М8Х1. Такая же — на гайке.
Протяженность резьбовой части зависит от толщины беговой дорожки покрышки и выбирается в большинстве случаев в пределах 14—17 мм. Готовые стержни закаливают до твердости 45— 48 ед. по Роквеллу.
Время от времени употребляется и вторая конструкция шипов (рис. 2), при которой стержень не имеет грибка и возможно изготовлен из калиброванного прутка O 8 мм.
Наряду с этим упрощается разработка изготовления, поскольку не нужно предварительно протачивать цилиндрическую часть стержня, что дает ощутимую экономию труда и времени. Опорная шайба в данной конструкции имеет резьбу. Навинтив на основание стержня, шайбу прихватывают к нему электросваркой.
Затем шипы закаливают. Шайбы изготавливают из незакаливаемых сортов стали (Ст. 3, Ст. 6).
Гайки для шипов обоих типов однообразные.
Шипы второй конструкции со временем протирают предохранительную брезентовую прокладку гранью жестко закрепленной опорной шайбы, что ведет к разрушению камеры колеса. Чтобы не было этого по окончании трех-четырех соревнований прокладку направляться поменять.
Перед шиповкой колеса предварительно размечают так, дабы в зацеплении с ледяной дорожкой постоянно находилось постоянное число шипов. Тогда колесо будет двигаться по льду медлено, без скачков.
Иначе говоря шиповать колеса нужно равномерно и наряду с этим не забывать: чем гуще стоят шипы и чем они дольше, тем устойчивей карт, но и тем большей мощности потребует он для перемещения по льду. Помимо этого, направляться учитывать и температуру воздуха, от которой зависит состояние поверхности льда.
Практика спортсменов Курского Дворца пионеров разрешила выяснить самая подходящую для разных условий схему шиповки колес.
На обоих передних колесах шипы ставятся в один последовательность посередине. На колесе диаметром 300—320 мм их возможно 23—24. Высота «гвоздика» над поверхностью покрышки не превышает 26—27 мм.
Правое заднее колесо имеет четыре последовательности шипов, расположенных в соответствии с схеме разметки, приведенной на рисунке 3, а левое заднее — три последовательности шипов. В этом случае двигатель карта не «садится» на виражах, не смотря на то, что старт не редкость пара затянут.
На задних колесах — по 14 шипов в каждом последовательности.
Для зимнего карта мы предпочитаем применять покрышки моделей В-29 на передние колеса и В-26А — на задние, без дефектов и повреждений. Допускается применение покрышек с 50-процентным износом беговой дорожки.
Установку шипов направляться затевать с разметки покрышки мелом. После этого нагретым железным прутом O 8 мм прожигают отверстия в покрышке, в которой укладывают полосу из толстого брезента:к примеру, ветхого пожарного шланга.
Опорные шайбы шипов нигде не должны выходить за ее пределы. Шип пробивают через отверстия и полосу в покрышке, и на выступающую часть его навинчивают гайку (рис. 5). Гайку нужно затягивать весьма туго, дабы шип при езде не «игрался».
Делается это посредством особого ключа (рис. 6), что вставляется в два диаметрально противоположных отверстия гайки (см, рис. 16). место и Резьбу контакта гайки с покрышкой полезно смачивать при затяжке мыльным раствором.
По окончании установки шипов их опорные шайбы закрывают второй брезентовой полосой, предназначенной для защиты камеры от протирания. Собранные колеса устанавливают на карт и накачивают до 3,5 атм.
ЗАЩИТНЫЕ ОГРАЖДЕНИЯ КОЛЕС съемные.
Главные требования к ним, не считая вышеуказанных, — небольшой вес, надёжность крепления и достаточная жёсткость конструкции к карту. Учитывая это, мы свариваем каркасы ограждения каждого колеса из тонкостенных металлических трубок O 15—16 мм (сталь 30ХГСА). Чертежи каркасов ограждения приведены на картинках 7 и 8.
Готовые каркасы накрывают полосой мягкого алюминия толщиной 1 мм, боковые края которой завальцовывают по трубкам каркаса, а спереди и позади полосу обрезают до высоты, упомянутой в технических требованиях. Такие «крылья» зимнего карта защищают спортсмена, двигатель и преследующих соперников от ледяной крошки, выбиваемой шипами.
Ограждения передних колес крепят четырьмя болтами к поворотным цапфам на места снятых опорных дисков передних тормозов.
Задние крепятся в четырех точках: хомутом к раме, болтами к подшипниковым опорам задней оси (две точки) и к заднему отбойнику, чертежи которого приведены на рисунке 9.
Подготовка карта к гонкам по льду включает и ряд других переделок. Они связаны с тем, что перемещение по ледяной дорожке неизменно направлено против часовой стрелки. Исходя из этого для увеличения устойчивости карта на виражах нужно сместить центр его тяжести влево.
Несложнее всего передвинуть на 100 — 120 мм сиденье.
Наряду с этим, быть может, нужно будет изогнуть его кронштейны либо приварить новые. Если вы решите ветхие кронштейны убрать, то отрезайте их не «под корень», а отступя на 15—20 мм от места сварки с рамой. Новые приваривайте к оставшимся отросткам. Так вы убережете раму от деформации и перегрева.
Зимний период частенько отказывают топливные насосы. Исходя из этого сделайте совокупность питания с подачей горючего самотеком. Высоту спинки сиденья в картах промышленного выполнения нужно будет увеличить, прикрепив к ней несколькими болтами лист алюминия толщиной 2 мм. обрезанный сверху полукругом.
К нему и будет подвешен бак емкостью 1,5—2 л. Дно бака должно быть выше крышки поплавковой камеры карбюратора не меньше чем на 50 мм. В дне бака установите краник, соединенный бензостойким шлангом с поплавковой камерой карбюратора.
Совокупность питания зимний период требует чистоты и особого ухода.
Капельки воды, не причиняющие вреда летом, доставляют большое количество проблем на морозе, поскольку, замерзая, нарушают смесеобразование и подачу топлива в карбюраторе. Исходя из этого регулировку и заправку двигателя направляться создавать на открытом воздухе.
Обратите внимание на тросы управления.
Перед гонками их необходимо шепетильно смазать жидким незастывающим маслом, а места их выхода из оболочки близко покрыть смазкой ЦИАТИМ-201. В коробке перемены передач зимний период кроме этого лучше использовать маловязкие масла, к примеру веретенное. Им возможно смазать и подшипники колес.
не забывая, что шиповка увеличивает нагрузку на двигатель, передаточное отношение основной передачи направляться расширить, установив на задней оси ведомую звездочку, имеющую на 5—6 зубцов больше, чем у летнего карта.
Изменять это отношение уменьшением числа зубцов ведущей звездочки не нужно, поскольку это быстро повышает нагрузку на цепь и увеличивает опасность ее разрыва.
При опробованиях карта на ледяной дорожке необходимо произвести все нужные регулировки двигателя, органов и трансмиссии управления, а после этого более совершенно верно подобрать передаточное отношение. Оптимальным станет таковой вариант, при котором прохождение картом одного круга займет меньше времени.
Перед соревнованиями потренируйтесь в управлении картом на льду. Обратите внимание на послушность и устойчивость автомобили на поворотах. Карт обязан оставаться прекрасно управляемым на виражах при перемещении на «полном дросселе».
Успешных вам зимних стартов, юные картингисты!
Рандомные статьи:
Белый Колодец.Картинг.Тренеровка.
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Стремительное скольжение по ледяной поверхности отечественного самодельного ледового парусника-буера, оперенного крылом-парусом, в…
-
Древесный пазл для малышей Божья коровка. Раздел с игрушками этого производителя . К сожалению, информации о производителе до тех пор пока отыскать не…
-
Как и с чем носить белую футболку, чтобы выглядеть стильно
Белая футболка – это одна из базисных вещей, которая должна быть в гардеробе каждой дамы. Сложно представить себе что-то, более базисное. Это любимая…
-
Все о карте. как построить карт
Материалы первых занятий отечественной заочной школы картингистов были уже в печати, в то время, когда в редакцию стали поступать письма читателей с…